Герман Арутюнов: Об органе и органной музыке
Каждому человеку, наверное, хотелось бы, чтобы в его жизни происходили чудеса. Чтобы что-то такое случалось и преображало его жизнь.
Почему детям так интересно жить на свете? Они верят в чудеса, и самое главное – они не только верят, они что-то видят, что-то чувствуют. Рассказывают они об этом или молчат, но это видение и чувствование делают их жизнь интереснее, они что-то такое знают. Поэтому они неравнодушны к тайнам. С возрастом, к сожалению, все это уходит.
Так вот музыка помогает включаться, помогает открывать двери в чудесное, которые могут открывать дети, помогает включать наши духовные уровни. У нас семь духовных уровней, семь чакр (каждая соответствует определенному цвету: красный муладхара, оранжевый – свадхистана, желтый – манипура, зеленый – анахата, голубой – вишуддха, синий – аджна, фиолетовый – сахасрара). И от того, какой уровень у нас включен, на таком, можно сказать, уровне мы и живем.
Если это самый нижний уровень (красный цвет), там чудес почти нет. А вот, начиная с уровня мыслей (голубой цвет), первого духовного уровня, уже начинаются чудеса. Потому что нижние уровни – это в большей степени физиология, инстинкты, рефлексы, ощущения. Хотя и животные могут воздействовать на окружающую среду и искривлять пространство, мы этого не видим, но это происходит.
То есть музыка включает наши духовные центры, и мы начинаем воспринимать жизнь иначе. Вот, допустим, просто звучит какая-то нота. (нажимаю на клавишу, и звучит нота соль). А, если к ней прибавить еще одну, то возникают сразу варианты, как в шахматах – от одной фигуры возникает возможность строить множество комбинаций, а от двух фигур это множество еще умножается. И так же в музыке с вступлением каждой фигуры растет число вариантов мелодии. И каждое действие, каждый ход шахматиста рождает умножение возможностей, число дверей, открывающихся в разные пространства, в разные плоскости, в разные объемы.
Но знать точно, какая волшебная комбинация открывает дверь в мир чудес, то есть за какой из дверей открывается такой мир, невозможно знать и невозможно узнать, вообще никто этого не знает. Никакой учитель тебе это не скажет и не подскажет, потому что для этого надо знать Вселенную тебя, всего тебя насквозь, каждую твою клеточку, знать, что и как на тебя влияет. Но и в этом случае ничто не поможет, потому мир ежесекундно меняется, как и меняемся мы сами. И с точки зрения логики тут все непредсказуемо.
Можно только приблизительно подойти к определенному сочетанию настроек, которые близки к идеалу. Как подойти? Методом проб, таких вот бесконечных вариаций разных нот, когда ты вдруг как бы угадываешь звучание себя, угадываешь мелодию, которая попадает с тобой в резонанс. Все равно как мы поднимаемся по лестнице, и на каждом этаже открывается вход в какой-то коридор. И как знать, входить в этот коридор или нет? Музыка не отвечает точно на этот вопрос, но дает ощущение, предчувствие, что вот это оно. Это можно только почувствовать. На каком витке? На какой ступеньке этой винтовой лестницы, этого никто не знает. Только методом проб и ошибок…
Я что делаю…Я не музыкант, музыкальную школу и, тем более, консерваторию, не кончал. Ноты я знаю, но по нотам не играю, потому что не могу по ним читать. Я просто строю какие-то мелодии. Для чего? Чтобы открылся коридор. И это на интуитивном уровне, на уровне ощущений. (Играю простую мелодию).
Если коридор, в который ты входишь, тебя волнует, если хочется продолжать, если испытываешь эйфорию от этого, то это то, что надо. Лучшей музыкальной настройки я не знаю.
Если у человека есть голос, он может настраиваться через него, как через музыкальный инструмент. Он может петь и двигаться по этой винтовой лестнице по разным уровням, пока нужный коридор не откроется.
