Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 4-я «Ощущение времени. Циферблаты жизни.»
Время движется по кругу… Мы уже настолько привыкли к этому, что не видим в этом ничего необычного и даже не задумываемся — а почему не по прямой? Мы привыкли к круглым циферблатам секундомеров, курантов на башнях, настенных и наручных часов, будильников.
В самых знаменитых часах Праги – в башне Ратуши на Староместской площади, рядом с Карловым мостом, в полной мере обобщена эта идея – время движется по кругу и даже с разной скоростью – на одном часовом циферблате стрелка огибает круг за сутки, на другом, годовом, на фоне 12 месяцев — за год.
Пражские часы. Общий вид
Часы в Праге. Круг жизни – циферблат часов
Есть циферблаты недельные, где стрелка огибает круг за неделю.
Часы Циферблат-неделя
А есть часы, где движутся по кругу годы нашей жизни (поменять 0 на 42, 7 – на 49 и так далее, чтобы, вырастая, человек карабкался вверх и в 42 года оказывался на вершине жизни и высшей точки циферблата. А потом идет спуск вниз…
Часы Циферблат-жизнь человека
Кто-то из художников XVIII века изобразил жизнь Христа в виде круга и назвал его «Часы страстей христовых»
Циферблат-часы страстей Христовых.
И точно также по кругу время от скорости жизни искривляется…
Циферблат с искривившимся временем
И цвета тоже связаны со временем. Мы движемся мимо них вместе со стрелкой часов, попадая частью своей жизни в то или иное пространство спектра…
Циферблат-цветовой спектр
А еще время своей цикличностью похоже на человеческий глаз, сквозь который мы смотрим на мир. Время вообще в чем-то похоже на орган восприятия: глаз, ухо, нос, язык, пальцы. Ведь сам процесс восприятия это – время.
Глаз-циферблат (мы смотрим на мир сквозь глаз-время)
Вот, видимо, почему у древних египтян глаз Бога ассоциировался со временем. Как будто это мы движемся мимо него, а оно неподвижно и смотрит на нас. Наблюдая мир веками, этот глаз Бога сам стал временем.
Нидерландский художник Иероним Босх (1450-1510) был не только художником, но и философом. Нарисовав картину «Семь смертных грехов» в виде глаза, он, очевидно, тоже связывал как-то и то и другое со временем. С одной стороны глаз Бога, наблюдающий отпущенные нам года жизни. А с другой стороны наш глаз, которым мы смотрим на мир, как пристанище грехов. Грехи ведь совершаются в разное время, но повторяются, значит они как бы движутся по кругу, составляя собой круг. И этот круг – наш глаз. И с каждым новым грехом мы смотрим нашим глазом на мир уже по-другому – через новый грех, как сквозь призму…
Уже много сотен лет эта картина висит в Эскориале, дворце Филиппа II, в окрестностях Мадрида, где её когда-то в своей спальне повесил этот испанский король.
Иероним Босх. Семь смертных грехов.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье. В середине – подобие зрачка, в котором изображен Христос. Он все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».
Всевидящее Око Бога зрит все, но Бог не вмешивается в ход вещей.
Муки Христа (Он в центре, в зрачке) – укор, напоминание человечеству, что без наших собственных усилий муки Христа могут быть напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но кто это воззвание слышит?
Золотой круг вокруг Него изображает лучи, идущие от Христа, как от солнца – согревайся их лучами, живи пристойно и радуйся жизни, люби, твори, не только бери, но и отдавай. Увы, и в божественных лучах человек творит зло.
Во внешнем круге в семи секторах — семь смертных грехов.
Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к преступлениям и проступкам.
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:
Gula (обжорство, чревоугодие)
Acedia (праздность, лень, безразличие)
Fornicatio (блуд, похоть, любострастие)
Superbia (гордыня, высокомерие)
Ira (гнев)
Avaritia (алчность, жадность)
Invidia (зависть)
Человек, ненасытно и хаотично пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия (Gula).
В комнате хаос, беспорядок, очаг прямо на полу, лохмотья на ребенке… Казалось бы: вот он, главный грешник — ненасытный толстяк в центре. Но все кто в комнате, тоже либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит — грешны.
Gula (обжорство, чревоугодие)
Праздность (лень) (лат. Acedia). показывает следующая сцена. Монашка пытается воззвать к исполнению долга обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И оставьте вы все нас в покое…
Acedia (праздность, лень, безразличие)
Любострастие (блуд, похоть)(лат. Luxuria). Две пары, занятые друг другом, развлекаются, настраиваются на близость. А развлечь их, чтобы склонить к блуду, стараются шуты или клоуны, принимающие разные недвусмысленные позы, проигрывающие перед зрителями мазохистские сцены и проговаривающие разные возбуждающие речи.
Fornicatio (блуд, похоть, любострастие)
Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Гордыню олицетворяет дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней кто? Выглядывающий из-за шкафа дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.
