Лазарь Модель

Лазарь Модель: Картина «Изабелла»

У каждого
Своя
Изабелла
С какой-то
Тоскою,
В слезах.
Смотрит
Устало,
Не смело
С таким же
Смиреньем
В глазах.

«Изабелла» (англ. Isabella), или «Лоренцо и Изабелла» (англ. Lorenzo and Isabella), — картина английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле, созданная в 1849 году, сразу после вступления Милле в Братство прерафаэлитов.

Из Википедии (сюжет).

За основу Милле взял сюжет из «Декамерона» Боккаччо в переложении поэта Джона Китса. Изабелла была из богатой семьи флорентийских купцов, но влюбилась в бедняка Лоренцо. Братья девушки, узнав об этом, убили молодого человека. Изабелла, найдя тело возлюбленного, отсекла ему голову и похоронила в горшке с базиликом, который поливала своими слезами. Однако братья прознали об этом и выкрали горшок, сбежав с ним из Флоренции.

На картине мы видим и Изабеллу, и рядом с ней Лоренцо, и родственников девушки. Горшок с травами на заднем фоне отсылает к финалу истории любви. Есть и другие символы грядущей трагедии: один из братьев старается ударить собаку Изабеллы (собака — знак преданности, верности), в то время как возлюбленные делят апельсин, символизирующий кровь, которую Лоренцо вскоре прольет.

Несмотря на драматичный сюжет, картина написана в ярких тонах, и только знаток символики разгадает предвестие убийства. Это был один из поводов для сильной критики полотна.

В братстве прерафаэлитов приветствовалось изображать своих знакомых. Так, на картине «Изабелла» для братьев позировали Ф. Д. Стивенс, У. Деверелл, Д. Харрис. На заднем плане из бокала пьет Д. Г. Россетти. Для старика, вытирающего губы салфеткой, позировал отец Милле, для Лоренцо — У. Россетти, для Изабеллы — жена сводного брата Милле.

Контекст

«Изабелла» стала одним из первых полотен, написанных Милле в братстве прерафаэлитов. Идея объединения заключалась в том, что нужно исправить современную им английскую живопись, очистить ее и вернуть к уровню художников, работавших до Рафаэля. Почему не Леонардо или Тициана, не ясно. Но название в итоге у братства получилось звучное.

Они требовали возродить духовность в человеке, нравственную чистоту. Стилистически пытаясь вернуться в XV век, идейно прерафаэлиты все же оставались в XIX-м. Классические библейские сюжеты они трактовали вольно. Исторические же полотна пестрели многочисленными деталями, но перспектива и пропорции оставались без должного внимания живописцев. При этом каждый элемент таил в себе послание. Современникам такая детализация казалась чересчур реалистичной и возмутительной.

Прерафаэлиты копировали старых мастеров, которые не знали ни законов перспективы, ни свето-теневой лепки лица, ни пропорций тела. Художникам XIX века, которые годами изучали это в академии, нужно было забыть все пройденное. Поэтому у вундеркинда Милле все фигуры за столом одного размера, перспектива на полотне отсутствует.

Судьба автора

Джон Эверетт Милле начал брать первые уроки живописи в 9 лет, а уже в 11 его приняли в Королевскую академию художеств. Этот вундеркинд оказался самым молодым студентом за всю историю учреждения. Окончив курс, Милле претендовал на звание лучшего художника своего времени. В 1848 году он познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. В ходе многочисленных дискуссий об академизме и порядках в alma mater они дошли до идеи основать братство прерафаэлитов. В него входили не только художники, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п. «Изабелла», сюжет которой был взять из поэзии, таким образом олицетворяла идею прерафаэлитов о работе на пересечении жанров.

Милле растерял свои прерафаэлитские пристрастия после женитьбы. Уведя у критика Рёскина жену, Милле обрел семейное счастье. Вынужденный обеспечивать супругу и многочисленное потомство, Милле забыл модернизм и вернулся к академизму, которы продавался куда живее. Милле писал портреты на заказ, пейзажи, иногда вспоминал исторические сюжеты. Часто писал своих детей и внуков. Одна такая картина даже ушла в рекламу — на ее основе был создан плакат для производителя мыла.

На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние с доходом примерно по 30 тыс. фунтов в год, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.

Источники
Анна Познанская «Прерафаэлиты»
Оксана Санжарова «Прерафаэлиты как предвестники модерна»
Джейсон Розенфельд «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA»
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
The Royal Academy of Arts
Encyclopaedia Britannica

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply