Юрий Иванов: ПРОЗАИЧНЫЙ СОНЕТ

Юрий Иванов (историк медицины)

Юрий Иванов: ПРОЗАИЧНЫЙ  СОНЕТ

[Романтикам  посвящается]       

Любуясь  с  берега  игрой   морских  пейзажей,-
Прибоем,  мачтами  далёких  кораблей,
Чаруясь  грёзами,   живём  мы  чуть  смелей  -
В  мечтах,  под  звёздами,  в  составе  экипажей!

Но  плен  под  палубой  и  тяжесть  такелажа,
И  трюма  запахи,  и  теснота  кают,
Гальюны,   крысы,   камерный  уют,-
Не  для  романтики  те  краски  антуража...

Так  в  мир  Любви  стремимся  мы  отважно,-
Приблизить  жаждем  новый  горизонт...
Жаль,  ветер  жизни  гонит  судно  в  порт,
Где  не  простор,  а  -  быт  многоэтажный!

Чтоб  избежать  штормов  и  мук  противоречий,-
С  разлукой  берегов  мы  чередуем   встречи! 

С.- Петербург. 5.09.1994г. Иванов Ю.В.

РЕАЛИИ ПРОЗАИЧНОЙ ЖИЗНИ И РОМАНТИЗМ... 

Как они сочетаются? Даже само понятие romantisme, модное в Европе на рубеже 18/19 вв. [производное от имени "Вечного города" - Roma], адресует нас по сути к реалиям былой жизни, былых драм, войн, героических примет тех эпох, их быта... И хотя первыми признаками романтизма в культуре Европы стали воспоминания о прошлом, темы смерти, сражений, бурь и т.п., это не избавляло самих художников и поэтов-романтиков от бытовых забот и прочей прозы жизни... 

Одной из таких романтичных личностей стал и немецкий художник Каспар Давид Фридрих [1774-1840], чей очередной Д.Р. мы вспоминаем... Место его рождения в г. Грайфсвальд, в бедной семье мыловара, было вполне прозаично, но далее - капризы судьбы... Сперва они стали трагичны: у семилетнего мальчика умерла его мать, затем - смерть унесла жизни и двух его сестёр, а позже, в 23 года начинающий художник и сам едва не погиб, - его спас старший брат, но ценой собственной жизни, уйдя на реке под лёд... 

Очевидно, эти трагедии и придали большинству картин Фридриха мистический характер, заставляя и нас, вместе с одинокими героями его пейзажей, всматриваться за горизонты и далеких пространств, и собственной жизни... По признанию самого К.Д.Фридриха, пейзажи никогда не были для него только "точными изображениями воды, воздуха, скал, деревьев", но всегда - "отображением души" человека. В 1818 г., вскоре после свадьбы с юной Каролиной, художник отражает жизнь влюблённых душ в одном из лучших своих произведений - "Двое на паруснике", раскрывая перед нами и героями картины всю даль их надежд... 

Любопытно, что этот шедевр, как и ещё один, за большую сумму, с удовольствием приобрёл для себя в 1820г. наш Великий князь, будущий император Николай Павлович, посетивший тогда (в сопровождении В.А.Жуковского), и мастерскую Фридриха. Романтично настроенный В. князь, сам женившийся за три года до того, украсил этой картиной личную семейную резиденцию, "Коттедж" в Петергофе. Лишь в 20 веке эта работа стала достоянием Эрмитажа. [см. фото] 

Однако, если пейзажи немецкого романтика привлекают нас своими просторами, свечением воздуха и воды, тенями воспоминаний, возвышенными мачтами и мечтами, то своё личное счастье, женский силуэт своей любимой Каролины художник позже замыкает в тесном пространстве комнаты, ограниченном жёсткой геометрией стен и окна... [см. фото]. Обвенчанный с молодой девушкой в свои 42 года, знаменитый уже мастер и профессор продолжал путешествия по странам Европы, по Балтийскому и Северному морям, поднимался по склонам Альп, пока верная жена ожидала его дома, в Дрездене...


Возможно, эти разлуки, как и последующие встречи, и помогли им быть счастливыми? На одной из самых своих известных картин "Этапы жизни" (1835), ставшей фактически "Лебединой песней" в его наследии, художник изобразил на морском берегу семейную группу, пять человек разных возрастов, и такое же количество уходящих и возвращающихся кораблей, что и символизируют разные цели и судьбы людей. 

Если учесть, что в семье мастера было трое детей, то нетрудно догадаться и о личных мотивах этой картины...[см. фото]. 


С.- Петербург. 5.09.1994г. Иванов Ю.В.

Назад к списку новостей