ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 2-я «Король манускриптов»

«Великолепный или Роскошный часослов герцога Беррийского, как его называют в исторических рукописях — самая известная иллюстрированная рукопись XV в. Его называли еще Королем манускриптов.

Он содержит 206 листов размером 29?21 см, 66 из них — иллюстрации целиком во всю полосу, 65 — маленькие. Несмотря на свой небольшой размер, эти миниатюры являются одним из самых значимых памятников средневековой готики.

Первое упоминание об этот часослове находим в инвентарных книгах герцога за 1416 год. Называется и его стоимость — «500 турских ливров» (за сто ливров можно было купить деревню с жителями).

Владелец часослова Жан Французский, герцог Беррийский (30.11.1340-15.03.1416), сын Иоанна Доброго, короля Франции, и младший брат Карла V Французского, был личностью выдающейся. Дипломат, полководец, государственный деятель, меценат, он играл заметную роль в истории Франции своей эпохи: все 76 лет его жизни приходятся на годы Столетней войны с Англией (1337-1453). То есть человек жил в насыщеннейшую эпоху, так еще и участвовал во многих важных событиях.

Сражения и заговоры, дипломатические миссии, годы плена, проведенного Жаном Беррийским в Англии (в качестве заложника за своего отца Иоанна Доброго), война между двумя ветвями королевской семьи — Орлеанской и Бургундской (война Арманьяков и Бургиньонов), во время которой герцог потерял много близких, и его собственная жизнь не раз висела на волоске, а многие его владения в те годы были разграблены и сожжены. Если прибавить к этому еще и частые эпидемии чумы, которые случались в ту эпоху в Европе, то вместе картина вырисовывается отнюдь не благоприятная для увлечения искусством.

Но несмотря на все это герцог не оставлял своих увлечений. Он любил окружать себя красивыми и редкими вещами: драгоценными камнями, коврами и многим другим. Но самыми ценными, самыми любимыми среди этих сокровищ были манускрипты. Их творили для него лучшие художники того времени прекрасно образованные братья Лимбург: Жан, Поль и Эрман. Все лучшее в искусстве того времени они воплотили в этом часослове.

Архитектурные комплексы в иллюстрациях Великолепного часослова («Процессия св. Григория», «Вход в Иерусалим») очень напоминают итальянские городские ландшафты. Аналогии с итальянскими фресками и картинами конца XIV — начала XV веков прослеживаются в миниатюрах «Принесении во храм», «Падение мятежных ангелов», «Снятии с креста».

Заметно влияние античных и современных братьям итальянских произведений искусства. Фигуры коленопреклонённого Адама из миниатюры «Рай» и Лазаря из миниатюры «Воскресение Лазаря», а также миниатюра «Анатомический человек» имеют прообразы в античной скульптуре. Эту скульптуру они могли видеть и в Италии, и в других странах, и в коллекциях самого герцога, потому что это была мода – собирать произведения искусства. И герцог Беррийский ей следовал.

Часослов для герцога был и своего рода переносной картинной галереей и целой библиотекой — помимо молитв и псалмов в нем были все религиозные темы, на которые тогда писались книги. Это библейские события («Строительство Иерусалимского храма», Иов», цикл царя Давида, «Три отрока в печи огненной», «Райский сад»), жизнь Богоматери («Мария у Елизаветы», «Введение Марии во храм», «Благовещенье», «Бегство в Египет»), жизнь Христа («Поклонение волхвов», «Рождество», «Крещение Христа», «Христос во славе»).
Все последние достижения астрологии и анатомии братья воплотили в миниатюре «Анатомический человек», где знаки Зодиака проецируются на человеческом теле, и таким образом каждый месяц придворный астролог мог составить гороскоп для герцога, его близких, друзей и гостей, учитывая все факторы: и дату рождения, и месяц составления гороскопа, и гороскоп рода.

                 Календарь «Анатомический человек»

Но еще большую ценность в часослове представлял собой другой годовой календарь – календарь природы. Его миниатюры интересны не только как произведения искусства, но и как документ культуры, дающий представление об облике многих несохранившихся зданий, о том, как в Средние века люди одевались, как сеяли и убирали хлеб и виноград, как охотились, какими были лошади для верховой езды, их украшения и сбруя, на каких лошадях работали в поле, какие были орудия труда, утварь.

