Памяти Чехова

Памяти  Чехова

                                                                                                                          «Ich sterbe …», – сказал он врачу.

В юбилеи всегда много говорят. Это хорошо и плохо. Плохо, что много говорят. Это обычно «напрягает». Хорошо, что говорят – много. Когда говорят много, можно услышать, что-то новое, необычное для себя. То, что ты никогда не знал, не слышал.

Так было и в юбилей Чехова. Имя этого великого писателя в советские времена ассоциировалось с образом некоего доброго «дяди – врача», который, к тому же, и прекрасно писал. Однако, как выясняется, мы совсем ничего не знали о Чехове, как о личности и человеке. Даже письма этого большого писателя в Советском Союзе проходили цензуру и «редактировались». 

Например, мы совершенно не знали, что с его именем были связаны попойки, женщины, вино. Хотя, если вдуматься, что здесь особенного? Личная жизнь Чехова ни в коем случае не умаляет значимости его личности. Наоборот, дополняет, дает новые, неизвестные краски.

Многие детали реальной жизни писателя характеризуют его как «живого», сильного человека, а не как некоего литературного «идола» своей эпохи. Жизнь Антона Павловича была словно соткана из противоречий, чем особенно интересна.

Судьба у людей, независимо от их известности, работает по-разному. Не складывается (складывается и так понятно, что по-разному), а именно работает. Кого-то «свыше» точно ведут по жизни за руку, приводя в нужное время в нужное место, а кому-то дают серьезные испытания, наблюдая «сверху», как человек их выдержит.

Конечно, утверждать однозначно, что это именно так, достаточно тяжело, но порой возникает ощущение, что нас проверяют «на прочность», укрепляя Силу Духа. По крайней мере, жизнь писателя, шла по такому сценарию.

Семья Антона Павловича была большой и интересной. Его братья и сестры (Александр – литератор и лингвист (1855 – 1913 г.г.); Николай – художник (1858 -1889 г.г.); Михаил – тоже писатель, юрист (1868 – 1936 г.г.); Иван – учитель (известный московский педагог) (1861 – 1922 г.г.); Мария – художница-пейзажистка 1863 – 1957 г.г.)   были необыкновенно талантливыми, одарёнными, высокообразованными людьми.

Мать – Евгения Яковлевна, посвятившая себя дому, мужу, детям, в молодости занималась в таганрогском частном пансионе благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Отец – Павел Егорович Чехов владел в Таганроге бакалейной лавкой, имея звание купца 3-й гильдии, что по тем временам было немало. В семье был строгий патриархальный уклад, дети воспитывались в строгости, иногда к ним применялись телесные наказания.

Сыновьям Павла Егоровича часто приходилось замещать его в лавке, нередко в ущерб занятиям. По вечерам все часто пели хором. У отца писателя был отличный голос, он хорошо играл на скрипке, но плохо занимался основным занятием – торговлей, не имея к этому ни слишком большой склонности, ни очень большого желания. Его больше интересовало церковное песнопению, что не имело никакого отношения к купечеству.

Как следствие, в 1876 году Павел Егорович окончательно разорился и вынужден был бежать с семьей от долгов и кредиторов в Москву. 16-летний Антон остался в Таганроге один.

Какую надо было иметь силу воли и характера совсем ещё юному человеку, чтобы не только остаться одному в родном городе, вдруг ставшим чужим, но и стать квартирантом в собственном родовом поместье, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь репетиторством. Лишь в 1879 году, окончив гимназию, Чехов приехал к семье в Москву.

Дар большого писателя, талантливого литератора в нем проявился рано. С трудом укладывается в голове, что, ставшая на века известной фраза: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», была написана им в 20 лет. Конечно, быть может, писатель, ставший врачом, хотел бы заниматься не только литературным творчеством, но именно литература давала ему средства к существованию.

Чехов сотрудничает с такими известными журналами, как «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Редактор знаменитого журнала «Осколки» готов платить ему 600 рублей (очень большие по тем временам деньги), лишь бы он сотрудничал только с его изданием.

В связи с этим появляется множество псевдонимов писателя: Антоша Чехонте, человек без селезенки, врач без пациентов, брат моего брата, вспыльчивый человек и т.д. Псевдонимы во многом отражают жизненный путь Антона Павловича, а порой являются и отличительными чертами его характера. Писатель пишет короткие рассказы, героями которых становятся обычные люди, юморески, сценки, пьесы на века.

Жизнь и творчество в Чехове переплелись воедино. В его произведениях немало автобиографичного, хотя об этом  мало кто знает.  Наивная Надя, съезжающая на санках с высокой горы с молодым человеком и слышавшая игривое: «Я люблю Вас, Наденька»,– лишь один небольшой эпизод его любвеобильной жизни.

Многие исследователи творчества писателя и искусствоведы убеждены, что писатель Трегорин из пьесы «Чайки»  -  он сам, а Нина Заречная, безоглядно полюбившая Трегорина, также имеет реальный прототип. Это замужняя женщин, мать троих детей.

Завидная сила характера, несгибаемая воля всегда отличали Антона Павловича. Не зря женщины настолько влюблялись в него. Хотя он сам держался от них на расстоянии, лишь за несколько лет до смерти, женившись на актрисе Ольге Книппер.  Похожие отношения складывались у него и с друзьями. Поссорившись с художником Левитаном, с которым был дружен долгие годы, не восстанавливал эти отношения до тех пор, пока тот не приехал к нему.

Кто знает, возможно, творческая личность и должна быть одна? Ведь именно в творчестве Чехов значительно опередил свое Время. Восклицание одной из сестер из известной его пьесы: «В Москву хочу, в Москву!» не потеряло актуальности и в наши дни.

В день смерти писатель сказал врачу: «Ich sterbe …»,  выпил бокал шампанского, а ночью умер. Это была красивая смерть. Чтобы так красиво умереть, человек должен быть выше Смерти …

                                                                                                  Лазарь Модель.

Назад к списку новостей