Юрий Иванов (историк медицины): Парадоксы древней медицины: Глава 3

Юрий Иванов (историк медицины)

Юрий Иванов (историк медицины): Парадоксы древней медицины: Глава 3

Иногда у некоторых из нас возникает вопрос: "Действительно ли - всем известное греческое понятие ФАРМАКОЛОГИЯ,- и в древности означало "учение о лекарствах"? Если верить современным справочникам, то - вне сомнений. Pharmakon +  logos, т.е. лекарство+учение. 

Однако глубины истории не всегда таковы, как представляют их современные учёные.

Древнегреческий историк и географ (!) Страбон в своих трудах утверждал, что у жителей острова Левкада [Адриатическое море] существовал странный обычай... Каждый год люди стремились избавиться от своих накопившихся грехов и, как следствие, болезней, выбирая из своих рядов одного мужчину (чаще самого некрасивого,  нездорового), и назначали его "царём" на 1 год. Именовали его, правда, не царём, а словом "pharmacos",  что уже тогда подразумевало "жертва". 12 месяцев его кормили, поили самой вкусной пищей, всячески ублажали, а затем, в майский день сбрасывали со скалы в море. Порой, дабы скрасить это падение фармака, к нему привязывали живых птиц или их перья. Внизу его ожидали люди в лодках и топили, если он подавал признаки жизни. Очень редко, если он и тогда оставался жить, его отвозили далеко на другой остров. Этот фармак являлся неким "козлом отпущения" за грехи, сотворенные жителями. После убийства фармака остров считался очищенным от грехов и болезней!

В других частях более цивилизованной, материковой Греции сохранялись близкие обычаи, когда при эпидемии кто-то из бедных граждан предлагал себя в роли искупителя чужих грехов. Такого добровольца могли кормить, поить и меньше года [эпидемия не ждала!], потом наряжали и этого фармака в священные одежды, украшали ветками священных деревьев и провожали в таком виде за ворота "больного города", где дружно забрасывали камнями, считая, что болезни, переселившиеся в убитого фармака, теперь уж точно исчезнут! Убивая, говорили:

"Будь очистителем нашим!" Есть, правда, другие свидетельства, что порой вместо добровольцев назначались приговоренные преступники, рабы, случайные бродяги.

На территориях Малой Азии, заселенных греческими колонистами с 6 в.до н.э., таких фармаков селили отдельно, всем обеспечивая, а позже, когда приходило время расплаты, их приводили на берег моря. Под шум прибоя и звуки флейт, этого фармака "семь раз ударяли по гениталиям корнями морского лука, а затем касались веткой дикого фигового дерева..." После этого очистительного обряда беднягу живьём сжигали на погребальном костре, пепел выбрасывался в море.
   
Жрецы считали, что морской лук имеет особую магическую силу в луковицах, что отпугивают злые силы от человека. Почему хлестали по гениталиям? Этим старались освободить воспроизводящие силы больного фармака от колдовских чар, насланных злыми демонами. После этой жертвы, той же веткой фигового дерева касались всех женщин и мужчин в посёлках, стимулируя их собственную воспроизводящую способность.

Людей, занимающихся фармаками, именовали  pharmakon, т.е. фармаконами. Они были посвящены в тайны магических заклинаний и формул. Позднее это обозначение и перешло к тем, кто практиковался с реальными лекарствами. Лишь в 4 в. до н.э. появляются в Греции первые труды [Диокл], посвящённые хоть и спорным, но - лекарствам, а память о былых, жертвенных "лекарствах" постепенно ускользала в Лету.

Впрочем,  серьёзных ошибок,  приводящим к новым жертвам в последующие века, не избежали и знаменитые учёные-медики... О чем мы  вспомним  чуть позже. 
  
P.s. На прилагаемой иллюстрации (вверхнее фото) можно увидеть памятник упомянутому ранее знаменитому историку и географу Страбону [63 г.до н.э.--23 г.н.э.], установленный на его родине,в г. Амасия, ныне территория Турции. 

На нижнем фото - скалистое побережье того самого острова Левкада, где прощались с жизнью фармаки...



С.-Пб. Ю.В. Иванов.

Назад к списку новостей