Пророк Авель
«Чудеса не противоречат законам природы, они лишь противоречат нашим представлениям о них», – утверждал в I веке христианский теолог Августин Аврелий, а вслед за ним в IX-м веке учёный – материалист Людвиг Фейербах.
Все чудеса интересны, однако особое место среди них занимают предсказания будущего. И если речь заходит об этом, нам сразу вспоминается Нострадамус с его знаменитыми пророчествами. Что касается России, то здесь мы абсолютно уверены – в своём отечестве пророков не бывает.
Между тем в годы царствования Екатерины II в нашем государстве жил монах Авель, который с поразительной точностью предсказывал исторические события, происходящие в России и мире. Когда он предсказал смерть самой императрицы (она должна была умереть в туалетной комнате), прорицатель был заточен в Шлиссельбургскую крепость. За свои предсказания он провёл в тюрьмах в общей сложности … 21 год.
Имя монаха можно найти в самых авторитетных дореволюционных словарях и энциклопедиях. У Брокгауза, Граната, в Русском биографическом словаре, издававшемся Императорским Историческим обществом, есть ссылки на него как на предсказателя. А в журнале «Русская старина» за 1875 год были опубликованы его записки «Житие и страдание отца и монаха Авеля».
Эта удивительная книга написана в 20-х годах XIX века, примерно за двадцать лет до его кончины, однако в ней прорицатель почти точно предсказал свою собственную смерть. На это есть указание в начале этих записок:
«Сей отец Авель родился в северных странах, в Московских пределах, в Тульской губернии, Алексеевской округи, Соломенской волости, деревне Акулово, в лето от Адама семь тысяч и двести шестьдесят и пять годов (7265), а от Бога Слова в одна тысяча и семьсот пятьдесят и семь годов (1757). Зачатие ему было и основание месяца июня и месяца сентября в пятое число; а изображение ему и рождение месяца декабря и марта в самое равноденствие: и дано имя ему, якоже и всем человекам, марта седьмаго числа. Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года и четыре месяца; а потом плоть и дух его обновится, и душа его изобразится, яко Ангел и яко Архангел…»
Он ошибся совсем на немного, прожив 84 года 8 месяцев. В приведённом выше отрывке обращает на себя внимание указание на зачатие. Словно предсказатель специально давал «сведения» будущим астрологам для расчёта своего гороскопа.
Итак, монах Авель, в миру Василий Васильев, родился в марте месяце 1757 года в деревне Акуловой Тульской губернии вотчины князя Льва Нарышкина. Родители его были крепостные крестьяне, занимались земледелием и коновальной работой, обучив этому ремеслу сына. Учиться грамоте он стал лишь в 17 лет, что для крестьян и мастеровых вообще было большой редкостью.
В то время он работал плотником в разных городах страны. В Кременчуге и Херсоне строил корабли. Здесь же, в Херсоне заболел тяжёлой болезнью, от которой многие умирали. После «чудесного» выздоровления в благодарность Богу стал просить отца с матерью дать ему разрешение уйти в монастырь, но не получил от них на то благословения. Тогда в 1785 году он тайно покидает свою деревню, и, добравшись до Валаамского монастыря, принимает в нём «постриг» с именем Адама.
Однако в монастыре Авель прожил только год. Затем, получив благословение от игумена, он уходит жить в пустыню, расположенную на том же острове. Там, в марте 1787 года, ему было первое видение, когда два ангела дали ему великий дар прорицания будущего и велели сообщать «избранным», что им предстоит. После этого, как написано с его собственных слов в «Житии и страдании», ему было еще одно «дивное видение и предивное» с полуночи 1 ноября 1787 года, которое продолжалось «как не меньше тридесяти часов».
С того времени он начал писать и сказывать, «что кому вместно». Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал ходить по разным монастырям и пустыням. Предпринял поход в Царь-град чрез города Орел, Сумы, Харьков, Полтаву, Кременчуг и Херсон. За 9 лет он обошел многие «страны и грады, сказывал и проповедовал волю Божию и Страшный Суд Его».
Осев позже на послушание на Волге в Николо – Бабаевском монастыре Костромской епархии (в Костроме был помазан на царство первый Романов), занялся сочинительством. В этой обители «и написал он книгу мудрую и премудрую», где говорилось о царствующей императрице Екатерине II, – что жить ей осталось восемь месяцев и что умрет она скоропостижно. Было это в конце февраля 1796 года.
