Герман Арутюнов: Глава VI. «Часослов бытия. Духовные камертоны. Домашняя книга деда Каширина.»
Есть вещи, которые вроде бы у нас под боком, совсем рядом, а мы их не замечаем, как в упор не видим. Даже, если это вещи абсолютной ценности, такие, которые отбирает само время. Приобщение к ним может повернуть жизнь, преобразить ее…
Речь идет о Псалтыри, книге, без которой не обходится ни один православный верующий, и которая теперь свободно продается в любом храме. Но современный горожанин в храм как правило не ходит и о Псалтыри практически ничего не знает.
Еще в XIX веке, во времена Пушкина, Гоголя и Тургенева Псалтырь была самой домашней и самой распространенной книгой среди населения и передавалась из поколения в поколение.
Как семейная книга Псалтырь передавалась детям и внукам
У Василия Васильевича Каширина, деда Алеши Пешкова (будущего писателя Максима Горького), например, она была настольной и единственной. Не только потому, что поэтически выстроенную молитву, созданную не просто для прочтения, но и для пропевания, читать легче и приятнее, чем обычную. И не только потому, что псалмы – самая ритмическая часть Библии, и они сложены по правилам поэзии и иногда достигают невероятной красоты и силы. Но это фактически молитвы на все случаи жизни:
в одиночестве,
в скорби,
в чувстве безысходности,
в боязни, в бедствиях,
в слезах покаяния и
в радости после полученного утешения,
в потребности благодарения и
в вознесении восторженной хвалы Творцу.
Не случайно Дед Каширин учил своего внука Алешу читать по Псалтыри.
Один из великих латинских учителей церкви Святой Амвросий Медиоланский из Милана (340-397) пишет: “Во всем Писании дышит благодать Божия, но более всего — в сладкой песне псалмов.”
Свое название Псалтырь получила от греческого слова “псало” что значит бряцать на струнах, играть. Царь Давид первый начал записывать тексты и сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом “псалтырион,” похожем на арфу. Со временем сложилась священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом. У евреев книга Псалмов называется “Тегиллим,” что значит “хваление.”
Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва и «Отче наш». В Средние века на Руси было принято читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри в монахи принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь.
Псалтырь была важной книгой в древнем русском образовании, необходимой не только для церковнослужителей, но и для всех слоев населения. Она формировала целый пласт русской культуры. Сочинения Феодосия Печерского, митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и изречений из них. Отрывки из псалмов вошли в народные пословицы. Псалмы переосмысливались почти всеми нашими поэтами, в XVIII-м веке – Ломоносовым, Тредьяковским, Сумароковым, Херасковым, Эмминым, Державиным; в XIX-м — Жуковским, Языковым, Баратынским, Хомяковым, Языковым, в XX-м – Блоком, Брюсовым, Сологубом, Бальмонтом, Пастернаком и другими.
Псалтырь не украшалась драгоценными камнями как Библия, но как читаемая книга ценилась не меньше. Не случайно Массачусетская Псалтырь (Bay Psalm Book), изданная в 1640 году, побила американский рекорд стоимости одной книги — на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке Псалтырь была продана за 14 миллионов 165 тысяч долларов.
Массачусетская Псалтырь, изданная в 1640 году
Псалтырь оказывает благородное и благостное влияние на читателя и есть смысл ее читать, особенно руководителям, уже только потому, что выстрадавший и составивший эту книгу Царь Давид был хорошим человеком, талантливым поэтом и почти идеальным правителем. Теперь можно так сказать, сравнивая Давида с другими царями и королями разных времен и народов. А содержание псалмов тесно связано с его жизнью — с жизнью человека, которого потом назвали праведным. Такое ведь бывает не часто, чтобы царем стал простой человек, прошедший все этапы движения по социальной лестнице, видевший все уровни жизни и сумевший сохранить хорошие душевные качества.
Давид, родившись в Вифлееме за тысячу лет до Рождества Христова, был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Еще в раннем юношестве, будучи пастухом, он начал сочинять вдохновенные молитвы Творцу. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать будущего царя для Израиля, то пророк хотел помазать одного из старших сыновей. Но Бог открыл ему, что помазать надо младшего сына, еще отрока, Давида, потому что именно он избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится помазанником Божиим.
