Художник Петров-Водкин и его картины
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин ( 1878- 1939) — выдающийся российский художник, живописец, график первой половины 20 века.
Родился мастер в маленьком волжском городке Хвалынске в семье сапожника и горничной. Родственники художника любили и понимали русское искусство. Бабушка Кузьмы, в прошлом крепостная крестьянка, рано познакомила мальчика с народными сказками, былинами и песнями.
Детские впечатления художника были связаны с голубыми просторами великой реки Волги, зелёными холмами и густыми хвойными лесами родной природы. Эти яркие краски ожили в дальнейшем на его замечательных полотнах.
В 1895 году по настоянию архитектора Р. Ф. Мельцера юный Кузьма покидает родной город и отправляется на учебу в Петербург в Центральное училищетехнического рисования барона Штиглица, но уже через два года он переезжает в Москву и поступает в проставленное Московское училище живописи, зодчествах и ваяния в мастерскую Валентина Серова.
Закончив обучение в 1904 году, Петров-Водкин пробует свои силы в жанрах станковой живописи, монументальной фрески, графики, керамики, вырабатывая свой собственный творческий метод.
Поиски в живописном искусстве привели его к открытию наклонной, или сферической, перспективы, которая позволяла так строить композицию, что у зрителя появлялась возможность увидеть изображение на полотне как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности и ощутить себя частицей Вселенной.
По мнению художника, искусство живописи призвано выражать связь каждого человека, события или предмета со всем необъятным огромным миром.
Большое значение художник придавал также работе с цветом. В его картинах доминирующее значение приобретают три основных цвета- синий, красный и жёлтый.
Художник много и напряжённо работает, создавая множество замечательных полотен. Особое признание завоевала его картина «Купание красного коня».
Она была написана в1912 году, когда в мятежной России отживали старые представления об искусстве, создавались многочисленные художественные направления и группировки.
Новое содержание требовало новых форм, и художник внёс свою лепту в создание современного искусства. В этой картине мастер нашёл образ реалистический и символический одновременно.
Образ коня является традиционным для русского народного искусства и древнерусской живописи.
Конь всегда воплощал мечты простого человека о мире, добре и благосостоянии. Сюжет картины является обобщением разнообразных иконных прообразов, среди которых основное место занимает образ святого воина Георгия, прозванного Победоносцем.
Невероятной силы и красоты красный конь с поднятым копытом становится символом грядущего расцвета и обновления России.
На протяжении всего творческого пути художника привлекали «вечные» темы искусства: любовь, юность, материнство.
Удачным решением этой темы стала картина «Мать», созданная в 1915 году.
На полотне изображена молодая, скромно одетая крестьянка, кормящая грудью младенца.
Её фигура расположена на переднем плане, а через окно виден типичный среднерусский пейзаж.
Применив принцип сферической перспективы, художник дает зрителю возможность воспринимать сразу два плана: замкнутое пространство крестьянской избы, и беспредельную ширь российских просторов.
Образ матери на картине неразрывно связан с образом родной земли.
Это одновременно и конкретный портрет, и в то же время глубокий символ.
Тема материнства прекрасно раскрыта ещё в одной картине художника.
В1918 году он написал знаменитую «Петроградскую мадонну».
На полотне изображена миловидная молодая женщина с ребёнком на руках.
Она стоит на балконе, а расположенная рядом улица наполнена взбудораженной толпой, но лицо женщины излучает уверенность и спокойствие.
Образ матери становится всеобъемлющим, единым человеческим чувством, способным объединить всех людей планеты.
Умер художник в 1939 году в городе Ленинграде, оставив после себя огромное творческое наследие.
Живопись этого замечательного мастера, основанная на принципах европейского и древнерусского искусства, его яркий стиль и неповторимая манера пользуются огромной популярностью и в наше время, привлекая к себе все новых и новых зрителей.
Вера Золотова.