Шумерские боги (часть пятая)

Шумерские боги (часть пятая)

Бог Энки

Энки – это верховный шумерский бог, оказывающий, согласно воззрениям древних, самое могущественное влияние на их жизнь. Тем не менее из различных гимнов, сложенных в честь Энки, мы видим, насколько сложным и противоречивым было к нему отношение. Говоря точнее, для шумеров он являлся многоаспектным богом, имевшим несколько ипостасей и, в зависимости от жизненного контекста, выполнявшим разные функции.

Schumery5.jpg


Первая ипостась


Бог Энки выступает как Творец. Однако понятие Творца у шумер отличается от господствующего в остальных религиях. Речь не идёт о сотворении земли, вселенной или всего сущего. Шумеры под Творцом понимают того, кто создал разумную жизнь на земле и в дальнейшем помогает людям – защищает их, определяет судьбу, служит помощником и учителем в делах, а кроме того, хранит магические заклинания.

Вот один из гимнов, посвящённых Энки.

Энки, Разум Обширный, ануннаков
предводитель могучий.
Ясномудрый, заклятий творитель.
Ясномудрый Слова даритель, планов провидец.
В решеньях судебных от восхода солнца
и до заката мудрых советов податель.
Энки, владыка всех истинных слов, как то подобает.
Тебя да восславлю!

В некоторых мифах Энки также соотносится с мирозданием.

И всё же, как было сказано выше, в мифах об Энки царит путаница, нарушающая логику повествования – черта, характерная для легенд Древнего мира. Например, в одном из мифов Энки сам рассказывает о том, что, когда он захотел увидеть, что происходит на обширных равнинах Шумера, ему пришлось совершить путешествие на лодке «магур», именуемую также «козерогом Абзу».

Schumery7.png

Из этого мифа мы узнаём, что чужеземные страны - Мелухха, Маган и Дильмун направляли в Ниппур суда, «нагруженные до небес» дарами для Энлиля. При этом ануннаки, демонстрируя преданность Энлилю, одновременно славили и бога Энки как справедливого и мудрого распорядителя «ме». Однако из мифа не вполне ясно, кому же больше поклонялись шумеры.



Содержание мифа отображает устоявшийся веками церемониал, который соответствовал ритуалу богослужений, отправлявшихся жрецами храма в Эреду. После описания ритуала «представления» и «знакомства» снова возникает Энки, который приступает к определению судьбы всего Шумера. Затем, по завершении сей божественной «работы», он направляется в Ур.

Там, войдя в храм и сославшись на слово Энлиля, произнёсшего «славное имя» Ура, он обещает городу обилие вод, богатство урожаев и вечную славу.

Следующий этап путешествия Энки – «чёрная гора», таинственная страна Мелухха. Бог благословляет и её, суля ей всяческие блага. Он произносит «доброе слово» всей стране, деревьям и растениям, птицам и быкам. Таким образом, получается, что Энки был богом не только шумер…

Есть ещё один миф, где также говорится о сотворении мира. Здесь Энки чётко выступает как бог-творец, и становится понятно, насколько большое значение шумеры придавали появлению из хаоса порядка, «дающего имена» богам, предметам и явлениям.

В тексте повествуется о том, как Энки удалился на покой и возлежал на ложе во глуби тихоструйной Энгуры, в недра которой никто из других богов заглянуть не смел.

А поскольку в то время люди ещё не существовали, ануннакам (группа богова, населявших землю) приходилось трудиться самим. Кстати, у них даже было социальное разделение: старшие верховодили, а младшие таскали тяжёлые корзины, рыли каналы и насыпали дамбы. Вследствие этого «боги страдали тяжко, на жизнь свою роптали». С горькими воплями они обратились к Намму-праматери, умоляя разбудить Энки, дабы он создал нечто иное, заменяющее богов в их трудах. Энки внял этим мольбам, сотворив образы, себе подобные.

Вторая ипостась

Бог Энки был не только создателем разумной жизни на земле, но и богом-хранителем подземных пресных вод.

Надо сказать, что шумеры первыми осознали, насколько велико значение подземной воды. Ведь им приходилось регулировать не только поверхностные, но и грунтовые воды, что было очень важно для земледелия.

Schumery6.png


Третья ипостась

Бог Энки, с точки зрения шумер, олицетворяет собой упорядоченные, предсказуемые природные явления, которые человек способен (частично) понять и использовать по своему разумению.



Письмо-обращение шумерского писца:

Богу Энки, вседержателю мира,
Чья мощь несравненна,
Так скажи:
«Княже Созидающий,
Разум Обширный,
Кто вместе с Аном решает судьбы,
Кто ануннакам назначает в долю
Сути благие, ненарушимые,
Познанием могучий
Кто разум дарует
От восхода и до заката солнца,
Владыка знания,
Повелитель Энгуры,
Бог-вседержитель, меня сотворивший!»

Как мы видим, здесь упоминается Энгура (или Абзу) – подземный океан пресной воды, чертог бога Энки.

Четвёртая ипостась

Энки создал разные языки. Это было связано с религиозным культом, когда от единобожия люди перешли к многобожию.

Ответ на вопрос «Почему произошло разделение языков?» связан с ответом на другой вопрос «Почему от почитания единого бога люди перешли к многобожию?»

Энлиль не возражал против культа только его одного. Однако мудрый Энки, опекавший людей, обучавший их и обеспечивающий изобилие, решил иначе. Вследствие чего возникло не только многобожие, но и появились разные языки.

Лазарь Модель

Ирина Егорова (aka_silikus)

Назад к списку новостей