Как послушный монах, Авель показал свои записи настоятелю, после чего был направлен к епископу Костромскому и Галицкому Павлу. Авель говорил епископу, что книгу свою писал сам, не списывал, а сочинял из видения; ибо, “…будучи в Валааме, пришед к заутрени в церковь, равно как бы апостол Павел восхищен был на небо и там видел две книги и что видел, то самое и писал… “
На допросе в «Тайной Экспедиции», 5-го марта 1796 г., Авель дал следующие показания:
«Вопрос: Какой тебе год, и откуда был глас, и в чем он состоял? Ответ: …Был ему из воздуха глас: иди и рцы ей северной Царице Екатерине: царствовать она будет 40 годов. Посем же иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля. Сей глас слышен им был в 1787 году в марте месяце. Он при слышании сего весьма усумнился и поведал о том строителю и некоторым благоразумным братиям.
Вопрос: Отобранные у тебя тетради, кто их писал, …с каким ты намерением такую нелепицу писал, которая не может быть ни с какими правилами согласна? Кто тебя к сему наставлял? Ответ: Означенныя полууставныя книги писал я в пустыни, которая состоит в костромских пределах близ села Колшево (помещика Исакова) и писал их наедине. …Девять лет как принуждала меня совесть всегда и непрестанно об оном гласе сказать Ея Величеству и их Высочествам; …почему вздумал написать я те тетради и первые две сочинил в Бабаевском монастыре в десять дней, а последния три в пустыни».
Есть сведения, что Авеля потом водили к самому генерал-прокурору графу Самойлову. Тот прочел в книге, что монах через год предсказывает скоропостижную смерть царствовавшей Екатерине II, за что ударил его по лицу и сказал: «Как ты, злая глава, смел писать такие слова на земного бога».
Как отмечают современники, отец Авель стоял перед ним “в благости и Божественных помыслах”. Отвечал тихим голосом со смиренным взором: «Меня научил писать эту книгу Тот, Кто сотворил небо и землю, и вся яже в них». Генерал решил, что перед ним просто юродивый, и посадил его в тюрьму, хотя Государыне всё-таки доложил о нем.
Услышав год и день своей смерти, Екатерина II пришла в ужас, и 17 марта 1796 года по её указу Авель был заключён в Шлиссельбургскую крепость «под крепчайший караул». В указе отмечалось, что «за сие дерзновение и буйственность» он заслуживает смертной казни (что соответствовало тогда законам империи), однако известная своим великодушием императрица «облегчила строгость законных предписаний».
Не были уничтожены и его записи: «А вышесказанные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции»… Императрица скоропостижно скончалась 6 ноября 1796 года, – точно в день, означенный в бумагах бывшего монаха. На престол взошел Павел Петрович (Павел I). Сменился и генерал-прокурор, им стал князь Куракин. Разбирая секретные дела последнего года, он нашел среди них бумаги Авеля и был поражен верностью предсказания. 12 декабря 1796 года прорицатель был освобождён из заключения и доставлен в столицу, а 13 декабря книга Авеля была отнесена Павлу I. Вскоре состоялась их личная встреча.
Следует отметить, что, по мнению ряда историков, Екатерина II, будучи великой императрицей, не была самой примерной матерью. Взаимоотношения с сыном у неё были достаточно сложные и, взойдя на престол, Павел I многое сделал наперекор тому, что делала в своём правлении его мать. Вследствие этого встречу царя с предсказателем можно считать в определённой степени «знаковой». Не говоря уже о том, что далеко не каждый захотел бы встретиться с провидцем, чтобы узнать, «что ему на роду написано».
Их разговор подробно описан в брошюре «Житие преподобного Авеля прорицателя», выпущенной недавно (в 1995 году) Свято-Троицким Ново-Голутвинским монастырем. Вот небольшой отрывок оттуда:
«…– Честный отец, – промолвил Император, – о тебе говорят, да я и сам вижу, что на тебе явно почиет благодать Божия. Что скажешь ты о моем царствовании и судьбе моей?… Назови поименно преемников моих на престоле Российском, предреки их судьбу. Эх, Батюшка-Царь! – покачал головой Авель – Почто себе печаль предречь меня понуждаешь? – Говори! Все говори! Ничего не утаивай! Я не боюсь, и ты не бойся.
Лазарь Модель