Этрусская цивилизация: часть третья
Три теории происхождения этрусков
Подводя некоторую черту под неясностью зарождения цивилизации этрусков, можно выделить три теории их происхождения. И хотя, по большому счёту, эти гипотезы не привносят ничего нового в этрусскую парадигму, т. е. не проясняют существующую путаницу, сами по себе они интересны.
Первая теория базируется на факт, что первое упоминание об этрусках встречается в «Гомеровских гимнах» (Гимн Дионису, 8). Там повествуется о том, как бог был захвачен в плен тиренскими пиратами. Есть упоминание о тиренах и у Гесиода в Теогонии, и у Пиндара. Так возникает гипотеза лидийского, восточного, происхождения этрусков.
Автором второй теории является Геродот. Он описывает, что при правлении Атиса в Лидии разразился сильный голод, вследствие чего большая часть населения вынуждена была покинуть страну. Сев на корабли и достигнув берегов древней Италии, люди автоматически стали называться тиренами.
В свою очередь, Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, опровергает слова Геродота. Он утверждает, что этруски были всё же местным населением, а не переселенцами. Правда, они отличались от всех соседей как языком, так и обычаями.
Третья теория была определена Н. Фрере в 18 в. Она гласит о северном происхождении этрусков: якобы северные народы появились на территории Италии, перейдя альпийские перевалы.
Три столь различные версии зарождения цивилизации этрусков только подтверждают загадочность данной народности, очень развитой для того времени, что, кстати, тоже является историческим парадоксом. Тем не менее учёные-археологи больше склоняются к первой версии. Подчёркивая в то же время, что нельзя полностью доверять Геродоту, они также не исключают возможность ассимиляции «пришлых» людей с местным населением.
Автор статьи: Лазарь Модель