Преподаватель тайцзицюань: Фёдор Парфёнов /часть вторая/

Лазарь Модель

Преподаватель тайцзицюань: Фёдор Парфёнов  /часть вторая/

Мы продолжаем нашу беседу с живописцем Фёдором Парфёновым. Но сегодня наш разговор пойдёт несколько в неожиданном «ракурсе» -- ­ не как с живописцем, а как с Учителем “тайцзицюань”.

-- Фёдор, почему вы стали заниматься единоборствами? Обычно это происходит, когда что-то случается в жизни. С вами тоже было так?

-- Как начал заниматься единоборствами? Ничего особенного не случилось. Ну, в детстве, бывало, деньги отнимали хулиганы, было обидно. Мама давала на кино – и отнимали. Хотелось научиться постоять за себя. У нас в городе был выбор: бокс, или греко-римская борьба, она тогда называлась «классической». Один из моих обидчиков, вроде как, посещал секцию бокса, путь туда мне был заказан. Поэтому, в итоге, я оказался в секции борьбы.

Спорту тогда уделяли много внимания, тренировки были ежедневно, без выходных, давали талоны на питание в столовых, был очень хороший летний спортивный лагерь в сосновом бору. Борьбой прозанимался около четырёх лет.

А восточные единобоства меня всегда очень интересовали, но у нас в Удмуртии учиться было не у кого. Когда переехал в Москву, сюда уже начали приезжать носители традиции, можно было попасть на обучение к китайскиим мастерам. При первой возможности я постарался попасть на такие занятия. В результате, около пяти лет обучался в группе у мастера стиля Чэнь тайцзицюань – Лю Гуанлая (ученик Фэн Чжицяна), а затем в Москву стал приезжать мастер цигун и тайцзицюань стиля У – Чжоу И, ученик знаменитого У Тунаня. Учитель Чжоу И ездил в Москву с семинарами около десяти лет. В его отсутствие мы продолжали заниматься с его самым близким учеником и замечательным переводчиком – профессором-китаистом Андреем Олеговичем Милянюком, которого я тоже считаю своим учителем. Сейчас он возглавляет Исследовательское общество «Тайцзи» и нашу школу, которую я представляю.

-- Ну, а почему именно стиль “тайцзицюань” ­ -- редкое для России единоборство?

-- Теперь уже нельзя сказать, что тайцзицюань в России редок. Просто дело в том, что большинство людей занимаются им для укрепления здоровья, поскольку нагрузка при занятиях комплексами тайцзицюань очень легко дозируется, движения медленные и плавные, травмы исключены, противопоказаний практически нет – ни по возрасту, ни по состоянию здоровья.

Другое дело – боевая часть, и тренировки с полной отдачей, как полагается в других боевых искусствах. Китайцы долгое время скрывали эти эффективные техники, «учили форме и не учили мастерству», многие люди, прозанимавшись даже долгое время, не понимали как применить навыки тайцзицюань в бою. Укоренилось мнение, что это всё неэффективные вещи, или для их освоения нужны десятилетия. На самом деле это не так. Если человека честно обучать, а он будет заниматься искренне, с полной самоотдачей, как тренируются, например, каратисты, то и результат не заставит себя ждать. Естественно, к вершинам мастерства нужно идти многие годы (я занимаюсь более двадцати пяти лет, и сейчас ещё много чего не понимаю, не умею в этом искусстве), но реальные, практические навыки можно получить довольно быстро, и уже применять в поединках. Пусть это будет не блестяще, но техника будет работать. А затем уже в течение многих лет можно оттачивать мастерство.

-- Быть в Китае, или с китайскими Учителями доводилось встречаться, учиться у них?

-- В Китае не был. В основном, по материальным причинам. И потому, что, благодаря Андрею Милянюку, информации из «первых рук» у нас очень много. Андрей Олегович часто ездит в Китай, по нескольку раз в год, и поддерживает отношения с известными мастерами цигун и тайцзицюань. Он честно делится с нами полученными знаниями. Периодически китайские мастера приезжают в Россию, проводят семинары в Москве, других городах.

-- Когда показывают китайские монастыри и монахов, изучающих там единоборства, речь идёт именно об этом стиле, или каких-то ещё других?

-- Смотря какие монастыри. В Буддийских монастырях практиковали больше «внешние» стили – шаолиньцюань и «жёсткий» цигун. В монастыре Шаолинь тайцзицюань не практиковали. В даосских монастырях чаще практиковали «внутренние», «мягкие» стили ушу – тайцзицюань, багуачжан, снъицюань, пестовали «пилюлю бессмертия».

-- В ваших учебных роликах, где вы работаете с группой, видно, что идет работа «с энергией». Ощущаете эту энергию?