В моей книге «Часослов бытия» у меня там есть раздел, где каждая глава это настройка. Как движение по винтовой лестнице и остановка перед тем или иным коридором, перед той или иной дверью. И есть там такая глава — «Песня». Что такое песня? Это как раз и есть такой невероятное волшебное сочетание звуков и слов, которое открывает этот коридор. Поэтому люди раньше так любили попеть, подсознательно использовать возможность зазвучать, что-то открыть в себя. Мы же все время как-то звучим, просто это звучание не озвучиваем.
Не случайно говорят «заходится человек». Тетерев, например, заходится в песне. К нему и хищник в этот момент может подкрасться и охотник. Он не видит, не слышит. Почему, потому что он в этом коридоре. И человек в таком состоянии ничего не слышит и не видит. Потому что это настолько высоко, по предназначению, по уровню подъема нашего потенциала, по самым высшим смыслам нашего бытия, что уже не ценишь ничего, даже саму жизнь. А обыденная жизнь в целом намного ниже уровнем, лишь какие-то мгновения она открывается на такой высоте…И открывается понимание, что этот взлет это только миг нашей жизни, а она вся может быть такой, и каждый из нас может принадлежать этому высшему пространству не только мгновения, но и вечность…
Мы не принадлежим самим себе. Нам только кажется, что у нас тело, что оно наше, и что вообще все, что мы есть, это нам принадлежит. На самом деле каждый из нас – часть мирового мыслящего океана, который можно назвать Солярис, Ноосфера, Высший разум, Бог…как угодно можно его назвать, и мы – часть всех людей…Сверх времени и пространства, как бы вне времени и пространства…Поэтому, когда ты входишь в такой коридор, ты входишь в свое продолжение или в какое-то свое предшествие…То есть как бы присоединяешься к своим предкам или к своим потомкам…
Вот говорят, реинкарнация, перевоплощение…Это когда ты будто бы жил, в далеком прошлом, жил жизнью разных людей…Но, поскольку каждый из нас – это часть мыслящего человечества, жившего раньше и живущего сейчас, то есть во все времена, то нам не нужно тело, чтобы жить в Средние века или еще раньше, нам достаточно, что наши предки жили в то время, и они через кровь (кровь – уникальный носитель информации), через гены, через ДНК, они передают нам весь опыт своей жизни. И поэтому, если мы заходим в такой коридор и видим что-то близкое и непонятное (а мы не знаем, почему оно нам близко и понятно), то это наша жизнь, то есть та жизнь, которая была прожита нашими предками. она вдруг открылась нам, пришла к нам, явилась…Иногда это вызывает потрясение…
Кто-то скажет: «Ну и что? Ну, открыл там что-то, что из этого?» А ничего. Это палитра наших чувств, ощущений, представлений о мире, это умножение нашего духовного капитала, нашего потенциала…нашего духовного счета во всемирной банке… И каждый выход в такое пространство – вклад в этот банк…
Большинство не верит, что когда-то жил раньше…через жизнь своих предков и что эта информация может вдруг открыться. Не верят, потому что, живя сугубо материальной жизнью, человек закрыт для всех других времен…И это нормально, потому что, если будут открываться эти времена, мозг не выдержит, человек с ума сойдет…
Я поэтому, когда начинаю играть (а играю я, либо когда после прослушивания старинной музыки у меня в голове какая-то мелодия звучит, и мне хочется посмотреть, как звучит она в разных вариантах, или когда мне просто хочется настроиться), то беру какую-то ноту и начинаю исследовать, что из этой ноты может получиться. Это очень интересно.
