БДТ — лучший театр Ленинграда в СССР. Гениальный актер Евгений Лебедев, его супруга Натела Товстоногова и ее брат — режиссер театра знаменитый Георгий Товстоногов. Судьба на троих.
В их семье главой был Его Величество Театр. Душой же являлась Натела Александровна Товстоногова. Правда, семья эта была совсем необычной. Не семейный дуэт, а театральное трио: актер Евгений Лебедев, его супруга Натела Товстоногова и ее брат, Георгий Товстоногов.
Первые встречи
Евгений Лебедев был сыном священника и врага народа, казненного в 1937 году. Даже собственную младшую сестру Лебедев был вынужден сдать в детский дом после расстрела родителей. Он сказал, что нашел ее на улице, потому что дочь врага народа отказывались принимать, а прокормить ее он не мог.
Учился в техникуме театрального искусства (ныне ГИТИСе), после в училище Камерного театра, после окончания которого в 1940 был командирован в Тбилиси в театр юного зрителя. В Тбилиси в то время в Русском театре имени Грибоедова ставил свои спектакли Георгий Товстоногов. Тоже сын врага народа. Режиссер, который в будущем станет светилом первой величины.
Евгений Алексеевич, вместе с женой и крохотной дочуркой, снял комнату у Тамары Григорьевны Папиташвили, мамы Георгия и Нателы Товстоноговых. Георгий и Евгений подружились. Лебедев, конечно, в то же время познакомился и с сестрой Георгия Александровича. Тогда она была еще школьницей и, конечно, ни о каких романтических отношениях даже речи быть не могло.
В 1949 Лебедев уезжает в Москву, где на актерской бирже встретил Товстоногова как раз после его назначения главным режиссером Ленкома. Они отправляются в Ленинград вместе.
Нежданная любовь
Георгий Александрович к тому времени остался один с двумя детьми – супруга оставила его и двух сыновей, не желая прерывать артистическую карьеру. Помогать с детьми брату стала подросшая Натела. Она перебралась вместе с племянниками к брату в Ленинград.
А Лебедев стал часто бывать у Товстоноговых. Они в быту были по-детски беспомощны, и актер с энтузиазмом стал им помогать. Евгений Алексеевич мог выполнить любую мужскую работу, а еще изумительно управлялся с детьми: пеленал, кормил, гулял. Он вообще был очень приспособлен к жизни, в отличие от своих друзей.
Натела Александровна совершенно не думала о браке с Евгением Алексеевичем. Но его поддержка, готовность прийти на помощь в любую минуту не могли оставить ее равнодушной. Так и получилось, что Лебедев вскоре стал ее мужем.
Замужем за БДТ
Вскоре в семье родился сын Алексей и теперь они с Нателой воспитывали уже троих мальчиков: Александра и Николая – сыновей Георгия Александровича и своего Алешу. Так вышло, что Лебедев и Товстоногов получили соседние квартиры. Но им требовалось жить всем вместе, одной большой семьей. И они просто объединили свои квартиры, прорубив дверь между ними.
В семье все разговоры всегда сводились к работе. Натела Александровна училась в медицинском, у нее нет театрального образования. Из нее мог бы получиться потрясающий критик. Она считала, что хвалить могут все, а вот обоснованно критиковать работы мужа и брата может только она.
Пока они трудились в Ленкоме, Натела Александровна часто бывала на репетициях, высказывала свое мнение о постановках. Когда же в 1956 Товстоногова назначили главным режиссером БДТ, а Лебедев перешел вслед за ним, она стала редко бывать в театре вне спектаклей. Натела Александровна объясняла это очень просто: не хотела быть вовлеченной в театральные интриги. Она всячески пыталась избегать даже намека на то, что имеет огромное влияние на мужа и брата. Через нее нельзя было решать никакие вопросы с назначением, увольнением, утверждением на роль.
Тем не менее, театр играл главную роль в ее жизни. Она обеспечивала надежный тыл сразу двум увлеченным людям. Она была одновременно душой и сердцем этого удивительного дома. Они были гениальны, все трое. Великий актер, великий режиссер и великая женщина рядом с ними.
Когда Нателе Александровне говорили о ее интересной жизни, она лишь покачивала головой. Ее жизнь была интересной. А вот своей судьбы – не было. Она жила интересами самых дорогих людей, своей любовью к ним, своей нужностью. Она была замужем за БДТ.
Евгений Алексеевич был очень нервным, как говорила о нем супруга, актером. Если ему не нравилась роль или он считал трактовку режиссера (даже того же Товстоногова) неправильной, то мог бросить ее. И только благодаря Нателе Александровне был сыгран знаменитый Холстомер.
Муж и брат ценили ее мнение, всегда советовались и прислушивались к ней, своей музе, одной на двоих. Она не была ни актрисой, ни режиссером, но ее знал и любил весь театральный мир. Ее ласково звали Додо и только она могла подвести своих, таких разных, мужчин к единому, важному для дела, решению. Ее вклад в искусство был поистине неизмерим.
Додо пережила их обоих. Георгий Александрович ушел в 1989 году, Евгений Алексеевич в 1997.
Натела Александровна покинула это мир в 2013 году, до конца дней бережно храня и приумножая творческое наследие Лебедевых-Товстоногих.
В отличие от Нателы Товстоноговой, супруга другого гениального режиссера Юрия Любимова стала практически вторым человеком в театре на Таганке.
Источник: КУЛЬТУРОЛОГИЯ