Владимир Арнольд: Выдающийся советский и российский математик, о котором мало, кто знал

SVETA SHIKHMAN

Владимир Арнольд: Выдающийся советский и российский математик, о котором мало, кто знал

Как известно, математикам Нобелевскую премию не дают, но самым выдающимся из них раз в четыре года вручают Филдсовскую премию. Так, в 1974 году в канадском Ванкувере жюри этой престижной премии рассматривало и кандидатуру 37-летнего Владимира Арнольда. А получил он мировую известность, еще будучи третьекурсником, когда решил одну из неразгаданных кардинальных проблем математики, 13-ю проблему Гильберта. В 26 лет молодой ученый создал на мехмате МГУ собственную, знаменитую на весь мир школу. 

Владимир Арнольд родился 12 июня 1937 года в Одессе. Его мать просто приехала погостить к родственникам. Однако, через несколько месяцев семья вернулась в Москву. Отец Игорь Арнольд был математиком, членом-корреспондентом Академии педагогических наук, происходил из харьковских дворян. Мать Нина Исакович работала искусствоведом.

В начальной школе, как вспоминал позже сам Владимир Арнольд, учительница уверяла его родителей, что этот тупица никогда не сможет освоить таблицу умножения. И его способности открылись, когда ему дали решить сложную задачу.

В 1963 году Арнольд стал доктором физико-математических наук (в этом же году был удостоен Ленинской премии), в 1965-м — профессором МГУ, в 1990-м — академиком АН СССР.

С 1995 по 1998 год был вице-президентом Международного математического союза, с 1998 по 2000 год — главой Московского математического общества.

Он автор уникальных работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики. 

За годы научной деятельности Владимир Арнольд внес огромный вклад во многие разделы математики. Был удостоен нескольких отечественных и зарубежных премий и наград, и членства во Французской академии наук, Лондонском Королевском обществе и Национальной академии США.

У Владимира Игоревича Арнольда было много учеников. Его любили студенты. А его самобытные высказывания давно стали настоящими афоризмами ...

[...

Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).

Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, неспособен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом может стать массовый гипноз и социальные потрясения. Лев Толстой писал, что сила правительства основана на невежестве народа, что правительство знает об этом и потому будет всегда бороться против просвещения народа. 

Лиз — студентка, изучающая историю искусства в Гарварде. На уроке французского языка ее спросили, была ли она во Франции («Да»), в Париже («Да»), видела ли собор Парижской Богоматери («Да»), понравился ли он ей («Нет!!!»). «Почему?» — спросил преподаватель. «Он такой старый», — ответила Лиз.

Королева Франции с 1051 года, Анна Киевская (дочь Ярослава Мудрого) горько жаловалась в письмах отцу, что во дворце французского короля нет ни одной книги и никто не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. Она говорила на семи языках и подписала брачный контракт с королём Анри I на четырёх: греческом, латыни, русском и французском. Король же поставил четыре креста, а за обедом бросал куски мяса своим собакам — вот и вся культура. В этот момент православие и католицизм ещё не были разделены.

«No star wars — no mathematics», — говорят американцы. Тот прискорбный факт, что с прекращением военного противостояния математика, как и все фундаментальные науки, перестала финансироваться, является позором для современной цивилизации, признающей только «прикладные» науки, ведущей себя совершенно подобно свинье под дубом. 

Самое главное, что ученик должен узнать от учителя, — это то, что некоторый вопрос ещё не решен. 

Ньютон, Эйлер, Гаусс, Пуанкаре, Колмогоров — всего пять жизней отделяют нас от истоков нашей науки. 

Американские коллеги объяснили мне, что «низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».мировая политика. У нас то же самое-со следующего года школьное образование платное, сознательно плодят неучей.платное Оо??про это уже пару лет говорят, до сих пор оттягивали, но этот план у них давно, судя по тому, как они предложили распорядиться материнским капиталлом.Такое *стремление* проникает глубже. С нового учебного года с 4-х классов в учебную программу вводят такие предметы, как — основы светской этики , основы мировых религий .А где можно найти пруфлинк что это именно его цитата? Откуда она взята? 

Недавно возник новый вид работорговли. Мои друзья — биологи, химики, физики — рассказывали мне, что американские и европейские университеты приглашают российских исследователей, платят им гроши (превосходящие, однако, российские профессорские зарплаты, которые в июле 1998 года были порядка сотни долларов в месяц). Эти русские рабы работают изо всех сил, но публикации подписывают не они, а сотрудники приглашающей лаборатории. 

Сто лет назад математики могли ездить из одной страны в другую без виз и унижения в консульствах. Сейчас это доступно только родившимся в некоторых привилегированных странах. Русские, африканцы и азиаты, среди прочих, нежелательны. Евроамериканская идея прав человека — это идея прав евроамериканского человека.

Английское консульство в Париже недавно выдало мне свой список требований для получения визы на поездку в Кембридж и Оксфорд на несколько дней. Среди дюжин других документов они затребовали от меня копию британского паспорта приглашающего меня британского гражданина и сведения о религии священнослужителя, выдавшего мне свидетельство о браке. 

Нынешняя позорная дискриминация российских (а равно индийских, китайских и т.д.) ученых западным научным сообществом наносит мировой науке очевидный ущерб. До падения коммунизма нас не пускали за границу коммунисты. Теперь дверь закрыта с другой стороны — системой бесполезных "виз", которых не требовалось в XIX веке и которых не требуют от американцев и от других "истинно белых". (В столетней давности энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона требование визы определяется как способ одной страны показать другой нежелательность всех ее граждан как таковых.)

Один французский издатель ... представил мне свою молодую помощницу как окончившую Сорбонну по философии. Желая быть галантным, я тут же сказал, что, по моему опыту, философы — самые невежественные люди на свете. Я процитировал в доказательство фразу одного французского философа XIX века, которую я прочел в "Словаре глупости": римская католическая церковь совершила ошибку, когда она сожгла Галилея. "Что же тут глупого, — обиделась помощница. — Я тоже считаю, что это была ошибка — сжечь его". Видя мою реакцию, она поправилась: "Конечно, я имела в виду Тихо Браге". Рассказывая эту историю в кембриджских колледжах, я обнаружил, что Джордано Бруно (памятник которому стоит в Риме на Кампо ди Фиоре) известен лишь русским.

До сих пор уничтожение культуры, науки и образования (в частности, математики и математического образования) в России идет медленнее, чем в более цивилизованных странах.

Похожая ситуация имела место в истории эллинистической культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания и архитектуры. "Американизация" общества, которую мы наблюдаем сейчас в большинстве стран, может привести к такому же уничтожению науки и культуры современного человечества.

Расцвет математики в заканчивающемся столетии сменяется теперь тенденцией к подавлению науки и научного образования общественностью и правительствами большинства стран мира.

Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными.
...]


Назад к списку новостей