Но до царствования еще далеко. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил филистимлянского великана Голиафа и этим подарил победу еврейскому войску. Как бы там ни было, Давид смог перенести все преследования и опасности, которым он в течение пятнадцати лет подвергался со стороны Саула и его слуг. Скитаясь месяцами в дикой пустыне, он изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах (псалмы 7, 12, 13, 16, 17, 21, 39, 51, 53, 56, 58).
Заняв престол в Иерусалиме после смерти Саула, Давид стал самым выдающимся царем всех времен и народов. Он сочетал в себе многие ценные качества хорошего царя: любовь к людям, справедливость, мудрость, мужество и веру в Бога. Прежде, чем решать какой-либо государственный вопрос, он взывал к Богу, прося вразумления. Управляя царством, Давид заботился о том, чтобы богослужение в храме проходило благопристойно, и для служб составлял псалмы, которые исполнялись хором в сопровождении музыкальных инструментов. Нередко сам Давид возглавлял религиозные праздники, воспевая псалмы вместе с хором.
Царь Давид
Будучи царем и пророком, поэтом и певцом, а отчасти и священником, именно царь Давид положил начало роду, из которого потом вышел Христос, потомок Давида по плоти. Личный опыт царя Давида, а также поэтический дар, которым он обладал, дали ему возможность видеть сквозь время, так что в целом ряде псалмов он смог пророчески предвидеть Христа: о пришествии Мессии (псалмы 17, 49, 67, 95-97), о Царстве Мессии (псалмы 2, 17, 19, 20, 44, 65, 71, 109, 131), о страданиях, смерти и воскресении Христа (псалмы 15, 21, 30, 39, 40, 65, 68, 98) , о его вознесении (псалмы 23, 67).
В Псалтыри есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Не удивительно поэтому исключительно широкое применение Псалтыри при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Давид ввел музыкальное сопровождение псалмов струнными, духовыми и ударными инструментами (гуслями, тимпанами, псалтырионами, кимвалами, трубами).
Псалтырь за несколько столетий настолько вошла в жизнь иудеев, что Иисус Христос молился словами псалмов. А затем уже по его примеру вслед за апостолами в первых христианских храмах Псалтырь стала использоваться для молитвы.
Замечательные слова о Псалтири можно найти у учителей христианской церкви. Один из греческих отцов церкви Афанасий Великий из Александрии (298-373) писал, что в Псалтири объята вся человеческая жизнь, все состояния души и все движения мысли.
Каппадокийский церковный писатель и богослов Василий Великий (330-379) в своем слове о Псалтири пишет: «Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния в всякое из благ, какое не наименуешь?».
Хорошо высказался о роли псалтыри в воспитании детей знаменитый хирург, профессор медицины, духовный писатель, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). На фразу «заниматься псалмами – это дело монахов и стариков, а детям нужны веселье и радость», он сказал: «А помните слова Тихона Задонского о том, что «малое деревце, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость или ароматную и чистую». Вот, если в душу малого ребенка вливать всякий смрад, она станет смрадной. Если вливать аромат, будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас…»
Сейчас все православное богослужение пронизано отдельными стихами псалмов, в виде прокименов, аллилуариев, стихов на “Бог Господь,” припевов к стихирам и других кратких обращений, просительных, покаянных, хвалебных. Христианские молитвы, составленные в Новом Завете, часто заимствуют выражения из псалмов. Некоторые из псалмов читаются несколько раз в течение одного богослужебного дня.
Псалтырь, частично или полностью могла входить в часословы, но могла издаваться и в виде отдельных книг, тоже богато украшенных рисунками, литерами и каллиграфическим узорчатым текстом.
Переложенные на стихи, а затем и на музыку, некоторые псалмы стали распеваться в храмах многократно и на разный лад (например, Псалмы 44, 68, 95, 118). И понятно, почему. Например, Псалом 68 актуален в любое время, в любую эпоху, потому что выражает тяжелое душевное состояние человека, ищущего выхода:
«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать;
вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
Я изнемог от вопля, засохла гортань моя,
истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
Ненавидящих меня без вины больше,
нежели волос на голове моей;
враги мои, преследующие меня
несправедливо, усилились;
чего я не отнимал, то должен отдать.
Боже! Ты знаешь безумие мое,
и грехи мои не сокрыты от Тебя…
Чужим стал я для братьев моих
и посторонним для сынов матери моей,
и плачу, постясь душею моею,
и это ставят в поношение мне;…
А я с молитвою моею к Тебе, Господи;
во время благоугодное, Боже,
по великой благости Твоей
услышь меня в истине спасения Твоего;
извлеки меня из тины,
чтобы не погрязнуть мне;
да избавлюсь от ненавидящих меня
и от глубоких вод;
да не увлечет меня стремление вод,
да не поглотит меня пучина,
да не затворит надо мною пропасть зева своего.
Услышь меня, Господи,
ибо блага милость Твоя;
по множеству щедрот Твоих
призри на меня…»
И разве не подходят слова этого псалма для душевного крика, который рвется из груди у нас,
а не выплескивается, не находит выхода и потому лежит на сердце как мельничный жернов?
Точно также как слова знаменитого псалома 101, который еще называют «молитва страждущего»:
«Господи! услышь молитву мою,
и вопль мой да придет к Тебе.
Не скрывай лица Твоего от меня;
в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое;
в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
ибо исчезли, как дым, дни мои,
и кости мои обожжены, как головня;
сердце мое поражено, и иссохло, как трава,
так что я забываю есть хлеб мой;
от голоса стенания моего
кости мои прильнули к плоти моей.
Я уподобился пеликану в пустыне;
я стал как филин на развалинах;
не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле…»
И, если человек не привык ходить в церковь, не привык даже просто откровенно разговаривать о наболевшем не только со своими близкими, но даже с самим собой, то тут он может просто прочитать вслух этот или другой псалом или отрывок из них (то, что понравится, что покажется душевно близким), и станет легче на душе, рассыплется, растает этот тяжелый мельничный жернов тяжелых чувств и мыслей. Псалом-молитва, как свеча может осветить нас изнутри и станет светлее снаружи.
Псалтырь надо читать при горящей свече
Точно также своевременен и псалом 118, потому что не меняется человек уже на протяжении нескольких тысяч лет, и те проблемы, которые волновали три тысячи лет назад библейского царя Давида, волнуют и сейчас многих. Вот отрывок из этого псалма:
«Ты заповедал повеления Твои
хранить твердо.
О, если бы направлялись пути мои
к соблюдению уставов Твоих!
Тогда я не постыдился бы,
взирая на все заповеди Твои:
я славил бы Тебя в правоте сердца,
поучаясь судам правды Твоей.
Буду хранить уставы Твои;
не оставляй меня совсем.
Как юноше содержать в чистоте путь свой?
— Хранением себя по слову Твоему.
Всем сердцем моим ищу Тебя;
не дай мне уклониться от заповедей Твоих.
В сердце моем сокрыл я слово Твое,
чтобы не грешить пред Тобою.
Благословен Ты, Господи!
научи меня уставам Твоим…»
Мощь и образность псалмов такова, что на протяжении столетий отдельные стихи из них были положены на музыку композиторами разных стран, что привело к рождению новых музыкальных жанров – антема, фобурдона, хорала, мотета. Примеров воплощения отдельных псалмовых стихов в профессиональной музыке позднего Средневековья, Возрождения и барокко тысячи. Сочинения на тексты псалмов или с использованием их мелодий создали композиторы Джованни Палестрина, Орландо Лассо, Генрих Шютц, Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди, Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди.
33 псалом Давида, положенный на музыку
Не обязательно заставлять себя читать всю псалтырь, только из уважения к тому, что это великая книга и надо приобщаться к мировой культуре. Но, как в классической музыке, даже если вы ее не слушаете и не любите, всегда можно выбрать что-то, что понравится, так и в псалтыри можно найти свой псалом, свою молитву, свою интонацию – все то, что вам покажется близким и понятным. Это и сделает псалтырь вашей, вы нащупаете свою волну в Псалтыри, свою частоту и будете на нее выходить. И тогда Псалтырь будет раскрываться перед вами все больше.
Не обязательно включать в домашний часослов всю псалтырь, достаточно несколько псалмов, которые легли на сердце, или которые как-то связаны с историей вашей семьи и рода. Ведь, чтобы открыть доступ света, не надо сносить крышу дома, можно просто отдернуть занавеску…
Герман Арутюнов.