Ингрид Бергман. Рассказ от первого лица.

SVETA SHIKHMAN

Ингрид Бергман. Рассказ от первого лица.

Ингрид Бергман (швед. Ingrid Bergman; 29 августа 1915, Стокгольм, Швеция — 29 августа 1982, Лондон, Великобритания) — шведская[5][6][7] актриса, снимавшаяся в европейском и американском кинематографе. В рейтинге Американского института киноискусства — 100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI — занимает 4-е место. Трижды лауреат премий «Оскар» и «Давид ди Донателло», четырежды — премии «Золотой глобус», дважды — премии «Эмми», первый лауреат премии «Тони» (1947). Наиболее известные фильмы с её участием: Касабланка (1942), По ком звонит колокол (1943), Газовый свет (1944), Дурная слава (1946), Анастасия (1956), Убийство в «Восточном экспрессе» (1974), Осенняя соната (1978).

Согласно St. James Encyclopedia of Popular Culture[en], Бергман за короткий срок стала «идеалом американской женственности» и претенденткой на роль величайшей ведущей актрисы Голливуда[8]. В Соединенных Штатах считается, что она принесла на экран «скандинавскую свежесть и жизненную силу» наряду с исключительной красотой и интеллектом; Дэвид Селзник однажды назвал её «самой добросовестной актрисой», с которой он когда-либо работал. В 1960 году была удостоена именной звезды на голливудской «Аллее славы».

Детство

Ингрид Бергман родилась 29 августа 1915 года в Стокгольме в семье шведа[9] Юстуса Самуэля Бергмана, и Фриды Генриетты Адлер, уроженки Германии. Ингрид была третьим ребёнком в семье, первый умер при рождении, второй через неделю после родов. Воспитывалась в лютеранской вере.

Когда Ингрид было 3 года, от желтухи умерла её мать. Отец Ингрид, владелец фотомагазина, был страстным поклонник фотографии и кино. Он часто фотографировал, снимал дочь на камеру и с детства привил ей любовь к искусству. Но, несмотря на то, что он больше склонял дочь к музыке и опере, она оставалась к ним равнодушна. Зато актёрская игра занимала её полностью. Впервые побывав в театре в одиннадцать лет, Ингрид сказала отцу: «Папа, папа, это как раз то, что я хочу делать».

В 1929 году Юстус Бергман умер от рака желудка. За воспитание девочки взялась тётя, Эллен Бергман, но через полгода и она скончалась. Тогда Ингрид переехала к дяде Отто Бергману, у которого было пятеро детей.

После потери самых близких родственников Ингрид росла замкнутым и застенчивым подростком. Единственной отдушиной оставалось актёрство — наедине с собой, придуманными персонажами, перед родственниками или перед одноклассницами она преображалась. Из автобиографии Ингрид Бергман[источник не указан 76 дней]: Я была скромнейшим созданием, но внутри меня жила львица, которая не могла молчать.

Именно на этот период приходится первое появление Ингрид в кадре. В фильме «Состязание» 1932 года она снялась в массовке.

Начало карьеры

В 1933 году Ингрид поступила в Королевский драматический театр в Стокгольме. Система обучения в этом заведении была построена таким образом, что студенты только после двух лет занятий могли пробоваться на маленькие роли в спектаклях. Ингрид же спустя три месяца после поступления пригласил в свою пьесу известный режиссёр Альф Шёберг. Это вызвало бурю негодования среди более взрослых студенток. Из автобиографии Ингрид Бергман[источник не указан 76 дней]:

Другие студентки — девушки, которые закончили школу и теперь должны были два года пробоваться в небольших ролях, — потихоньку наливались злобой. Они брызгали слюной от бешенства. Ненависть их дошла до того, что меня избили: одна девица пинала меня ногами, а другая била по голове.

Во избежание скандала руководство театра пришлось исключить Ингрид из этой постановки.

В этот же год Ингрид познакомилась со своим будущим мужем, Петером Линдстрёмом, дантистом. Они сразу понравились друг другу, часто встречались, и их дружба постепенно перерастала в любовь.

В 1934 году Ингрид снялась в эпизодической, но яркой роли служанки в фильме «Граф из мункбру» и заключила контракт со Шведской киностудией, после чего со скандалом оставила Королевский драматический театр ради кино.

Затем последовали роли в таких фильмах как «Сведенхьельмы» (1935), «Вальпургиева ночь» (1935), «Доллар» (1938), вызвавшие одобрение шведских критиков, а также «Интермеццо» (1936) режиссёра Густава Муландера с Йестой Экманом в главной роли. Именно эта роль привлекла к молодой шведской актрисе Ингрид Бергман внимание Голливудских критиков и продюсеров.

В 1938 году у Петера и Ингрид родилась дочь Пиа.

