Личности

Алексей МИТРОФАНОВ: Алексей Саврасов — пропавший гений и бесполезные попытки его спасти

Саврасов вошел в историю как автор картины «Грачи прилетели», один из учредителей Товарищества передвижников и беспробудный пьяница, друзья которого так и не смогли ему помочь.

Алексей Саврасов родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье, и до середины 1850-х годов был Соврасовым. Затем эта фамилия ему разонравилась, и он сменил ее на более благозвучную – Саврасов. Странное, вообще-то говоря, решение. Благозвучность благозвучностью, но так – саврасами – в России называли хулиганистую молодежь, задиравшую на городских бульварах скромных институток.

Четырнадцати лет от роду Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния, в класс пейзажиста Карла Рабуса. Учился долго, десять лет.

За это время Алексей успел прославиться и удостоиться звания неклассного художника – в 1850 году, за картину «Вид Московского Кремля при луне». Впрочем, славу ему принесла другая работа – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», написанная годом позже.

Николай Рамазанов об этой картине писал: «Нынешним летом… несколько раз грозовые тучи виснули над Москвою, чему я был очевидцем два раза с Воробьевых гор, и надо отдать справедливость Соврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе».

За Алексеем Кондратьевичем блестящее будущее – в этом не сомневался никто.

В 1854 году училище было окончено. Это событие художник встретил двумя картинами – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них он получил звание академика, а «Вид в окрестностях…» спустя четыре года купил сам Третьяков.

В том же 1858 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния – того самого, в котором он совсем недавно обучался. Одна крупная выставка сменяет другую. Москва, Петербург, Париж, Лондон. Если выставка проходит, например, в Швейцарии – пишет пейзажи Швейцарии.

Использует для работы любую возможность.

Вместе с коллегой Пукиревым создает учебник рисования. Он деятельный, целеустремленный, у него на все хватает времени. Главное – Алексей Кондратьевич талантлив и, возможно, даже гениален.

Первая половина семидесятых годов – пик его популярности. Именно тогда появляются – одна за другой – работы, сделавшие его навеки знаменитым. «Грачи прилетели», «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок», «Могила на Волге». «Радуга».

Эти пейзажи пленительны.

Особую любовь снискали почему-то скромные грачи. Возможно, дело в самой птице? Перелетная ворона, важная на вид и вся какая-то мистическая. Раньше других прилетает в среднеполосную Россию, еще в феврале. Это интриговало и Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!»): «Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи…»

Грач – псевдоним романтически настроенного революционера Николая Баумана. И ранний Чехов тоже так подписывался. Грач сидел за рулем автомобиля в «Мастере и Маргарите».

Словом, не удивительно, что «Грачи прилетели» – до сих пор самая известная картина Саврасова.

Все дело в рюмке

А во второй половине семидесятых годов все пошло под откос. Рюмка, некогда бодрящая и разгоняющая кровь, превратилась в стакан, а затем и в большую бутылку. Ничего кроме проблем она уже не приносила, но избавиться от нее, выкинуть ее из жизни почему-то оказалось невозможно.

Это случилось не на пустом месте. В 1876 году от художника ушла жена, Софья Карловна, урожденная Герцык. Она переехала в Санкт-Петербург к сестре, забрав с собой двух дочерей, Евгению и Веру. Еще раньше, в детском возрасте умерли две другие его дочери. Алексей Кондратьевич остался один.

Да, у Саврасова оставались его пейзажи, преподавательская работа и общественная жизнь. Но вышло так, что не они заняли освободившуюся нишу, а хлебное вино.

Алексей Кондратьевич все так же приходил в училище, в котором числился преподавателем. Страшный, пьяный, он врывался в класс, кричал на студентов, что они губят себя, сидя в четырех стенах. Подскакивал к окну, высаживал его голой рукой. Кровь, вопли, обмороки.

Константин Коровин вспоминал, как выглядел Саврасов: «Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки, вроде каких-то грязных туфель; черная блуза повязана ремнем, на шее выглядывала синяя рубашка, на спине был плед, шея повязана красным бантом. Шляпа с большими полями, грязная и рваная».

Красный бант. Он все равно оставался художником.

А в 1882 году Алексея Кондратьевича уволили из училища. Все в его жизни стало еще хуже.

Алексей МИТРОФАНОВ.

Продолжение следует.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply