Герман Арутюнов: Русь зачарованная
«Рождественский гусь. Сочельник»
Детское ощущение, предшествующее Рождеству. Когда детей гонят из дома, чтоб не мешались под ногами, чтобы подготовить дом к празднику, они оказываются на улице, смотрят вокруг себя, и все именно в этот день начинается казаться им сказочным: ветки березы висят как елочные украшения, снег похож на вкусный гулливеровский огромный зефир, а тени на снегу смотрятся как упавшие синие ткани…
Женщины, заговорившись у колодца, советуются (естественно, спрашивает молодая), что и как делать в Рождество, что можно в этот день, что нельзя. Нельзя, например, есть до первой звезды, ругаться, стирать, подметать пол… Молодая вместе с тазом белья несла гуся, встретив знакомую, поставила корзинку с гусем на снег и, скорее всего, спрашивает, как его приготовить. Это целый обряд, приготовление рождественского гуся. Тут важно все: и чем кормить гуся, перед тем как он пойдет на праздничный стол, и как его разделывать, и чем фаршировать, и с чем готовить и как готовить. Важно и как украсить и как подать на стол.
Дело даже не столько в гусе, сколько в предмете, вокруг которого в канун Рождества начинается радостная суматоха. Чем больше души вложит каждый в свое маленькое или большое участие во всем этом, тем радостнее и глубже для всех само Рождество. Вкладывая свою любовь в предмет, мы многократно умножаем любовь вокруг себя.
Не случайно все встречи в деревне обычно происходят у колодца. Колодец – глубинная доминанта деревни, привязывающая к корням и в то же время поддерживающая проточность в человеке. Отсюда говорливость, желание что-то узнать новое и отдать то, что знаешь сам.
Встречи у колодца – это вечная картинка, смена поколений. Кот с гусем меняются через 5-6 лет, бабка с молодухой – через 30-40, но и колодец будет заменен другим лет через 200-250, впрочем, как и сама деревня…
Почему гусь, в честь которого названа картина, смещен вправо и почти незаметен? Это прием старых мастеров, которые специально замаскировывали центр картины, чтобы зритель в поисках главного рассмотрел всю картину и сам нашел главное. А зритель, мысленно перемещаясь по картине и дойдя до гуся, становится достоин того пьедестала, на который возводит гуся Рождество…
80х60 см. Холст, масло. 1999 год
Производство:
Продакшн студия STEREOZOO
Художник Юрий Сергеев
Текст Герман Арутюнов
Источник: https://youtu.be/85-XIMGTH3E?list=PLDAj89VCWItPeX1Pkb9ASVMHDYchvV3gt