Голливудский период

Снявшись в более чем десяти шведских и одном немецком фильмах, она получила приглашение в Голливуд от продюсера Дэвида Селзника на съёмки в фильме «Интермеццо» (1939) — голливудской версии фильма с Лесли Говардом в главной роли. Первая встреча Ингрид с Селзником едва не стала последней. Тот видел актрису лишь на экране и при личной встрече заявил, что ей придется изменить имя, фамилию, брови, зубы. Также для продюсера стал неожиданностью рост Ингрид 176 см. Но та наотрез отказалась что-либо менять и предложила ему найти другую актрису. Тогда Селзник решил, что Ингрид будет выделяться среди звёзд Голливуда своей естественностью и непосредственностью. Именно это стало отличительной чертой и фирменным знаком Ингрид Бергман на долгие годы. Селзник лишь нанял для актрисы репетитора по английскому языку Рут Роберто, которая стала подругой Ингрид до конца жизни.

После съёмок актриса вернулась в Швецию к семье. После начала Второй мировой войны Петер отправил Ингрид с дочерью в США и присоединился к ним после сохранения Швецией нейтралитета в войне.

Первые голливудские фильмы, театральные постановки с участием Ингрид, а также роль проститутки в фильме «Доктор Джекилл и мистер Хайд» режиссёра Виктора Флеминга вызвали положительные оценки в прессе.

В сороковых годах Ингрид училась актёрскому мастерству в школе Михаила Чехова.

В 1942 году Ингрид Бергман сыграла Ильзу Ланд в фильме «Касабланка» — одну из самых ярких и знаменитых ролей в её плодотворной актёрской карьере. Хотя фильм стал культовым (2-е место в списке 100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI), Ингрид не любила «Касабланку» и раздражалась, когда её просили рассказать о нём. «Я снялась в стольких фильмах, которые были важнее, но людей интересует только этот фильм с Богартом»[12]. О Хамфри Богарте она говорила: «Я никогда не знала его по-настоящему. Я целовала его, но не знала его». По словам Ингрид на съёмках фильма царили неразбериха, хаос, споры между режиссёром Майклом Кёртицом, продюсером, сценаристами. Из автобиографии Ингрид Бергман[источник не указан 76 дней]:

В сценарий постоянно вносились изменения […] Никто не знал, как будут развиваться события в фильме дальше, чем он закончится […] А я всё это время жаждала узнать, в кого я должна быть влюблена: в Пола Хенрайда или в Хэмфри Богарта? «Мы это и сами ещё не знаем. Пока просто играй что-то среднее».

«Касабланка» имела огромный успех у зрителей и критиков, номинировалась на «Оскар» в восьми категориях, завоевала три из них, и хотя не принесла личных наград Ингрид, утвердила её в статусе звезды и одной из самых востребованных актрис Голливуда.

Летом 1942 года Ингрид отправилась на съёмки фильма «По ком звонит колокол» — экранизации нашумевшего романа Эрнеста Хемингуэя. Писатель видел в главных ролях только Гэри Купера и Ингрид Бергман, но отстоять перед боссами Парамаунт ему удалось только кандидатуру Купера. Актриса волновалось, что её внешность не соответствует испанскому женскому типажу, но писатель успокоил её, сказав, что он видел не одну испанку со светлой кожей и волосами. Студия решила задействовать в роли Марии собственную звезду — балерину Веру Зорину. Но та не выдержала тяжёлых условий съёмок в горах Сьерра-Невада, и роль всё-таки досталась Ингрид. Ради этой роли она коротко постригла волосы, и эта причёска была модной в США несколько лет. Несмотря на то, что фильм не понравился Хемингуэю, так как в нём была отражена только любовная линия, он был положительно оценён критиками, а Ингрид получила первую номинацию на «Оскар», но уступила Дженнифер Джонс.

Заветную первую статуэтку как за лучшую женскую роль Бергман получила в 1945 году за роль в фильме «Газовый свет». Режиссёром этого фильма был Джордж Кьюкор, а в главной роли снялся Шарль Буайе. Ингрид блистательно сыграла роль женщины, которую пытается свести с ума собственный муж ради присвоения её дома и драгоценностей. Номинантка на эту же награду — Барбара Стэнвик заявила прессе, что «является членом фан-клуба Ингрид Бергман и ничуть не сожалеет о потерянном „Оскаре“, потому что её любимая актриса выиграла его и выиграла заслуженно».

Следующие пять лет Ингрид сыграла в таких заметных фильмах как: «Колокола святой Марии» (1945), «Триумфальная арка» (1948), «Жанна д’Арк» (1948), «Дурная слава» (1946), ещё дважды номинировалась на «Оскар» и окончательно закрепилась на «голливудском Олимпе».

В то время как карьера Ингрид складывалась удачно, её семейная жизнь дала трещину. На отношениях с Петером сказывались разница в образах жизни актрисы и врача, их характеров, взглядов, интересах. Собираться всей семьёй в их доме удавалось очень редко. К тому же Петер, будучи старше жены на 8 лет, привык руководить Ингрид в бытовой жизни, контролировать её поведение, слова, финансовые расходы. Ингрид попросила развод, но не решилась на него[источник не указан 76 дней]:

Наверное, это было ожидание кого-то, кто бы помог мне выпутаться из этой ситуации. Потому что у меня не хватало сил уйти самой. Это было за три года до того, как я встретила Роберто Росселлини.

ВИКИПЕДИЯ.

Назад к списку новостей