Почему часть людей не любит музыку? Почему дети не любят осваивать музыкальную грамоту? Потому что их заставляют ходить по уже готовым переулкам, улицам, И им это неинтересно, потому что к ним самим это не имеет никакого отношения. Это вне их состояния и настроя. Другое дело, когда человек начинает заниматься музыкой, будучи уже взрослым, ему это интересно, потому что что-то для себя он уже открыл и будет и дальше искать… И изучает он именно то, что ему интересно…
То я начинал мелодию с ноты соль, а теперь начну ее с ноты до. И будет все совсем по-другому. (Играю) А бывает музыка связана с каким-то временем, например, с эпохой Возрождения. Какая-то мелодия придет в голову, и начинаешь ее и так и так проигрывать…(Играю…)
Кто-то из профессиональных музыкантов может заметить: «это примитив, две-три ноты и незатейливая мелодия, как наивное искусство»…. Но воздействие искусства на нас не зависит от сложности или простоты формы. Бывает, что многих волнует простейшая мелодия, в то время как какая-нибудь сложнейшая соната Листа не волнует никого кроме исполнителя. Простая мелодия как живопись наивного грузинского художника Нико Пиросмани, внешне, может быть, не притязательна, но интересна вглубь, когда за простым внешним предчувствуется глубокое многослойное объемное пространство… Простое именно в силу своей простоты и однозначности может притягивать к себе другое время…А детей притягивает как раз не сложное линейное, а простое объемное…
Такова старинная музыка, Средневековая музыка или музыка эпохи Возрождения… В ней много простых мелодий, ясных и вытекающих одна из другой, много раз повторяющихся. Но именно в этих повторениях нот, в повторениях ритма своего рода магия, когда количество (то или иное число повторений) вдруг переходит в качество, и меняется восприятие. То, что казалось скучным и однообразным, вдруг открывается как новый неизведанный мир. Не случайно последнее время как протест против все усложняющейся музыки возник новый музыкальный стиль – минимализм, где одна мелодия может повторяться бесконечное число раз, превращая музыку в цикл, замыкая ее в энергетическое кольцо…
Теперь несколько слов об органе и органной музыке.
Орган – очень необычный инструмент, потому что он состоит из труб. А что такое труба? Это дух…Дух…дух… дух…дух…дух…Это дух. То есть это вдох, выдох. И это Дух. От того, что я несколько раз произношу слово Дух, что-то меняется. Само слово Вдох – это что-то вертикальное. И слово Дух тоже вертикальное..Мне так представляется…Можно сказать, что Дух, который проходит по трубам органа, он соединяет небо с землей. Все звуки, не упорядоченные, суетливые, хаотичные, которые толпятся и мельтешат вокруг нас в обычной жизни, орган все эти звуки выстраивает, организует, и они, как в трубах органа, стройными потоками устремляются вверх, движением своим повторяя своды готических костелов…
Главное – орган включает в нас высшие духовные центры (голубой, синий, фиолетовый). Вот почему протестант Мартин Лютер, который жил более 500 лет назад, сделал для себя такое открытие – Если слова из Библии пропускать через музыку и пропевать их, то в человеке будет все выстраиваться как в органе. И такой человек будет жить правильно, праведно, духовно. И ему уже просто не захочется творить зло…
И это можно объяснить с точки зрения энергетики человека. Нижние духовные центры, в которых могут возникать низкие энергии, будут как бы обесточены, вся энергия человека будет переводиться на верхние этажи…
Почему с тех пор все прихожане в протестантских костелах мира получают в руки молитвенники со словами псалмов. Петь эти псалмы вслух, то есть пропускать через себя Божественное Слово, значит выстраивать лестницу к Богу. У Иоганна-Себастьяна Баха много произведений (мотеты и хоралы) представляют собой псалмы, положенные на музыку.
Уникальна сама архитектура органа. Классик римской и мировой архитектуры Ветрувий писал трактаты об органах, как и о других значимых объектах архитектуры. То есть орган для великого Ветрувия был таким же важным архитектурным сооружением, достойным внимания, как сложные дома или даже целые дворцы…
Орган и есть идеальное архитектурное строение, устремленное вверх, на конус, как пирамида, к острию! Причем, ровные нарастающие формы. Выстраивание строго по законам гармонии. Так же как и сама органная музыка, некое выстраивание гармоний…Есть несущие конструкции, есть украшения, есть устремленность вверх…Неудивительно, что:
орган собирает, выстраивает человека,
и тех, кто его строит,
и тех, кто на нем играет,
и тех, кто его слушает!