Известно, что работа над книгой была прервана в связи со смертью герцога и братьев Лимбургов в 1416 году. Из 129 миниатюр рукописи было выполнено 65. В 1485-89 годах уже при Карле I Савойском за Часослов взялись другие художники. например, Жан Коломб, ему в календаре принадлежат композиция «Ноябрь» и передний план с фигурами в «Сентябре».

После того, как в 1489 году «Великолепный часослов» был закончен, он много раз переходил из рук в руки, путешествуя из Франции в Нидерланды, оттуда в Италию, в Геную, в знатную семью Спинола…В 1855 году драгоценный манускрипт был приобретен страстным коллекционером герцогом Омалем и затем вместе со всей его прекрасной коллекцией и замком Шатильон передан французскому государству. На базе этой коллекции был создан Музей Конде.

Главную ценность любого домашнего часослова составляли миниатюры Календаря «Времена года», изображающие состояние природы, ландшафт и занятия людей в разные месяцы. Почему главную ценность, потому что фоном каждой картины являются владения хозяина часослова, его родовые замки и поместья.

Цикл «Времена года» как правило входил в любой домашний часослов, поскольку позволял в одну и ту же схему вписывать реальные персонажи. То есть так же как в гентском алтаре братьев Ван Эйк и во всех подобных картинах художники изображали в виде святых портреты заказчиков и их родственников и близких, так и в домашних часословах в действующих лицах на картинах мы видим герцога и членов его семьи.

Каждая картина цикла «Времена года» построена по одной схеме:
сверху, в полукруге, показаны знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу; ниже — как проекция времени на жизнь, как окошко в реальность, прямоугольные миниатюры, с различными сценами в разное время года, обычно на фоне владений герцога и его семьи.

Мастерство братьев Лимбург поражает. Каждая миниатюра настолько тщательно проработана, что при увеличении воспринимается как полноценная картина. Краски свежие, чистые и как бы прозрачные. Они напоминают пронизанные солнцем цветные стекла средневековых витражей. Ощущение радости, которое зритель испытывает, разглядывая миниатюры, возникает благодаря краскам.

                                                                                                                      Январь

Январь. Праздничный день пожелания в честь герцога

Изображения Козерога (вверху слева) и Водолея (справа) напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Это праздничный день пожеланий в честь герцога и его гостя — прелата в пурпурном ярко-красном одеянии (высшее духовное лицо в католической церкви). Каждый правитель выбирал месяц период презентаций и подарков, общепринятых для того времени. Герцог таким месяцем сделал январь. Поскольку гости были родовитые (статус герцога беррийского был почти королевский), то день приема заранее оговаривался и приглашения россылались чуть ли не за полгода.

В такой день обычно гости и приближенные являлись к герцогу, а позади него висела табличка с золотой надписью: «приближайтесь, приближайтесь.» Это была и обязанность и в то же время привилегия людей, приходивших к герцогу, платить за это деньги и преподносить подарки своему господину и защитнику.

Герцог Жан де Бери — внизу справа, в меховой шапке, в роскошном синем плаще с поднятым воротом, на шее — драгоценное колье. За спиной герцога виночерпий (в сером одеянии), хлебодар (слева, в голубом) и наездник (справа, персонаж в зеленой, спиной к нам). Они представляют мифический эпизод троянской войны. Тогда принято было разыгрывать эпизоды из мировой истории и библейские сюжеты на подобных праздниках представления герцогу.

Единственная миниатюра из всего цикла показывает залу одного из замков, что позволяет судить о богатом внутреннем убранстве покоев герцога.

Три знаменитых художника-миниатюариста братья Лимбург также представлены на картине: Поль в красном тюрбане, загнутом  за уши; его фигура отчасти скрыта за телом Жана, второго брата, а третий Эрман представлен выше.

На картине присутствуют также личные собаки герцога: справа две крошечных комнатных на столе, ниже подданный кормит борзую. Рядом, на столе бросается в глаза чаша в виде золотого корабля, эмблемой которого являются медведь и лебедь.