-- Когда обыватели рассуждают об «энергии», они, чаще всего, смутно понимают, что имеется ввиду, и как это работает. Я тоже не смогу дать исчерпывающие объяснения. Чтоб было понятнее – это похоже на некую питательную среду, что ли, которая нас окружает, из которой всё состоит, и наше тело, в том числе. Китайцы называют эту среду словом ци. Ци может иметь, разные характеристики, различное происхождение, баланс иньских и янских свойств: плотность, разреженность, подвижность, инертность, лёгкость, тяжесть, холод, тепло и т.д. Наше тело имеет миллиарды пор на поверхности, через которые может осуществляться обмен между внутренней и внешней ци. Чем легче и естественней движется ци внутри тела, чем легче обмен между внешним и внутренним, тем здоровее организм. На этом и построен оздоровительный эффект цигун и тайцзицюань, за счёт сжатия-разжатия, скручивания, растягивания и расслабления тела добиваются активного выведения из организма «отработанной, мутной» ци, и впитывания из окружающей среды свежей «чистой» ци. Это немного похоже на реактивный способ передвижения медуз, каракатиц и т.п… Только впитывание и выпускание происходит через поверхность всего тела. Для этого необходима специфическая тренировка сознания. Необходимо натренировать способность приводить сознание в состояние покоя, умение концентрироваться на определённой части тела или пространства. Боевой аспект тайцзицюань также построен на этих методах. То есть, это единоборство на принципах «мягкого» цигун. Когда, например, нужно нанести удар – учатся контролировать отсутствие грубого напряжения в частях своего тела, чтобы импульс от поясницы без потерь был доставлен в место, куда мы хотим нанести удар или толчок. Это похоже на волну, которая движется по ремню хлыста или плётки. Поясница – рукоятка плётки, а всё остальное – ремень, по которому движется волна, сформированный импульс. Это очень приблизительное объяснение всех этих вещей. Подробнее можно показать только на занятиях.

-- Состояние «транса» тоже присутствует?

-- Состояние цигун – это не транс, как может показаться, а контролируемое состояние покоя и настройки на работу с ци. Из этого состояния можно выйти в любой момент, если нужно. Когда человек находится в состоянии цигун – это не значит, что он ничего вокруг не воспринимает. Он сознательно не привязывается эмоционально, не реагирует на внешние раздражители, сохраняя состояние покоя. Если возникнет ситуация, на которую среагировать необходимо, можно легко прервать занятие и выйти из состояния цигун. В этом отличие от состояния транса.

-- Кто больше ходит на занятия: мужчины или женщины?

-- Мужчины и женщины поровну ходят. Иногда в группе больше женщин, иногда мужчин. Учитель Чжоу И говорил, что для занятий очень хорошо, когда в группе присутствует хотя бы один представитель противоположного пола – для баланса инь-ян. Это бодрит, повышает тонус. При этом красивая внешность «представителя пола» - не обязательна.

Фёдор Парфёнов с учениками на съёмках фильма "Солнце встаёт на востоке". Октябрь 2016.

-- Недавно ваш ученик завоевал золотую медаль на международных соревнованиях. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

-- По поводу недавней поездки на соревнования в Санкт-Петербург – это был эксперимент. Главной целью было общение, знакомства, ведь там собирается много единомышленников. Вообще, очень трудно сделать спорт из тайцзицюань. Как сравнивать исполнение форм из разных стилей тайцзицюань? Нет чётких критериев. Но, возможно, как-то их стандартизируют постепенно.

Соревнования по туйшоу – весёлое мероприятие, интересно «скрестить руки» с новыми людьми, имеющими большой опыт. Здесь много ограничений и условностей, которые переводят это взаимодействие с противником в чисто спортивное, имеющее спортивные условности. И работать приходится именно на достижение этих спортивных целей.

В реальной ситуации будет другая динамика, другой настрой, поскольку противник ещё будет опасаться удара. Там упираться ногами в пол и изо всех сил пытаться устоять – бессмысленно, поскольку именно тогда противник нанесёт удар. Это очень меняет картину боя. Поэтому, кто не хочет посвятить свою жизнь спорту, а хочет практиковать настоящий тайцзицюань, должен понимать, что нельзя всё время практиковать по этим правилам.

Туйшоу – лишь один из способов тренировки, но не самоцель. Многие наставники тайцицюань, в том числе, глава нашей школы Андрей Милянюк, против участия в подобных соревнованиях. Я же считаю, что иногда поучаствовать – не помешает, попробовать по этим правилам противостоять противнику, что тоже может принести какую-то пользу. Поэтому мы съездили на этот Чемпионат. Будем ли в будущем участвовать, посмотрим. Я не являюсь ни безусловным противником, ни энтузиастом подобных соревнований.

-- Фёдор, заканчивая нашу интересную беседу, не могу не задать этот вопрос: “Кто же в вас больше: Живописец или Учитель тайцзицюань?”

-- Здесь не нужно разделять. В Китае была сформулирована концепция одновременного взращивания «воинской» и «гражданской» ДЭ (добродетели). Они друг друга уравновешивают. Формируется гармоничная личность. И, кроме того, тут нет противоречия по времени: например, у меня утром и вечером тренировки, а день я посвящаю живописи.

                                                 Записал Лазарь Модель.

                                                   Часть первая беседы

Назад к списку новостей