Вот почему мой хороший знакомый архитектор Иосиф Львович Файн, потеряв на фронте одну ногу, начал конструировать орган в собственной квартире и 25 лет так был увлечен этим, что забыл о том, что он – инвалид! Он чувствовал себя полноценным человеком. Орган стал главным архитектурным сооружением его жизни, его лучшим проектом.
Интересно задуматься о физической природе органной музыки. Если скрипка – это волновая природа звука, а клавесин – корпускулярная или фотонная, то что же тогда орган? Наверное, и то и другое. Но именно свет наполняет эту музыку небес. Она не затемняет душу, а именно освещает. Причем, таким мощным светом, что видится не только что под ногами, но и собственное предназначение. Потому что нас выносит в космос. А там нет бесчисленных забот, проблем и связей, которые обматывают нас как снежный ком, из-за чего не видно главного – нашей миссии на земле.
Вот это наше предназначенье и есть то главное, что делает орган интересным для всех. В самом деле, для чего мы живем, многие не знают. А ведь жизнь каждого есть острие какой-то линии или ее начало или продолжение. Но, чтобы это понять и выполнять свой долг перед предками и потомками, надо изучать прошлое своего рода, думать, сопоставлять. Этого почти никто не делает. И некому нам об этом напоминать. А орган поднимает на такие высоты, с которых видно то главное, что надо делать. Он включает в нас высшие центры, и мы начинаем мыслить на уровне своего предназначенья.
Не случайно Библия положена в основном на органную музыку (хоралы, мессы, оратории, пассионы). Книга, которая держит человека, поднимает его до небес, созвучна такой же музыке. Значительные вещи, великие слова…только орган достоин их высоты.
Слушая орган, порой сам как бы становишься органом, начинаешь звучать, как будто органист играет не на инструменте, а на тебе. Это означает любовь, потому что когда кого-то любишь, то иногда становишься этим человеком – смотришь, как он, слушаешь…
Слушая органную музыку, стыдно быть мелким, злобным, суетным.
Хорошо бы детей приобщать к органу. Потому что чем раньше в человеке включаются высшие центры, тем больше ребенок будет настроен на познание, на развитие. А это такой увлекательный процесс, который захватывает человека целиком. Многие великие композиторы прошлого с детства были приобщены к органу. Великий английский композитор Генри Перселл (1659-1695), его жизнь была такой же короткой и насыщенной как жизнь Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), с 4 лет уже слушал орган в костеле и пел в церковном хоре. Отцы обоих были музыкантами и приобщали их к органу. Не заставляли с самого начала заниматься долбежкой нот и разыгрыванием гамм, а позволяли слушать великую музыку, открывая им таинственный и притягательный мир гармонично выстроенных звуков, совпадающих с внешней устремленной ввысь архитектурой органа.
Почему ребенок всегда сначала хочет играть сам? Потому что он хочет сразу поразиться чудом музыки, как он поражается пением птиц. Ведь для этого ему не надо знать ноты. Имея слух, он может без всяких знаний музыкальной грамоты повторить мелодию… Потому что в нем жив еще Творец…Он еще не открыл в себе собственное бессилие, которое детям часто помогаем открыть мы, взрослые, накачивая их инструкциями и правилами…И он хочет сам сыграть, чтобы почувствовать…Поэтому надо детям чаще давать слушать орган, и, если приобщать к нему, то давать играть что-то самим…
Вот говорят, что творческие люди счастливые, потому что им Бог дал талант. .Конечно, это важно, чтобы был талант. Но бесталанных людей вообще нет. И главная задача каждого из нас – откопать свой талант, выявить его. Как Архимедов рычаг – дайте мне рычаг, и я переверну весь мир. То есть дайте мне понять свой талант и много смогу сделать и для себя, и для своей семьи и для своей страны. И, естественно, буду счастливым человеком. А, поскольку счастливых людей меньше чем несчастливых, то это говорит о том, что большинство свой талант так и не открывает. Значит надо все усилия сразу же направлять на эту цель, на раскрытие своего таланта. Как? А вот, слушать больше орган, тем самым включая в себе ни много ни мало как уровень предназначения…
Герман Арутюнов.