Юрий Иванов: ПРОЗАИЧНЫЙ СОНЕТ
[Романтикам посвящается]
Любуясь с берега игрой морских пейзажей,-
Прибоем, мачтами далёких кораблей,
Чаруясь грёзами, живём мы чуть смелей —
В мечтах, под звёздами, в составе экипажей!
Но плен под палубой и тяжесть такелажа,
И трюма запахи, и теснота кают,
Гальюны, крысы, камерный уют,-
Не для романтики те краски антуража…
Так в мир Любви стремимся мы отважно,-
Приблизить жаждем новый горизонт…
Жаль, ветер жизни гонит судно в порт,
Где не простор, а — быт многоэтажный!
Чтоб избежать штормов и мук противоречий,-
С разлукой берегов мы чередуем встречи!
С.- Петербург. 5.09.1994г. Иванов Ю.В.
РЕАЛИИ ПРОЗАИЧНОЙ ЖИЗНИ И РОМАНТИЗМ…
Как они сочетаются? Даже само понятие romantisme, модное в Европе на рубеже 18/19 вв. [производное от имени «Вечного города» — Roma], адресует нас по сути к реалиям былой жизни, былых драм, войн, героических примет тех эпох, их быта… И хотя первыми признаками романтизма в культуре Европы стали воспоминания о прошлом, темы смерти, сражений, бурь и т.п., это не избавляло самих художников и поэтов-романтиков от бытовых забот и прочей прозы жизни…
Одной из таких романтичных личностей стал и немецкий художник Каспар Давид Фридрих [1774-1840], чей очередной Д.Р. мы вспоминаем… Место его рождения в г. Грайфсвальд, в бедной семье мыловара, было вполне прозаично, но далее — капризы судьбы… Сперва они стали трагичны: у семилетнего мальчика умерла его мать, затем — смерть унесла жизни и двух его сестёр, а позже, в 23 года начинающий художник и сам едва не погиб, — его спас старший брат, но ценой собственной жизни, уйдя на реке под лёд…
Очевидно, эти трагедии и придали большинству картин Фридриха мистический характер, заставляя и нас, вместе с одинокими героями его пейзажей, всматриваться за горизонты и далеких пространств, и собственной жизни… По признанию самого К.Д.Фридриха, пейзажи никогда не были для него только «точными изображениями воды, воздуха, скал, деревьев», но всегда — «отображением души» человека. В 1818 г., вскоре после свадьбы с юной Каролиной, художник отражает жизнь влюблённых душ в одном из лучших своих произведений — «Двое на паруснике», раскрывая перед нами и героями картины всю даль их надежд…
Любопытно, что этот шедевр, как и ещё один, за большую сумму, с удовольствием приобрёл для себя в 1820г. наш Великий князь, будущий император Николай Павлович, посетивший тогда (в сопровождении В.А.Жуковского), и мастерскую Фридриха. Романтично настроенный В. князь, сам женившийся за три года до того, украсил этой картиной личную семейную резиденцию, «Коттедж» в Петергофе. Лишь в 20 веке эта работа стала достоянием Эрмитажа. [см. фото]
Однако, если пейзажи немецкого романтика привлекают нас своими просторами, свечением воздуха и воды, тенями воспоминаний, возвышенными мачтами и мечтами, то своё личное счастье, женский силуэт своей любимой Каролины художник позже замыкает в тесном пространстве комнаты, ограниченном жёсткой геометрией стен и окна… [см. фото]. Обвенчанный с молодой девушкой в свои 42 года, знаменитый уже мастер и профессор продолжал путешествия по странам Европы, по Балтийскому и Северному морям, поднимался по склонам Альп, пока верная жена ожидала его дома, в Дрездене…
Возможно, эти разлуки, как и последующие встречи, и помогли им быть счастливыми? На одной из самых своих известных картин «Этапы жизни» (1835), ставшей фактически «Лебединой песней» в его наследии, художник изобразил на морском берегу семейную группу, пять человек разных возрастов, и такое же количество уходящих и возвращающихся кораблей, что и символизируют разные цели и судьбы людей.
Если учесть, что в семье мастера было трое детей, то нетрудно догадаться и о личных мотивах этой картины…[см. фото].
С.- Петербург. 5.09.1994г. Иванов Ю.В.