Википедия: Степан Разин
Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин (около 1630, возможно Зимовейская, Русское царство или возможно Черкасск, Русское царство — 6 [16] июня 1671[2], Москва, Русское царство) — донской казак, атаман Войска Донского, предводитель восстания 1667—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Потерпел поражение и был четвертован. Стал героем множества народных песен, произведений художественной литературы, живописи и киноискусства.
Родился около 1630 года. Этот год выведен из сочинения нидерландского путешественника Яна Стрейса, который несколько раз имел встречи с Разиным и сообщал, что в 1670 году ему было 40 лет. Отцом Степана был казак Тимофей Разин, а мать, возможно, была невольницей, крымской татаркой.
Однозначно известно, что родился Разин на Дону, но точное место рождения не установлено. По одной из версий (в определённой степени являющейся доминирующей) местом его рождения является станица Зимовейская (Зимовейская-на-Дону; ныне станица Пугачёвская Котельниковского района Волгоградской области, она же родина Емельяна Пугачёва). Впервые об этом сообщил А. И. Ригельман в 1778 году[7]. Ту же версию даёт ряд позднейших, в частности, энциклопедических изданий.
Однако данная версия была поставлена под сомнение другими исследователями. Неизвестным остаётся, на чём было основано данное утверждение Ригельмана, особенно учитывая то, что Зимовейский городок впервые упоминается в источниках только в 1672 году, а Разин умер в 1671 году. Ещё до Ригельмана в 1814 году историк А. Попов сообщал, что Степан Разин являлся уроженцем городка Черкасска (ныне станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). В 1907 году донской историк В. Быкадоров подверг критике утверждение Ригельмана, утверждая, что родиной Разина был Черкасск.
В народных преданиях прослеживаются разночтения относительно родины Разина. В них ею называются городки Кагальницкий, Есауловский, Раздоры, но чаще других встречается Черкасский городок. Он же упоминается в качестве родины Разина и во всех исторических песнях о нём XVII века (которых насчитывается 15).
Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора и первого русского художественного фильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Биография Разина и его семьи обросла множеством фольклорных деталей, таких как сын Степана Разина и мать Степана Разина.
До восстания
Первые исторические свидетельства о Разине относятся к 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем — наказным атаманом Войска Донского — был также старший брат Разина Иван. В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар. В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп. В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана[17]. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казачий военно-демократический строй следует распространить на всё Русское государство.
Предпосылки к восстанию
Разинское движение было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком[18], но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался «голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счёт вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось от 500 до 800 казаков, но к ним прибывали всё новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.