Юрий Иванов (историк медицины): ПАРАДОКСЫ ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНЫ. Глава 2
Добрый день, друзья!
Я продолжаю наш краткий обзор странностей медицины прошлых тысячелетий. Озвученное ранее имя бога медицины Асклепия [Эскулапа], многим знакомо, а иные вспомнят, что согласно греческой мифологии, он был сыном самого Аполлона, бога света и искусств, что тоже покровительствовал врачеванию. Первый вывод очевиден: ИСКУССТВО и МЕДИЦИНА РОДСТВЕННЫ. Однако в дальнейшей реальной жизни греки и их врачи чаще вспоминают в молитвах только Асклепия, коему возвели и более 300 храмов с его статуями, а Аполлону отводят больше иные роли… Почему?
Знатоки мифологии помнят: в азарте состязаний в спорте или в музыкальном искусстве Аполлон [Феб] мог случайно или намеренно убить своих соперников. А однажды даже расстрелял из лука (совместно со своей сестрой) молодую женщину и её детей, только за то, что эта молодая мать возгордилась красотой своих малышей! Совместима ли такая необузданность эмоций с занятиями медициной? Вопрос, конечно, риторический. Добавлю только, что многие крупнейшие врачи античного мира обучались в египетских «школах жизни» [так назывались медицинские учебные центры Д.Е.], где предостерегали: «Истинный врач должен быть вне страстей любви, ненависти, ревности, грубости, алчности».
Однако в реальной жизни у Асклепия была иная родословная… В 1200-е гг. до н.э. в северной Греции [Фессалия] жил правитель, философ и врач, прославившийся своим искусством исцеления. Его имя было тоже — Асклепий. Оставил он и потомков, чьи имена также позже были обожествлены. Его вполне земные дочери: Гигиея, Панакея и Иасо — помогали отцу. Гигиея особое внимание уделяла спортивным занятиям, водным процедурам, что и сделало её имя крылатым, преобразившись в привычное ГИГИЕНА.
Панакея увлекалась сбором трав, так что в итоге и возникло понятие ПАНАЦЕЯ,- синоним универсального лекарства… Двое сыновей — Махаон и Подалирий приняли участие в знаменитой Троянской войне[1140-1130-е гг.д.н.э.]. Махаон отличился как прекрасный хирург [его именем до сих пор называют хирургические клиники в Европе], но погиб в той войне. Подалирий проявил себя, как специалист по внутренним болезням и психическим расстройствам.
Дела этих медиков были подробно описаны Гомером в его знаменитой «Илиаде», где поэт упомянул более 140 случаев ранений и болезней, использовал около 70 анатомических терминов, большая часть их в ходу и в современной медицине.
Благодаря именно Подалирию продлился знаменитый род Асклепиадов, давший миру и дальнейшей истории медицины других знаменитых врачей, включая и Гиппократа.
В первом обзоре наших тем я намекнул, что у врачей Греции был свой, неформальный символ их профессии. Что? Для начала напомню любимое изречение, его приписывают многим греческим мудрецам:
«Последний дар богов человеку — чувство меры!». Согласно этому тезису, греки и вино, исходно красного цвета разбавляли чистой ключевой водой. Полученный напиток фиолетового цвета именовали ametio, т.е. — дословно «не пьяный». Полудрагоценный минерал был соответственно цвету назван ametistoz , т.е. — аметист. Он и стал символом трезвости, умеренности. Большинство личных печатей, перстней, гемм (чаще инталий) врачи Греции имели из этого минерала, словно подчёркивая желанные качества…
В лечебных целях минералы в Греции практически не использовали [это было популярно в Индии, где и зародилась литотерапия], но основали, с помощью знаний Д.Египта, свою фармакологию. Если вы, уважаемые читатели, убеждены, что ФАРМАКОЛОГИЯ это исходно надо переводить, как «учение о лекарствах», то — должен вас разочаровать — вы заблуждаетесь! Но о этой печальной истине — поведаю в следующий раз.
Всем здоровья и удачи, друзья!
C.-Пб. Ю.В. Иванов.