Superbia (гордыня, высокомерие)
Гнев иллюстрируют двое мужчин — дерутся перед таверной, на зелёной лужайке. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, уже бросался на своего соперника, надев ему на голову табурет. Теперь, скинув с плеч плащ, он уже с кинжалом хочет показать, кто здесь главный еще раз. Его пытается остановить женщина. Удастся ли ей это? Но соперник не испуган, наоборот, он в таком же гневе, так что даже не чувствует на голове свой новый деревянный головной убор. Кувшин в руках у женщины показывает, что все здесь уже изрядно выпили, и это не начало ссоры, а один из обычных ее постоянных эпизодов.
Ira (гнев)
Алчность (Жадность) (лат. Avaritia. Судья, берущий взятку. Картинка суда, чиновник, принимающий решение. Здесь алчность, ненасытность, жадность — главный грех. Присмотреться — точно, один из просителей в «случайно» и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Можно ли сомневаться, за кем будет решение?
Avaritia (алчность, жадность)
Зависть здесь показана, не как свойство того или иного человека, но качество, присущее всем. Пожилая пара с интересом смотрит на мужчину с соколом, видимо хотят такого же. Тем временем рядом другой молодой человек с завистью смотрит на их дочь. Даже собаки, под ногами которых две кости, смотрят на третью, в руках хозяина. Слаще всегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит — чему тут завидовать?
Invidia (зависть)
Художник показывает, как живем все мы, обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету; сцены привычных, будничных страстей-пороков движутся по нескончаемому кругу.
То, что изображения семи смертных грехов расположены по кругу, обозначает их повторяемость, их постоянное проявление в жизни, как неискореняемые свойства человеческой натуры..
Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.
Четыре круглых изображения по углам, называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают Смерть.
Эти четыре сцены – напоминание о том, что нас всех ждет, о том, что за нами выбор, что мы можем выбрать такую жизнь, которая приведет нас к любой из этих сфер…
Ад является самым мрачным из четырех картин. Здесь показаны наказания, соответствующие семи смертным грехам.
Cлевa — пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
Вокруг — множество демонов, готовящихся к пыткам.
В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
Еще одна лежит на каменном столе-плите, готовая к расчленению.
Внизу — пару, (похожую на Адама и Еву), кусают диковинные звери, и над ними приплясывает демон, держа в руках кувшин с возмездием.
Ад. Смерть скупого. Взвешивание души
Ад. Наказание за семь смертных грехов
Рай. Христос судит
Рай. Слава Небесная
Память глаза…Действительно, сейчас ученые постепенно все больше убеждаются, что мы, оказывается, думаем не только мозгом, но и частями тела: руками, ногами, спиной. И говорим даже: спина помнит, сколько ремня получила, а рука – какой ожог, а нога – какой вывих…
Так и глаз, наверное, тоже помнит…А ведь через глаза мы получаем большую часть информации от внешнего мира. И вот так, сквозь главную память, на которой записаны наши грехи, мы смотрим на мир…
А Бог в свою очередь смотрит на нас, на грешный циферблат нашей жизни, в наши глаза, которыми мы смотрим на мир через семь смертных грехов…
Жизнь каждого человека, каждого из нас, похожа на часы, сложнейший механизм с массой разных шестеренок, колесиков, винтиков, которые вращаются в разные стороны, создавая своим вращением тысячи волшебных моментов.
Но и в природе можно найти немало мест, похожих на часы с циферблатом, например, озера в Карелии (особенно Сейдозеро) представляют собой как бы циферблат часов. Вместо делений — священные камни-сейды. Каждый, как силовое поле или магнит. Движение вдоль них по кругу приводит к чудесам. Именно так, двигаясь по периметру, местные шаманы проводили свои священные обряды, обращались к духам за помощью.
Можно сказать, что там, где человеку хочется двигаться по кругу, совершать ритуальные пляски, водить хороводы, там скрыт невидимый циферблат, спираль времени, его проявление, усиленное какими-то природными явлениями.
Славянский хоровод на «циферблате» природы.
Но и мир в целом похож на гигантские часы с массой разных шестеренок, колесиков, винтиков, которые вращаются в разные стороны, создавая своим вращением тысячи волшебных моментов. И циферблаты наших жизней соединены друг с другом как шестеренки в часах, и не только движутся сами, но и двигают кого-то, как и нас движет кто-то, чья-то шестеренка…
Циферблаты наших жизней как шестеренки в часах мира-времени.
Движение времени по кругу закручивает весь живой мир в невидимые круги и спирали. Не случайно у ребенка интуитивная потребность заключать все в круг. Как в задорной детской песенке:
«Солнечный круг, небо вокруг,
Это рисунок мальчишки…
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я…»
Эта песенка по сути радостный часослов жизни. То есть ребенок рисует освещаемые и оберегаемые солнечным кругом ценности, на которых все держится. У него еще голова не загрязнена ложными истинами.
Есть символы вечных ценностей. И именно они должны быть на циферблате часов нашей жизни. Можно рисовать просто события жизни, а можно самые важные, как 12 делений на циферблате часов. И пусть их будет не 12, а 9, 7 или даже всего 3. Каждый человек сам должен определить, какие события в его жизни или какие истины самые важные.
Герман Арутюнов.