Антонио Сальери: музыкант, композитор, дирижер, педагог…
В детстве у меня была мечта — исполнить музыку Антонио Сальери.
Спросите «Почему?!»
Из чувства справедливости.
Я довольно рано прочла маленькую трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и его же рассуждения на эту тему — травил Сальери Моцарта или не травил — и … не убедил. Возможно, дело было в том, что я не только любила музыку и книги, но еще историю и право, так что понимала, что если бы такие аргументы были представлены в суде — Сальери обязательно был бы оправдан. Кстати, оказалась права.
Впрочем, не Пушкин заставил меня активно искать ноты с произведениями Сальери, но заслуга в этом тоже принадлежала стихам. Была у меня книжка стихов о музыке. И в одном из стихотворений, посвященных Сальери, были такие слова:
Исполнить музыку Сальери
Ничей смычок не поднялся.
Прикрыв рукой глаза неловко,
Похолодел недаром он:
Так начиналась забастовка
Всех музыкантов всех времён.
Всю жизнь свою отдать карьере,
А сорок опер — все молчат.
И не себя ль убил Сальери,
В чужой стакан бросая яд?!
Тогда, прочитав эти строки, я испытала редкий для себя случай слепящего гнева, тем более сильный, что кое в чем поэт был прав — музыка Сальери действительно молчала. В те времена я ни разу не слышала, чтобы его произведения исполняли. Не слышала, чтобы где-то ставили его оперы. Зато читала рассуждения людей, которые тоже никогда не слышали музыку Сальери, но почему-то уверяли, будто он посредственность.
Как можно говорить, не зная? И как можно судить, основываясь на чужих фантазиях?!
Вот после этих стихов я и принялась искать ноты Сальери, чтобы исполнить его произведения. И… не нашла нот. Я была уже студенткой университета, когда на концерте в Горьковской консерватории услышала музыку Сальери. Она была прекрасна! Играл один из студентов консерватории. Помнится, это был 1989 год.
И до этого концерта и после я много читала о Сальери и прочитанное открывало удивительного человека, которому ужасно не повезло в том, что сплетня о нем попалась на глаза гению, и тот по легковерию превратил ее в литературный шедевр.
Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в городке Леньяго в Венецианской республике. Его отец был обычным торговцем. С раннего детства Сальери, как и его старший брат, проявил любовь к музыке. Именно брат и был его первым учителем. В 14 лет Сальери остался сиротой, но ему повезло в том, что в это трудное время он встретился с хорошими людьми, которые позаботились о его обучении музыке. А потом на него обратил внимание австрийский композитор Флориан Леопольд Гассман. Он увез Сальери в Вену, где тот и прожил всю жизнь. Когда Антонио покинул Италию, ему было 16 лет.
Гассман позаботился не только о музыкальном образовании своего ученика, но и о его общей эрудиции. Не случайно позднее писали, что Сальери один из самых образованных композиторов эпохи. Во многом Гассман заменил Сальери отца и Сальери всегда вспоминал его в благоговением, как и другого своего учителя — композитора Глюка.
Гассман знакомил его с людьми, важными для музыкантов и композиторов, он ввел его в круг людей, приближенных к императору, он обеспечил ему блестящую карьеру.
И Сальери запомнил этот урок на всю жизнь — урок заботы об учениках.
В представлении многих имя Сальери ассоциируется со словами — высокомерный сухарь, карьерист, ремесленник, интриган, но на самом деле все эти слова не имели ни малейшего отношения к реальности. Скромный, доброжелательный, остроумный, легко схватывающий все новое, Антонио Сальери был и смелым экспериментатором в области оперного искусства. Он смотрел на оперу, как на целостное произведение, а не собрание отдельных номеров, пусть и объединенных в яркие сцены. И он первым осмелился совместить в одном произведении трагическое и комическое, на что не решался даже Глюк. Что интересно, одна из опер Сальери «Данаиды» сначала была представлена как опера Глюка, и только потом, когда она имела оглушительный успех, Глюк сообщил, что оперу написал не он, а Антонио Сальери.
А еще Сальери сотрудничал с великим Бомарше, и написал на его либретто оперу «Тарар» (она упоминается у Пушкина: «там есть один мотив… я все твержу его, когда я счастлив»). И он первым написал оперу на сюжет Шекспира — «Фальстаф».
А вот карьера у Сальери была не только карьерой композитора. Ему было всего 24 года, когда он стал не только придворным композитором камерной музыки, но и капельмейстером итальянской оперной труппы Вены. А это мoжно было рассматривать как один из важнейших музыкальных постов в Европе того времени. И этот пост требовал большой административной работы и фантастического терпения! И, конечно, капельмейстер обязан был писать оперы.
Кстати, к 24 годам Сальери уже был автором 10 опер, которые были необыкновенно популярны.
Мог ли он завидовать?
А чему? У него было твердое положение в обществе. Его музыка звучала не только в Европе, но даже в Рио-де Жанейро. И уж если на то пошло, завидовали ему.