Видимо, не случайно, в лучшем домашнем европейском часослове (впрочем, почему европейском, лучшим в мире) календарный год открывается праздником представительства и приема гостей. Чем выше человек стоял на общественной лестнице, тем важнее для его благополучия и процветания был престиж, статус, общественные связи, круг знакомств. В огромном и многопрофильном хозяйстве герцога были не только виноградники, но и винодельни, не только пастбища и стада овец, но мануфактуры и артели суконщиков и ткачей, у него были свои оружейники, художники и ювелиры. И одним из видов торговой рекламы того времени был часослов. С интересом листая его, будучи в гостях у герцога или принимая его у себя в гостях, богатые люди что-то заказывали у него или что-то предлагали в обмен, обдумывали выгодный брак с кем-то из герцогской семьи…

                                                                                                                                  Февраль

     «Февраль». Зимние крестьянские заботы

Эта миниатюра была создана между 1438-1442 гг. уже после смерти братьев Лимбург неизвестным художником двора Карла 7. Но все традиции построения изображений в Часослове строго сохраняются.

Как обычно, вверху на фоне неба располагаются изображения Водолея (вверху слева) и Рыб (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Чтобы передать суровость февраля, художник зафиксировал эпизод нелегкой крестьян в это зимнее время.

На переднем плане мы видим трех молодых женщин, согревающихся при помощи огня. С дома как бы срезана стена, и поэтому можно увидеть его внутреннюю обстановку и людей, находящихся там.

Женщина приподнимает свое длинное платье, чтобы согреться. Это явно не крестьянка, а кто-то из семьи герцога, дочь или племянница (она даже лицом похожа на герцога, такой же мясистый картофельный нос), решившая исполнить свой каприз – попасть в родовой часослов в образе крестьянки. Хотя простую крестьянскую одежду надеть не захотела. Здесь нет пажа, чтоб носить шлейф ее длинного платья, поэтому он громоздится складками за ее спиной. А уж как она мерзнет ради искусства, это наверняка долгое время будет предметом шуток для всей семьи.

Зато две другие крестьянки слева от нее явно настоящие, они (это видно) не носят нижнее белье. Видимо, крестьяне его и не носили – не могли себе позволить, не было денег. Еще одна «крестьянка» в белой рубахе и розовой юбке дует в кулак и приплясывает, видимо, тоже от холода. Возможно, это служанка богатой дамы, увязавшаяся за ней, но не уместившаяся с госпожой в маленьких сенях.

В центре огороженного двора – овчарня с овцами, за ней (выше и правее) четыре улья в виде бочонков, дерево, бочки, вязанки дров, повозка, силосная башня. То есть показаны привычные зимние занятия сельских жителей.

На дальнем плане стог сена и два других крестьянина: один рубит лес на дрова, а другой везет по дороге в соседнюю деревню на осле какую-то поклажу.

Художнику удается на фоне снега показать тяжесть долгого зимнего дня. Следы на снегу, тяжелый шаг крестьянина на дороге, пар изо рта людей, — все это наводит на мысль о трудности и в то же время разнообразии крестьянской жизни, но с точки зрения хозяина и выполняющего его заказ художника такая картина должна была показать не униженное и бесправное положение крестьян, для которых жить трудно – не несчастье, а долг, но богоизбранность герцога, принадлежность его к знатному роду, к аристократии. Таков круг жизни, в котором у каждого – своя роль.

                                                                                                            Март

«Март». Раннее вспахивание, сев, обработка виноградника

Вверху на фоне неба — изображения Рыб (вверху слева) и Овна (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

На картине первые работы крестьян в новом году: посев, вспахивание, обработка виноградника.. Сюжет, возможно, был задуман одним из братьев Полем де Лимбургом, а воспроизведен позднее неизвестным живописцем где-то в 1440 году.

На заднем плане мы видим прекрасный замок Люзинян (находится в Пуату-Шарант), одну из резиденций герцога Де Бери. Дальше видно пуатвинскую башню, над которой летает фея Мелюзина в виде дракона, покровительница рода  Лузиньянов, и часовую башню. Обилие башен подчеркивает мощь родового замка и прочность положения хозяина.

На картине видно, как многопланово хозяйство герцога, сколько у него полей, пастбищ, самых разных угодий, какого цвета земля. Это видно теперь, в марте, когда сошел снег. Видимо, за сотни лет обработки земли и ведения натурального хозяйства было накоплено много секретов, где все играло свою какую-то роль, которую мы сейчас уже не можем объяснить: и форма полей, и сочетание растительности, и чем, что и в какое время засевается.

Возле замка слева пастух с собакой, присматривают за стадом баранов. Справа крестьянин наклоняется, чтобы посеять семена винограда. На переднем плане другой крестьянин пашет — идет с плугом за двумя быками. В правой руке он держит хворостину, чтобы подгонять быков, в левой — рукоятку плуга. На перекрестке дорог и полей стоит странное сооружение в виде башни. Может быть, это водонапорная башня, может быть, часовня, а может быть, что-то еще, скажем агролаборатория, с которой ведется наблюдение за полями…О том, как хозяйствовали наши предки 500-600 лет назад мы знаем не так много – записей почти не сохранилось, да и вряд ли какой-нибудь агроном или садовод вел дневник, тогда и господа не все были грамотными…

В Средневековье французских виноградников было гораздо больше, чем в наше время, как и вина сорта Пуату или Сентонжа (белые вина), во все времена высоко ценимого фламандцами и англичанами. Если сейчас еще есть потомки герцога Беррийского, то они могут гордиться своим предком – вина, которые производились на его виноградниках, до сих пор пьют и хвалят. Вино зависит от винограда, а виноград – от солнца и почвы. Ну, солнце везде одинаково, а вот почва…

                                                           Апрель

  «Апрель». Обручение Бонны д’Арманьяк и Шарля Орлеанского

Эта картина, написана братьями Лимбург между 1410-1416 гг.

Вверху на фоне неба — изображения Овна (вверху слева) и Тельца (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Апрель — месяц обновлений природы — пора помолвок, обручений и свадеб. Приход весны, уже проросшая зеленая трава олицетворяют веру в новую жизнь, которая вскоре начнется для рыцаря и прекрасной девы.

На переднем плане сцена обручения: пара молодоженов меняется кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Это церемония обручения внучки герцога Жана де Бери Бонны д’Арманьяк и Карла Орлеанского. Возле них — мужчина и женщина — очевидно, родители знатной невесты, гордой от внимания жениха — незадолго до помолвки Шарль воспел ее в одной из своих куртуазных песен.

Чуть левее на зеленом лугу — две золотоволосые девушки собирают цветы для новобрачных. Согласно обычаям эпохи с распущенными волосами женщины могли ходить только до замужества. Все участники сцены одеты в богатые парадные одежды.

На заднем плане — замок Дурдан (Dourdan), владение герцога Де Бери, но он мог принадлежать и Карлу Орлеанскому. У подножия замка течет река Орж, справа находится парк с другим величественным строением и фруктовым садом, окруженным стеной.

Картина очень важная для часослова, так как зафиксировано событие, с которого на родовом древе может появиться новая мощная ветвь. Может быть, именно с этой пары начнется возвышение рода. Тогда для отпрысков этой ветви картина будет своего рода точкой отсчета, на нее будут обращаться взоры потомков. А, если ветвь окажется худой, ну что ж, тогда картина все равно останется важным документов своего времени. Судя по одеяниям, участники помолвки вполне достойны своего знатного происхождения. Другие будущие ветви родового древа могут взять эту помолвку за образец.

                                          Май

    «Май». Празднование первого майского дня

Вверху на фоне неба — изображения Тельца (вверху слева) и Близнецов (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Эта сцена, написанная братьями Лимбург, освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви, веселья, пения, танцев и театральных представлений. В полночь все жители города приходили в лес – за майским деревом. И на утро город становился так называемым «храмом счастья». Горожане, «вооружившись» цветами, листьями и ветвями деревьев устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах. Хозяева сажали их в землю, чтобы прославить этот день весеннего буйства природы.

Это был летний смотр герцогского двора, где каждый должен был одеться в лучшую одежду, придумать какую-то шутку или забавную историю, чтобы повеселить общество. Музыканты гудели в рог и играли на флейтах, а участники праздника делали себе короны и ожерелья из листьев. Женщины одевались в длинные зеленые платья. Всадник-граф Клермон, Жан де Бурбон, а дама – его третья супруга, Мари де Бери, дочь герцога Бери. Присутствие эмблем на конской сбруе, золотые кольца (круги), замок острова Сите в Париже, — все это позволяет окунуться в атмосфере настоящего праздника.

Место — замок Риом (Riom), столица Оверни, владение герцога, а позже — Королевский дворец (Palais de la Cite, ныне Дворец правосудия). Далее Париж, с виднеющимися башнями Консьержери, Тур д’Орлож, Шатле (Chatelet).

Знание моды, обычаев и традиций – позволяло показать манеры людей. Цвета в одежде также играют важную роль: красный цвет олицетворяет любовный пыл, белый – радость, черный – боль, зеленый  связан с зарождением любви.

                                                                                                                            Июнь

                          «Июнь». Сенокос

Вверху на фоне неба — изображения Близнецов (вверху слева) и Рака (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Датируемая 1440 годом, эта картина, написанная одним из художников при Карле VII, снова возвращается к труду крестьян — низкого сословия, живущего совсем другой жизнью. Художник не показывает этот труд тягостным и унизительным, наоборот, в этой стройности стогов сена, выстроившихся друг за другом, в этих воздушных движениях вил и грабель, в этом такте одновременно занесенных кос есть свой ритм, своя геометрия, своя музыка. Наверное, поэтому вид и настрой у крестьянок и крестьян не угнетенный и не обреченный, а наоборот – звонкий, упругий и даже вдохновенный, как будто они в этом ритме поймали кураж.

И это вопрос, кто еще кому может позавидовать — крестьяне, в открытой одежде и босиком общающиеся с живой природой, своим господам или господа, вынужденные летом париться в пышном парадном облачении, которое нельзя снять из-за этикета, своим крестьянам… То есть здесь, в Часослове герцога Берийского весь видимый мир подается как царство Божие, в котором все имеет свое предназначенье и свой порядок, и мы видим не угнетателей и угнетенных, как нам это всегда преподносили по классовой теории, а правителей и исполнителей, чьи роли одинаково полезны для всеобщего равновесия.

Здесь можно видеть Королевский дворец Сите, основанный в 1417 году, Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста), и замок Консьержери, и капелла Сен-Шапель (1248 г.), построенная для хранения священных реликвий – тернового венца Христа и части креста, на котором он был распят.

Слева направо видны башни Бонбека, Аржана и Цезаря, Часовая башня, галерея Святого Луи, башня Монтморенси и Святая часовня. Тот самый французский исторический фон, на котором протекала жизнь страны и жизнь герцога и который многократно будут просматривать и гордиться им все его потомки!

                                                                                                               Июль

             «Июль». Жатва и стрижка овец

Вверху на фоне неба — изображения Рака (вверху слева) и Льва (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Эта картина тоже была написана примерно в 1440 году. Художник неизвестный, но, судя по таланту и иронии, это, возможно, это кто-то из учеников братьев Лимбург или из их последователей.

В полях, гармонично окруженных водой и деревьями (праобраз рая), жнецы, мужчина и женщина, срезают зерно серпом. Мы видим, что женщина работает босиком, в отличие от мужчины. Кому как нравится.

И это не просто картина жатвы на одном из полей герцога, но общая картина для всей трудовой средневековой Европы, которая в июле выходила на поля участвовать в жатве.

Другое типичное и важное занятие для этого времени года – стрижка овец.

На переднем плане справа – роскошное синее платье женщины, стоящей на коленях к нам спиной, резко контрастирует с простой крестьянской одеждой мужчины, сидящего на чем-то, видимо, на скамеечке, и стригущего барана. Такие длинные, со шлейфом, платья похоже носили только те, за кем этот шлейф могли нести пажи. Такое впечатление как будто знатная госпожа, жена или дочь герцога, решила попробовать сама постричь барашка, и ей разрешили. Почему бы нет?

