Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 4-я «Ощущение времени. Лабиринт – циферблат мироздания.»
Лабиринты называют циферблатами истории. Они несут информацию о далеком прошлом, а, учитывая, что время циклично, то есть повторяется, то, и о настоящем, и о будущем.
Кроме Антарктиды, на всех континентах до сих пор встречаются загадочные выкладки из камней и орнаменты в виде загадочных спиралей. Спираль это всегда напряжение, потому что в ней индуцируется ток, и она становится магнитом, и притягивает информацию. На эти спирали, как на кольца среза дерева, наслаиваются события, нужно только научиться их читать.
Лабиринты есть повсюду в мире — в Китае, Тибете, Англии, Ирландии, Перу и у американских индейцев. Они есть на островах и берегах Белого, Баренцова и Балтийского морей, а также в Южной Финляндии. Только на севере Европы более 600 таких сооружений.
Наиболее известные лабиринты в России тоже находятся на Севере — на Кольском полуострове, Соловецких островах и Новой Земле. На Кольском найдено к настоящему времени 10 каменных лабиринтов. На сегодня известны лабиринты близ Кандалакши, у села Умба, в селе Поной, на реке Харловке, в бухте Вящина, на реке Варзина и на реке Вороньей.
Говорят, что эти сакральные сооружения, располагаются на местах тектонических разломов, где прорывается на поверхность энергия земных недр.
Один из лабиринтов Кольского полуострова
Это сложные спиралевидные выкладки из камней и торфа, создающие тропинки, ведущие к центру композиции, имеющей диаметр от пяти до тридцати метров. Какой народ их оставил и каково их предназначение?
Археологи предполагают ритуальный смысл: мол, раз лабиринты в основном встречаются близ мест активного морского промысла — в устьях промысловых рек, значит это сакральные места охотничьего ритуала (заклинания, танцы, театрализованные жертвоприношения), который совершался по кругу, равномерно и последовательно. То есть движение участников ритуала по кругам лабиринта, как по кольцам дерева, с определенными действиями (как во время лова или охоты) усиливало обряд, притягивало к нему такие же успешные действия из других времен.
Не случайно и то, что каждый лабиринт содержит в себе спираль — сакральную первичную форму природы, позволяющую изменять состояние материи, а, возможно, и времени. Спирали можно обнаружить в рогах некоторых животных (например, у горного барана), в морских раковинах, в сосновых шишках, подсолнухах, розах и…в часах. Орган слуха в наших ушах тоже имеет форму спирали.
Значит каждый звук в нас входит так же, как мы – в лабиринт…
Типы лабиринтов
Если взглянуть глазами художника, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, это клубок свернувшихся змей. Особенно выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами читаются в Большом Соловецком лабиринте….
Лабиринт — как клубок свернувшихся змей в Большом Соловецком лабиринте
В некоторых древних источниках говорится, что именно туда, в лабиринт, отправляются души умерших после смерти, что вход в лабиринт – дверь в царство мертвых, конец одного времени и начало другого.. Узкая дорожка между телами свернувшихся змей — извилистый путь в царство мертвых. Начавший его не знает, будет ли пройден им этот путь до конца, вернется ли он из лабиринта. Тем более, что создатели не оставляли у конструкции выходов. А самый опасный участок находился в центре лабиринта, где идущий оказывался между голов свергнувшихся рептилий.
Но в высоком смысле змея, свернувшаяся в клубок, как и сам лабиринт, — это символ времени и круга жизни, ее цикличности, повторяемости и замкнутости, своего рода циферблат жизни и смерти, Поэтому, когда человек проходит по лабиринту и достигает центра, он символически возвращается в исходную точку своего существования. Это дает ему возможность вернуть потерянное здоровье, утраченную целостность и силу воли. Так что можно предположить — обрядовые церемонии, проводимые внутри и вблизи лабиринтов, этих каменных капищ или точнее святилищ, позволяли совершать опыты с измененными состояниями сознания и исследовать потусторонний мир духов, который всегда рядом с нами.