Удивительное дело, хотя Сальери всю жизнь (с 16 лет) прожил в Вене, для некоторых он по прежнему был «этим итальянцем, которые сплошь мошенники». Именно так частенько отзывался о нем и о других музыкантах и композиторах итальянцах Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта. В письмах Амадея Моцарта тоже частенько встречаются резкие высказывания о Сальери, хотя именно Сальери неоднократно дирижировал при исполнении произведений Моцарта, готовил певцов, которые пели в его операх, и возвращал в театральный репертуар снятые с постановки оперы Моцарта. И, кстати, у них были и примеры совместного творчества. А когда Сальери хвалил музыку Моцарта, Моцарт писал об этом с нескрываемым удовольствием.
В 37 лет Сальери стал придворным капельмейстером. А еще он был руководителем Венского музыкального общества. Уже в XIX веке входил в комитет по организации Венской консерватории (первоначально именуемой Певческой школой), а потом и возглавил ее. И тут мы возвращаемся к вопросу, поднятому Пушкиным.
Может ли гений быть злодеем? Может, хотя Пушкин полагал, что нет.
Может ли гений быть завистником? Конечно.
Но вот может ли завистник быть хорошим учителем? А вот это нет!
Завистник всегда будет смотреть на учеников, как на соперников и не захочет передавать им мастерство в полном объеме. Примеров этого достаточно много, в том числе и в музыке. А вот Сальери из 74 лет своей жизни 50 отдал в том числе и преподавательской деятельности. Он воспитал более 60 (!!!) композиторов и певцов. И очень часто он делал это бесплатно, то есть даром!
Сейчас частенько можно читать в Интернете возмущение известных людей, которых начинающие авторы просят посмотреть их работы. «Как вам не стыдно, — возмущаются мэтры, — отвлекать занятых людей. У нас нет времени!»
А разве Сальери не был занятым человеком? Сорок опер и множество других произведений требовали времени. А еще активная административная и общественная работа. И при всем том он отдавал много времени и сил своим ученикам.
И какие имена!
Людвиг ван Бетховен! Послушайте музыку Сальери и Бетховена и сразу станет ясно, чей Бетховен ученик. Надо сказать, Бетховену Сальери помогал и тогда, когда тот стал знаменит, к примеру, с работой над оперой «Фиделио». Будь Сальери завистником, он нашел бы множество благовидных причин, чтобы отказать в такой помощи.
Другой ученик — Франц Шуберт. Его Сальери приметил еще мальчиком и занимался с ним совершенно бесплатно.
Ференц Лист — с ним Сальери тоже занимался бесплатно.
Джакомо Мейербер — еще один ученик Сальери.
Карл Черни — потом он тоже стал выдающимся педагогом. Можно ли найти пианиста, который бы не играл Этюды Черни?
И, кстати, учеником Сальери был и младший сын Моцарта! Если бы Сальери и правда злоумышлял против Моцарта, отвела бы его вдова своего сына к врагу мужа?
Перечислять учеников Сальери можно долго. Строго говоря, именно Сальери и создал музыку XIX века, а, значит, и нашего времени. Потому что дороги прокладывает тот, кто оставляет после себя учеников. А Сальери был гениальным учителем.
Впрочем, не только учителем, но и заботливым и добрым человеком. Не удивительно, что ученики посвящали ему свои творения — музыку и стихи. Он заложил традиции публичных концертов в Вене. Они были благотворительными — для пенсионного фонда вдов и сирот венских музыкантов (которому Сальери завещал и часть своего состояния).
И надо же было так случиться, что этот человек стал жертвой грязной сплетни!
Кстати, когда Пушкин написал трагедию «Моцарт и Сальери», современники отнеслись к ней настороженно, задавая законный вопрос, а может ли Пушкин быть уверен, что написал правду? И не является ли все это клеветой? Точнее даже не так — современники были уверены, что это клевета, и спрашивали, можно ли ради литературного творчества клеветать на человека?
Аргументы Пушкина были слабыми и даже шокирующими. Но чем больше проходило времени и чем больше славы и легенд окружало уже Пушкина, тем больше было ему веры. Да и литературные последователи у него тоже появились — уже в наше время. Один из них Питер Шеффер, автор пьесы «Амедей». Возможно, вы видели снятый по пьесе фильм. Правда, там в ход был пущен не яд, а интриги.
И вот тут произошло интересное событие. Дело в том, что если в России и в Австрии (и не только там) сплетня о зависти Сальери к Моцарту широко распространена, то в Италии о ней ничего не слышали. Каково же было возмущение итальянцев, когда в ходе гастролей в Италии одного из английских театров они познакомились с пьесой Шеффера.
И это возмущение привело к конкретным действиям. В Милане в 1997 году прошел судебный процесс по делу Сальери и Моцарта. К делу подошли очень серьезно. Были заслушаны эксперты, представлены документы эпохи, в результате чего Сальери был полностью оправдан за отсутствием состава преступления.
Конечно, в мире множество людей, которые никогда об этом не слышали, либо не пожелали обратить на судебный процесс внимание. И все же, когда вы читаете Пушкина или смотрите фильм «Амадей», не забудьте, что они не имеют ни малейшего отношения к реальности.
А музыка Сальери пусть звучит! Она того стоит.
Юлия Р Белова.