И художник все это зарисовывает в самую ценную родовую книгу. Читая Часослов, его владелец и его близкие, в том числе и дети, должны проникаться не миазмами жизни, а ее возвышенными образами, которые не втаптывают твою душу в грязь, а наоборот, дарят ей крылья.

Все это происходит на фоне построенного в конце 14 века, очередном из многочисленных владении герцога Де Бери, замка де Клэ (Clain) в Пуатье, места где
В 16 веке учился в Университете знаменитый француз Франсуа Рабле(1494-1553) и увековечил город в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

                                                                                                                  Август

               «Август». Соколиная охота, купание

Вверху на фоне неба — изображения Льва (вверху слева) и Девы (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Картина написана братьями Лимбург между 1410-1416 гг.

Первый план картины иллюстрирует дворянскую страсть к охоте на дичь с помощью сокола… Из-за своей ловкости сокол был для дворян символом быстроты и храбрости. В те времена соколов дарили друг другу в знак дружбы или любви.

Не случайно история с соколом вошла в знаменитую книгу Джованни Бокаччио «Декамерон», где разорившийся дворянин Федериго, владелец уникального сокола, влюбляется в богатую флорентийку монну Джованну. Она приезжает на лето во Флоренцию в свое имение, расположенное по соседству с имением Федериго, и у ее маленького сына завязываются дружеские отношения с Федериго, но он не решается попросить у него то, чего ему хочется больше всего на свете, — сокола. Заболев, мальчик высказывает матери свое желание, и, переборов себя, монна Джованна отправляется к Федериго. Прежде же чем высказать свою просьбу, она делает вид, что просто зашла к нему в гости. Но у Федериго нечего подать на стол возлюбленной, и в смятении он велит служанке зажарить единственное, что есть у него в доме, — сокола. После обеда дама открывает свою просьбу, в ответ на которую Федериго в отчаянии, что не может оказать ей требуемую услугу, и рассказывает ей все. Прекрасная дама по достоинству оценивает благородство Федериго и выходит за него замуж. Женившись на любимой женщине, тот разбогател и, став рачительным хозяином, он счастливо прожил с ней свою жизнь…

Перед веселой процессией мы видим сокольника, указывающего всаднику в серо-голубом, идущему за ним, что следует делать. Всадник пытается управлять соколом, а дама в черном, сидящая сзади него, пытается управлять всадником! Сам герцог де Бери, едущий сзади на коричневом коне, мог бы посмеяться этой забавной сценке, если бы не был занят интересным флиртом с прекрасной дамой в розовом. Золотые блестки юмора, увлеченная игра слов, азарт предстоящей охоты – все это тоже богатство и собственность герцога Бери, его семьи, его потомков и потому достойно навеки войти в Часослов.

Одни охотятся с соколом, другие собирают урожай третьи купаются. А что лучше под солнцем – одному Богу известно, который каждому дал что-то свое. Потому что весь мир – одно единое целое, где у каждого своя роль по силам и способностям.

А венчает эту очередную модель земного рая замок Этамп, который герцог Де Бери завоевал в 1400 году.

                                                                                                                  Сентябрь

                    «Сентябрь».  Сбор винограда

Вверху на фоне неба — изображения Девы (вверху слева) и Весов (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Картина была написана двумя мастерами и в разное время: первая часть (небо и замок) — в середине15 века (1438-1442 гг) во времена Рене Данжу; вторая (сбор винограда) — Жаном Коломбом.

На переднем плане изображен сбор винограда – национальное достояние Франции. Как в средние века, так и сейчас французские виноградные вина славятся на весь мир. И у каждого знатного француза был свой сорт вина, производимый из винограда, который выращивался на его землях со всеми местными секретами. Виноградники обязательно показывали всем гостям, а виноградом и вином обязательно угощали всех приезжих.

Но, несмотря на божественность этой культуры, сбор ее художник показывает реально, так как это, видимо, было 600 лет назад, как это происходит и сейчас. Это сближает все эпохи, притягивает их к сегодняшнему дню.

Например, женщина в белом фартуке беременна и в то же время все еще следит за собой – поправляет прическу.
Кто-то собирает виноград, а кто-то его все время пробует, этакий праобраз брейгелевских лентяев.

А в середине поля кто-то уже так напробовался господского винограда, что опьянел и теперь показывает всем зад.

Для нас в 21 веке это вызов общественному мнению, а в Средние века, когда шутки были грубее (об этом можно судить, читая француза Франсуа Рабле(1494-1553) или испанца Франциско де Кеведо(1580-1645), это просто улыбка, только с другого конца.
А чем еще можно уравновесить такие острые и серьезные иглы замка Сомюр около Анжера, еще одного владения герцога де Бери? Потомки герцога, читая Часослов скажут лет через 200-300: «А не скучно собирали виноград наши предки…»

А с другой стороны, когда изображается человеческое действо, которое существовало в древние времена и дошло до нас точно в таком же виде, значит в этом что-то есть, некое бессмертное явление, абсолютная ценность, которая всегда будет привлекать и волновать…

                                                                                                                     Октябрь

                         «Октябрь». Сев озимых

Вверху на фоне неба — изображения Весов (вверху слева) и Скорпиона (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Картина походит на изображение июня. Обе они написаны кистью одного и того же художника, который находит свое удовольствие в изображения крестьянского труда, простых человеческих действий, как пахота, сев, косьба, жатва, сбор урожая.

Что его привлекает? Видимо, то, что действия людей в таких событиях всегда одни и те же, как действия шамана, вызывающего дождь. Разница только в том, что шаман не только пляшет и крутится на месте, но еще и кричит и бьет в бубен. Все это в совокупности и делает его действо магическим, которое завершается чудом (идет дождь). Здесь тоже обряд, то есть одни и те же повторяющиеся движения сеятеля и тоже совершающиеся по кругу. И здесь тоже происходят чудеса, просто их никто не регистрирует. Но то, что эти действия привлекают художника, доказывает их сакральность, скрытую энергетику! Ведь скоро выпадет снег, и земля перед снегом проникается его ожиданием. Ожидание – это энергия!

Действие происходит на левом берегу Сены. Но в отличие от июня, где персонажи смотрят на восток, здесь внимание персонажей устремлено на Лувр, восстановленный Карлом V, братом герцога Беррийского, в конце XIV столетия. Место — поле напротив замка Лувр, (теперь набережная Сены). Вид от Отеля Нель (Hotel de Nesle), когда-то парижской резиденции герцога.

На берегу реки Сены прогуливаются люди, одетые в одежды, характерные для 15 века. То есть жители замка, если судить их по сегодняшним меркам, это как бы горожане, которые могут праздно прохлаждаться на свежем воздухе, в то время как сельские жители не знают ни выходных ни проходных.

На первом плане крестьянин верхом на лошади тащит за собой какую-то волокушу. Справа от него мужчина сеет зерна вразброс – те самые повторяющиеся из века в век круговые движения!

Лучник представлен на картине как пугало на огороде. Это объясняется тем, что, например, англичане презирали действия издалека (если ты в безопасности, какая же это война?!) и принимали в баталиях более активное участие. Удивительный факт того времени — 28 апреля 1448 года были созданы команды вольных лучников, которые позже были распущены из-за собственной трусости и неуплаты налогов.

                                                                                                                        Ноябрь

  «Ноябрь»,  кормление свиней желудями

Вверху на фоне неба — изображения Скорпиона (вверху слева) и Стрельца (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Художники — Жан Коломб и братья Лимбург.

Основной сюжет принадлежит кисти Жана Коломба, который жил в конце 15 века и в это время работал в Савойи. Эта местность и показана на картине: замок и деревня сливаются со скалами, река протекает между синеющих гор.

Довольно типичная сельская сценка: кормление домашних свиней желудями в дубовой роще. На первом плане один их свинопасов сбивает палкой желуди, чтобы свиньи могли наесться. Это происходит под неусыпным оком сторожа-собаки, которая сурово контролирует процесс.

Желуди не случайно попали в часослов. Они участвуют в пищевой цепи не только как корм для свиней. До появления кофе в Европе (после открытия Колумбом Америки) люди в Средние века пили напиток из желудей – вымачивали их, потом перетирали, сушили порошок и заваривали. До сих пор во Франции и Англии с добавкой зерновой муки, делают лепешки, оладьи и пряники, а желудевую муку используют для выпечки тортов, кексов, печенья.

