Мифы и символы Древнего Египта
Продолжение беседы журналиста Лазаря Моделя с писательницей Ириной Егоровой (aka_silikus).
Л.М. – Ирина, для беседы с писателем всегда нужна особая мотивация. И сегодня мне хотелось бы продолжить нашу прошлую беседу откликами читателей, даже правильнее сказать, теми вопросами, которые возникают у людей.
И.Е. – Буду рада, если смогу на них ответить.
Л.М. – Я уже говорил, что книга Майера, переводом которой вы занимались, очень хорошая. Она добротная, информативная. Тем не менее текст порой очень непросто понять. Для этого требуется сделать немало усилий, хотя потом ты остаёшься доволен прочитанным.
И.Е. – Согласна. Майера надо читать хотя бы дважды, тогда многие моменты осознаются и открываются, ибо мы изначально не готовы к информации, которая там изложена (мы же все учились в школе, где рассказывалось, что Египет – это рабы, фараоны и пирамиды). Действительно, не могу не согласиться с Вами, что из-за многочисленных цитат возникает некоторая путаница, но потом мнение всё же постепенно выкристаллизовывается. Словом, нужно время, чтобы книгу прочувствовать…
Л.М. – В продолжение начатого разговора: я считал и считаю, что Майер сделал огромное дело. Он написал о том, о чём никто не знал, беря данные чуть ли не из первоисточников. Однако при этом в его суждениях часто прослеживается некая двойственность мысли.
И.Е. – Частично мы обсуждали уже эту проблему в прошлый раз. Во-первых, Майер был не только исследователем, но и христианином. Во-вторых, в те времена была Инквизиция, которую нельзя было не учитывать.
Однако важно, что Майер сказал о несказанном, и это самое главное. Недавно по ТВ шла передача о пирамидах, где многое с Майером перекликалось. Там даже говорилось о том, что, предположительно, 10 лет тому назад учёные обнаружили могилу Осириса, но власти Египта не разрешили исследовать это место. Из этого напрашивается вывод, что было обнаружено нечто ценное и сакральное.
Л. М. – Ну, и пожалуй, главный и последний вопрос. Читая Майера, иногда неясно не только его отношение к мифам, но и неясно, как в принципе нужно к ним относиться?
И.Е. – Здесь мне кажется так: были люди, вокруг которых сложился некий миф, такой, какой у нас складывался вокруг многих культовых фигур. Частично эти мифы создавались жрецами, и там содержалась зашифрованная священная информация, а частично – они были выдумкой народа. Понять, где что – в этом и заключалась задача Майера. Он говорит о том, что в сакральном смысле Осирис, Изида и прочие божества были иероглифами, то есть целыми понятиями, сложными и многомерными. Для народа эти понятия приравнивались к обожествлённым людям, а для жрецов – нет. Вообще Майер считает, что Осирис и Изида – это и отдельные символы священной науки, и люди, и боги. Многоликость их значений могут понять лишь посвящённые, в то время как простые смертные ограничиваются только поверхностными знаниями. Дальше Майер пишет, что боги – это символы тайного языка, а потому они уже не боги, а всё равно что своеобразные буквы. В связи с этим Майер призывает их «читать», а не поклоняется им.
Л. М. – Что ж, спасибо за содержательную беседу, и ещё раз – удачи!
По вопросам приобретения книги обращаться по адресу: almodel@yandex.ru