Астральное воплощение лабиринтов — древний годовой календарь, круг которого можно спроецировать на звездное небо и смотреть, в какой месяц через какие созвездия проходит линия твоего жизненного пути. Это только на первый взгляд космос от нас далеко, на самом деле он рядом, он внутри нас, он – часть нас. Мы живем по одним и тем же законам. Мы голографически отражаем собой космос, все элементы, которые в нас есть, они есть и там.
Не случайно лабиринта похожа на молекулярную модель генетического кода, без которого невозможна преемственность поколений, передача наследственности от родителей к детям. А спирали лабиринта похожи на спиральные рукава Галактики. Значит и во всей Вселенной действует такой же механизм памяти, как механизм генетического кода, причем, не только на уровне живой материи, но и «мертвой». То есть и мертвая материя обладает памятью, потому что накапливает время.
В свою очередь между спиралевидностью Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует какая-то связь. Значит и мертвая и живая материя живет по одним законам. Значит первое легко (через спираль времени) переходит во второе, а второе – в первое. Хотя для нас, когда мертвое вдруг оживает, это кажется чудом.
Чудом представляется и движение энергии в человеке при прохождении лабиринта, изменении этой энергии. Не случайно, многие из тех, кто прошел через лабиринты, говорят о необыкновенных ощущениях, которые они испытали. И не обязательно для этого ехать на Кольский полуостров, достаточно посетить славянскую общину под Можайском – всех гостей там пропускают через лабиринт, в котором на вкопанных по спиралям на равном расстоянии друг от друга столбах стоят банки с водой, накопители энергии.
Наш современник, учёный, эзотерик, учитель, ведущий семинаров «Цветок Жизни», «Земля и Небо» Друнвало Мельхиседек в своей книге «Древняя тайна цветка жизни» пишет, что в ходе его исследований при прохождению по лабиринту оказалось, что при этом энергия жизненной силы движется по чакрам в такой последовательности:
она возникает в третьей чакре (манипура),
затем идет по второй (свадхистана),
потом — к первой (муладхара),
потом она подскакивает к сердцу (четвертая чакра — анахата),
идет в центр головы к шишковидной железе (седьмая чакра — сахасрара), затем опускается ко лбу в гипофиз (шестая чакра — аджна),
а после идет вниз к горлу (пятая чакра — вишудха).
Движение энергии по лабиринту создает как бы чашу
То есть порядок следования энергии по лабиринту создает как бы «чашу». А чаша в авестийской традиции — символ силы, связанной с восстановлением целостности и обретением здоровья.
Отсюда и идущее с глубокой древности благоговейное отношение к чаше, как к сакральной форме в природе (моление о чаше, чаша Грааля, чаша бытия).
В современной славянской общине «Колосвет» под Можайском общинники пробуют жить, как наши предки, чтобы быть ближе к природе и восстановить разрушаемую городом целостность восприятия.
Через неторопливость жизни здесь возвращается ощущение ее ценности, ее сакральность и духовность. А через возрождение древних обрядов они открывают для себя чувство меняющегося времени, открываются как бы коридоры времени, сквозь которые можно проникать в другие эпохи. Так они воссоздали модель древнего северного лабиринта, в котором роль усилителей и трансформаторов энергии выполняют хрустальные шары и банки с водой, а также люди, движущиеся по спирали, внутрь лабиринта или из него.
Модель лабиринта в общине Колосвет
Форма лабиринтов может быть подковообразной, кругло спиральной, почкообразной и идеально круговой. Главное — это линия движения по кругу, которая копирует движение времени и символизирует круг жизни и смерти, то есть повторение сменяющих и уравновешивающих друг друга одинаковых процесса, как плюс и минус, день и ночь, тепло и холод, белое и черное.
Лабиринты появились еще в каменном веке. Каждый камень – какая-то веха, какой-то силовой центр. И работает лабиринт в зависимости от цели, от установки. Как программа в компьютере.