Дуб тем более заслуживает почетного места в любом часослове, как символ силы, мощи и долговечности. Мы разучились гордиться принадлежащими нам деревьями. Они заслуживают этого, тем более дуб! Панели стен, мебель, ларцы, посуда, сундуки — были из дуба. Кора дуба и галлы (наросты на листьях) использовались в качестве красителей. Листья дуба — неплохой корм для овец. Осенью с каждого гектара дубовой рощи в Средние века собирали 20-25 тонн такого корма.

Изображение свиней нашло место в Часослове, несмотря на негативный смысл, который несут эти животные. Они — неотъемлемая часть сельской жизни и пища для человека. А также постоянный повод для шуток. Это видно из напыщенной позы, которую принял свинопас перед тем как бросить палку в крону дуба. Возможно, он в этот момент торжественно обращается к его величеству дубу с просьбой напитать своими дарами сих несчастных бессловесных тварей, возможно, читает свиньям шутливую проповедь или произносит витиеватый тост.
Впрочем, способен ли на это простой крестьянин? Возможно, в роли свинопаса в шутку позировал художнику кто-то из близких герцога или его друзей. Чем не настоящая театральная роль, которую потом, листая часослов с близкими или гостями, можно весело пообсуждать, над чем-то пошутить, посмеяться? Вряд ли слуга-свинопас осмелился бы так себя вести так нагло и разваязно, вряд ли удостоился бы чести быть запечатленным в домашнем часослове, который показывают герцогам, королям и даже Папе римскому…

                                                                                         Декабрь

                       «Декабрь». Охота.

Вверху на фоне неба — изображения Стрельца (вверху слева) и Козерога (справа), которые напоминают, что месяц посвящен людям, родившимся под этими знаками.

Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога.

Эта картина является шедевром неизвестного художника, жившего в  1438-1442гг. Позади густой но молодой еще дубовой рощи виднеется главная башня Винсентского леса, который представлял огромную ценность во времена Карла V.

В 14 веке, башня начала приобретать внешний вид замка: высота стен и форма башни олицетворяли величественную мощь хозяина этой башни, говорили о его несметных богатствах. Этот замок Карла V, старшего брата герцога, где он довольно часто любил пребывать, символизирует физическую и моральную силу своего обладателя.

На картине — псовая охота. Охотничьи собаки получили  знак к травле и бросились на сраженного стрелой или копьем кабана. Один из псарей, опасаясь, что раненый кабан может в любой момент изувечить или даже убить ту или иную собаку, держит наготове шпагу, чтобы при случае добить животное.

Причем, вся сцена кабана с собаками как бы вписана в невидимый круг, как будто все участники сражения только что крутились с бешеной быстротой. Но почему бы нет? И кабан, обороняясь, вертится волчком. Он делает это интуитивно, создавая насыщенную энергией линию защиты. И, если б не копья и стрелы охотников, разбивающие его настрой, собакам бы несдобровать…

Интересно, что башни Венсенского замка, когда глядишь на них из Москвы XXI века, чем-то напоминают один из спальных районов Москвы, когда при подъезде к нему поверх зеленой полосы деревьев видны отдельные башни высоток в 14, 20 или 25 этажей. Казалось бы, какая связь? На самом деле вполне реальная. Ведь не с потолка же берут архитекторы свои идеи, когда думают, как застроить микрорайон. Они читают книги, альбомы, в том числе и исторические. И не автоматом, но частично, что-то переносят из увиденного в реальные проекты.

Таким образом, все взаимосвязано и все повторяется. И вписывается в круг жизни, неизменно повторяющийся в каждом времени. Или в круг времени, катящийся по жизни.

Мы все говорим и признаем, что самое ценное для каждого из нас – семья. Из нее выходят будущие граждане своей страны. И, казалось бы, мы должны были сохранить домашние часословы, потому что в них заносились все достижения человечества на момент создания книги, все духовные ценности и ценности культуры, в них фиксировались важные семейные события, которые что-то вносят в историю рода, то, чем потом будут гордиться потомки.

Увы, это не происходило. Может быть, именно сейчас пришло время вспомнить о часословах и возродить их…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий