История масонства в портретах: Жан Теофил Дезагюлье (часть первая)

История масонства в портретах: Жан Теофил Дезагюлье (часть первая)

Эмблема ложи им. Дезагулье

Этот текст является темой открытой конференции, состоявшейся 8 мая 1997 года в масонском соборе Монреаля. Речь была произнесена Филиппом А. по случаю официального визита Гранд-Мастера Великой Альпийской Ложи Швейцарии. «На мой взгляд, толерантность – самое прекрасное и самое благородное из всех качеств. Ничто в мире не свершается без участия этого душевного свойства, ибо оно является непременным условием для построения любых человеческих отношений. Толерантность не отрицает никаких идей и не вступает в сделку со злом. Она просто побуждает одного человека принимать другого таким, каков он есть, без злости и ненависти», – сказано Полем-Анри Спааком на втором конгрессе «Мирового братства», состоявшемся в 1995 году в Брюсселе.


Уважаемая Ложа им. Жана Теофила Дезагюлье, зарегистрированная под номером 138 в Большом Реестре Великой Ложи Квебека, была основана 13 октября 1983 года и освящена 20 октября 1984 года. Однако большинство франкмасонов не знают, кем, собственно, являлся сам господин Дезагюлье, именем которого названа Ложа. Вот почему в настоящей статье мы хотели бы рассказать о жизни и заслугах этого выдающегося человека. Итак, Жан-Теофил Дезагюлье считается одним из основателей спекулятивного франкмасонства. Он родился 12 марта 1683 года во Франции, в предместье Ля Рошели (Айтрэ), в семье протестантского пастора небольшой деревенской общины. Надо сказать, что тогда французские гугеноты переживали нелёгкие времена…

Исторический контекст масонства

Начиная с 16-го века Ля Рошель была процветающим городом, извлекающим для себя много выгод от торговли с Америкой. После 1535 года она сделалась центром активного кальвинизма. А в 1571 году на протестантском синоде, организованном Теодором Беза (1519-1605), протестантизм был провозглашён официальной религией города. В 1573 году Генрих III, он же герцог Анжуйский, тщетно пытался в течение 6 месяцев держать осаду Ля Рошели. Французские протестанты сумели оказать ему достойное сопротивление в экономическом, политическом и военном отношениях. При этом они не стали мобилизовывать бедных крестьян, но, пользуясь поддержкой Англии, Германии, Голландии и Женевы, собрали армию из «дворянства шпаги» и «дворянства мантии». Во второй половине 16-го века столкновения между католиками и протестантами ужесточились. 24 августа 1572 года наступила Варфоломеевская ночь, во время которой погибли почти 30 000 человек. В дальнейшем католики, объединившись в «Святую Лигу» (существовала с 1576 по 1584 год), также не прекращали мучить протестантов. В 1580 году в Пуату появились первые «драгонады» – изобретение интенданта Рене Мариляка, подразумевающие буквально следующее: «драгоны», то есть солдаты, могут использовать всё, что принадлежит протестантам, в своих целях. Итак, драгоны, или, как ещё их называли, «миссионерские шпаги», силой обратили за несколько месяцев 38 000 протестантов в католицизм. В результате возникла угроза восстания, охватывающего все провинции.

Драгонады. Борьба с протестантами во Франции

В надежде легализировать во Франции Реформаторскую Церковь и разрядить напряжённую атмосферу король Генрих IV (1553-1610), который вначале сам был протестантом, а затем за неделю до Варфоломеевской ночи обратился в католицизм, в 1576 году вновь принял протестантизм и 13 апреля 1598 года подписал Нантский
эдикт.

Генрих iv 

Этот Эдикт касался гугенотов и давал им право на свободу вероисповедания и богослужения в частных владениях, а также во всех городах и предместьях, где существовала Реформаторская Церковь. Согласно Эдикту, все преступления, совершённые на религиозной почве, должны были быть забыты. Протестантам возвращались 150 бастионов, среди которых 66 городов и замков, являвшиеся королевскими гарнизонами (к примеру, города Монтобан и Ла Рошель, принадлежавшие протестантам уже к моменту первой религиозной войны, то есть к 1562 году). После подписания Нантского эдикта Ла Рошель вновь обрела утраченные позиции. Надо сказать, что, по существу, этот Эдикт представлял собой политико-религиозную конституцию меньшинства, основанную на правах независимости, присущих княжеству. В итоге образовалось «государство в государстве», и такое положение дел вызвало недовольство со стороны правящих католиков. Маркиз де Лувуа (1631-1691), военный министр короля Людовика XIV, разослал драгонады во все уголки Франции, в частности в Лангедок и Беарн, где драгоны повели себя наиболее жестоко.

Кардинал Решелье

В 1627 году, чтобы сокрушить протестантов, Ришелье использовал предлог, что между Ла Рошелью и Англией, только что объявившей войну Франции, было заключено соглашение. Тогда кардинал лично возглавил подготовительные работы к осаде города. По его замыслу, осада Ля Рошели, во-первых, предполагала организацию на суше непрерывной линии из оборонительных сооружений (12 км в длину и в ширину), а во-вторых, выстраивание плотины, которая должна была помешать английскому флоту снабжать провизией местных жителей. Почти 15 месяцев под руководством старого адмирала и мэра города Жана Гитона Ла Рошель оказывала активное сопротивление. Тем не менее победил голод, и 28 октября 1628 года Ла Рошель сдалась на милость победителю. Все укрепления города были разрушены, а привилегии отменены.

Портрет Людовика XIV

Будучи убеждённым в том, что протестанты полностью исчезли с французской земли, что все они сбежали, перешли в другую веру или просто-напросто убиты, Людовик XIV счёл, что отныне Нантский эдикт не нужен, а значит, он может провозгласить во Франции единую государственную религию. 18 октября 1685 года король подписал в Фонтенбло другой эдикт, отменяющий Нантский. Так протестанты разом лишились свободы вероисповедания и гарантий личной безопасности. Возобновилась гражданская война, вследствие которой некоторые протестантские священники должны были отправиться в ссылку, бросив во Франции своё имение и своих детей. Согласно историческим свидетельствам, примерно 400 000 гугенотов бежали в Голландию и Пруссию. Здесь эти смелые, образованные, хорошо разбиравшиеся в торговле люди, способствовавшие на протяжении многих лет развитию французской нации, встретили самый радушный приём. Другие же гугеноты примкнули к английским колониям в Америке…

Масонства в лицах: Судьба семьи Дезагюлье

В свою очередь, пастор Жан Дезагюлье в 1686 году бежал в Англию, взяв с собой трёхлетнего сына, которого ему пришлось во время путешествия прятать в бочке. Покинув Францию, отец и сын остановились в Гернси, где они оставались следующие 9 лет. 

История масонства: Жан Дезагюлье в Англии

В 1692 году семья Дезагюлье обустрилась в Лондоне. Отец скоро поступил на службу к англиканскому духовенству и стал пастором церкви на Сваллов-стрит – любимой церкви французских эмигрантов. Наряду с пасторскими обязанностями Жан Дезагюлье организовал в Ислингтоне школу, которую посещали дети других эмигрантов, в том числе многих французских аристократов. 6 февраля 1699 года Жан Дезагюлье скончался.  

Примечание

С 15 февраля 1710 года в церкви на Сваллов-стрит будет совершать богослужения Джеймс Андерсон (1684-1739), к которому впоследствии и перейдёт эта церковь. Также Андерсон будет занимать должность капеллана в древней масонской Ложе «Собор Святого Павла». Впрочем, о самом Андерсоне мы поговорим несколько позже.

Портрет Джеймса Андерсона

Примечание автора

Теперь же мы вернёмся к Жану Дезагюлье (старшему), личность которого окружена таинственным ореолом – ибо нам остаётся лишь догадываться, как французу, который в течение 18 лет являлся пастором протестантской церкви, почти сразу же по прибытии в Лондон удалось получить у Генри Комптона – англиканского епископа и представителя государственной веры – целых две степени посвящения в религиозную иерархию. И это при том, что англиканский догмат нёс в себе много черт католицизма, и при том, что Англиканская Церковь существенно отличалась от исконной Реформаторской.

Чем объяснить подобное чудо и возможно ли, чтобы Жан Дезагюлье сохранял двойную религиозную принадлежность, то есть был англиканцем и кальвинистом, при условии, что незадолго до этого Англиканская Церковь устраивала гонения на всех прочих английских протестантов? Возможно, Дезагюлье обратился в англиканство ещё до отбытия из Гернси?

При составлении статьи использовались материалы с ресурса масонской ложи

пер. с французского И. Егоровой (aka SILIKUS)

Назад к списку новостей