Входишь в лабиринт с одной программой (настройкой), и все камни начинают работать в этом направлении. С другой – в другом.
Лабиринты отражают космические представления наших предков и прапредков. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое существование — ничто иное как нить жизни, которую прядет и сматывает в клубок Богиня Судьбы.
Культовое назначение лабиринтов, использование их в каких-то магических целях подтверждают древние погребения, которые нередко встречаются поблизости от сооружений. Они могли быть алтарями, на которых древние жрецы совершали обряды, и одновременно служили входами в подземное «царство мертвых». В лабиринтах могли совершаться обряды умножения промысловых рыб и обряды инициации — посвящения юношей в мужчины, девушек — в женщин.
Кто-то сказал: «Чудеса – это стрелки невидимых часов, которые идут по кругу». И это верно, потому что чудеса действительно рождаются из движения по кругу, неизменного и повторяющегося. Другое дело, что никто не знает, на каком витке возникнет чудо. Но в этом неведении свой плюс.
Это как кручение деревянной палочки ладонями для возникновения огня. Абсолютно один и те же движения. Под одним и те же углом, с одним и тем же усилием. И вот то крутишь, крутишь, и ничего. А тут то же самое, точно также крутишь, крутишь, и вдруг…пошел дымок…
Испанская художница Ремедиос Варо (1908 – 1963) традиционно и в то же время по-своему осмысливает роль лабиринта. Все ее творчество настроено на чудо и в то же время направлено на развитие, на движение вверх, к истине. И движение это по ее представлению похоже на спираль, как на картине «Спиральный переход» (1962 год), где духовное развитие – это остров-спираль среди житейского моря, остров-монастырь, к которому еще надо захотеть подплыть, а потом и суметь подплыть.
Р.Варо. Спиральный переход
Здесь каждое новое знание – это маленькая башенка, с которой открывается свой обзор, и к которой в то же время нелегко плыть, поскольку путь идет в гору. Возможнго, каждая новая башенка-знание – это символ другого измерения. Поэтому круги лабиринтов, как цифеблаты часов, каждый со своими новыми вехами-мерами развития. А в центре – высокая башня, с которой уже видна вся прожитая жизнь и все достигнутые башенки-знания.
На другой ее знаменитой картине «Натюрморт воскрешения» (1963 год). Мир представлен в виде вращающихся над столом в спиральном вихре предметов.
Р.Варо. Натюрморт Воскрешение
В центре горит свеча, как солнце, вокруг которого по своим орбитам вращаются планеты. И это в то же время формула жизни, зарождающейся при движении спирально вращающейся материи. Процесс контролируют духи созидания, порхающие в виде бабочек.
Созидательные вихри закручивают ткань скатерти – космической материи, и все действие разворачивается в просторе готического храма, символа духовного развития.
Постичь тайну лабиринтов стремились не только ученые, но и художники и философы. Так, в свое время даже Леонардо да Винчи (1452-1519), не видя сам лабиринт, но встречая упоминания о нем в книгах, пытался разгадать его смысл. В своих записках, которые он писал левой рукой и в зеркальном отражении, он предположил, что сам лабиринт символизирует матку, а его спиралевидные каналы — пуповину, которая связывает с внешним миром еще не родившегося ребенка.
Леонардо всегда интересовался глобальными явлениями и за пустяками видел глобальное. И, как Альберт Эйнштейн большую часть жизни искал доказательства всеобщих взаимосвязей, подтверждения его догадок об общей теории поля, так и Леонардо везде искал проявления всеобщих законов природы. И эти его поиски, резонансом пронизывая время, доходят до нас. Так что, возможно, чья-то современная мысль о том, что спираль лабиринта – это символ свертывания и развертывания пространства и времени, принадлежит именно Леонардо. Просто он не успел ее записать, только лишь высказал. А космос запомнил…
Герман Арутюнов.