Герман Арутюнов: Зажечь радугу
«Найдешь и у пророка, слово,
Но слово лучше у немого
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца…»
Арсений Тарковский
Встреча с тайной
Когда Елена Блаватская была ребенком, в гости приехал ее дядя, ученый, масон. Она точно прилипла к нему. И он, настороженно относившийся к людям, жалеющий время на пустые разговоры и неохотно идущий на общение, уединился с ней и беседовал несколько часов подряд, как с равной. С тех пор она стала искать тайное. Даже решила так построить свою жизнь, чтобы быть свободной. Даже вышла потом замуж за военного, чтобы вырваться из родительского дома. Затем оставила мужа и выбрала путь … к себе.
Тайное обладает свойством делать все прежнее в нашей жизни незначительным. Вот почему, зная, что после золотовских семинаров люди меняют жизненную ориентацию, становятся другими, я ожидал, что встреча с тайным обязательно произойдет. Подогревалось это ожидание и отрицательными отзывами типа: мол, подобные семинары — простое зомбирование, после чего человек превращается почти в робота и уже не может жить без постоянной подпитки от энергетического центра — не случайно же побывавшие на семинаре стараются потом попасть и на следующие. Но так случилось, что прежде золотовского представилась возможность принять участие, в другом семинаре, проводимом Санкт-Петербургским центром гуманистических технологий и имеющем загадочное название — «Трансзональная адаптация». Впрочем, его организаторы, психологи Геннадий Широков и Ростислав Ломакин,— последователи Золотова…
На обыкновенную турбазу в окрестностях Санкт-Петербурга на неделю или чуть больше приезжает сразу человек семьдесят. Возраст самый разный, от семнадцати до семидесяти. Вокруг лес, тишина, красота. Обычный турбазовский распорядок: завтрак, обед, ужин, занятия, свободное время. Необычно то, что занятия или, как их можно назвать, «действа», продолжаются круглые сутки. Правда, каждый волен выбирать, где ему интересней. А главное — информация воспринимается не через ум, а эмоционально, даже интуитивно.
Чтобы понять это, нужно знать, зачем люди приезжают на подобные семинары. Иногда за тридевять земель, только бы попасть. Причины — те же, что выясняются на сеансах у экстрасенсов или приемах у психологов. Вопросы традиционные:
«Заела обыденность жизни, как ее преодолеть?»
«Ушла любовь, как ее вернуть?»
«Как избавиться от скованности?»
«Не люблю людей. Как жить?»
«В детстве казалось: стану великим человеком. Куда потом все делось? И зачем это кажется в детстве, если потом уходит?»
«Все есть, а счастья нету. Почему?»
«Жизнь позади, а фактически ничего не сделано, хотя другим кажется, что у меня все нормально. Почему болит душа, что ей нужно?»
Самое поразительное во всех этих вопросах — догадка человека о своем потенциале. Догадка о себе, ощущение своего истинного «Я» и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанных желаниях, иногда очень сильно. Но чаще мы о нем не подозреваем. Еще древние говорили: «То, что в вас ищет, и есть то, что вы ищете». Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входом в святилище Аполлона в Дельфах. Недаром оракул устами жрицы этого храма назвал Сократа самым мудрым человеком в Греции за то, что познание себя тот почитал за высшую цель и ценность. Недаром все эзотерические учения прошлого пытались ответить на главный вопрос: кто мы, в чем наша сущность, наше великое предназначение?
Но тогда возникают другие вопросы. Раз люди думали, ломали голову над этой темой, раз пытались обобщить свой опыт в каких-то учениях, почему большинство продолжает жить, отмахиваясь от предчувствия, что не осуществляет своего истинного предназначения? Раз были тайные секты орфиков, суфиев и гностиков, постигавшие азбуку таинственного в человеке и природе, почему мы до сих пор так мало знаем об этих сектах? Ведь сейчас любая, самая секретная информация становится достоянием всех… И, наконец, раз самая главная книга человечества, книга книг, Библия написана об этом же, об истинном в нас и вокруг нас, то почему большинству язык ее не очень понятен, почему по-настоящему глубоко воспринимают ее текст единицы? Или до тайны нашего «Я», до истинного нашего предназначения мы еще не доросли?
Остается предположить, что дело не в преждевременности. Видимо, невозможно научить тому, что нельзя понять, но можно лишь почувствовать. Как передать интуитивное в виде информации? Как передать разноцветное и разнообъемное многоголосие целых миров, порой мгновенно вспыхивающих в нашем сознании в редкие минуты духовного подъема или во время стресса? Это все равно, что верующему пытаться кому-то объяснить, почему он верит, а влюбленному — почему он любит. И вера и любовь— состояния. Это не плоскость, которую можно развернуть в пространстве, а объем, с любой внешней стороны остающийся недоступным для понимания. Понять его можно, лишь войдя в него и почувствовав. Значит, единственный способ постичь нечто существенное в себе и окружающем мире — это создать условия, позволяющие почувствовать. Это и преследовали все тайные изотерические учения, каждая степень посвящения которых была как бы ступенью лестницы в себя.
Магия радости
Конечно, на обыкновенной турбазе трудно создать атмосферу храма, где традиционно все продумано до мелочей: и архитектура, и цвета, и освещение, и акустика, и учителя, которые усвоили все секреты, которые копились столетиями. И все же каналы интуитивного восприятия здесь так или иначе открываются у всех. Каким образом? За счет того, что сам человек – своего рода храм, в котором может возникать все, что угодно, по нашей собственной воле. Нужен лишь учитель, который подскажет, что надо сделать и как, чтобы внутреннее пространство зазвучало.
С чем это сравнить? Может быть, с тем, как первоклашки занимаются йогой. Вытягивают ручки перед собой и воображают, что пальчики у них живые и у каждого свое лицо, свои движения, свой характер. Такая игра для них в диковинку, но им очень интересно, они как бы впервые открывают для себя, что внутри них живет много сказочных существ, которые появляются, стоит только позвать их и зажмурить глаза.
Так же и со взрослыми. В роли учителей на семинаре — профессиональные психологи, имеющие опыт использования технологий, которые применялись жрецами в древних храмах. И вот когда учитель показывает, какие именно движения раскрывают тот или иной энергетический центр (чакру), а все повторяют за ним эти движения под особую энергетическую музыку, то происходит удивительное: начинаешь ощущать, что внутри тебя циркулируют потоки энергии, о которых раньше не догадывался, которыми можно управлять с помощью собственного воображения, мысленно зажигая в сознании внутренний экран и проецируя на нем все, что тебе хочется. Магия движений, то есть такая их последовательность и такое сочетание, что возникает ощущение чуда. А что его вызвало? Да ничего, ты сам.
Или полчаса мы просто дышим и, молча, наблюдаем за своим Дыханием. Не думаем, не пробуем анализировать, а просто наблюдаем, пытаясь ощутить, как воздух проходит в гортань, вплывает в легкие и там перемещается в такт звучащей восточной мелодии. И тут тоже возникает момент чуда, когда кажется, что воздух — живое существо, музыка которого есть его движение. Значит, дыша, мы постоянно общаемся с живой сущностью, мгновенно меняющей все свои параметры в зависимости от силы вдоха и выдоха. Магия дыхания.
Или звуковые мантры, то есть звуки определенной частоты, записанные на магнитофон. Они похожи то на мычание, то на звук трубы органа, от низкого до высокого. Все эти звуки нужно повторить с помощью собственных голосовых связок. И тут, как это было и раньше, приходит мгновение, когда вдруг ощущаешь себя емкостью, которая звучит. Это так необычно — почувствовать себя звучащей пустотой, что похоже на шок. Почему? Может быть, потому, что уносит сознание к временам, когда каждый из нас и был этой самой пустотой, свернувшейся потом в нашей памяти в информацию? Магия звука.
Или ритуальный круг с воображаемым костром в центре. Звучит первобытная мелодия древних культов, а участники церемонии, взявшись за руки, медленно идут в одну сторону, потом — в другую, ускоряют шаг, переходя на бег, замедляют его, одновременно взмахивают руками, как птицы — крыльями, в страшном напряжении сжимают пальцы, а потом резко выбрасывают их вперед с диким криком, то сужают круг, то расширяют его, то падают на колени и бьют поклоны, то раскачиваются, как колосья пшеницы под ветром. И снова приходит ощущение себя частью единого целого. Магия стада.
Или исповедь со свечой. Полутьма и свеча, к которой по желанию выходит любой, тот, кто хочет высказаться или разобраться в себе. Один вопрос, другой, и вот уже возникает пауза, каждая секунда которой натягивает невидимые нити напряжения. А ответа нет, потому что его надо искать, потому что мы привыкли иметь при себе готовые ответы. Наконец, звучит слово, еще одно, и снова пауза, потому что в тишине вдруг становится ясно, что возник совсем другой смысл. И как раз этот новый смысл требует не еще каких-то слов, а тишины. Магия слова.
Оказывается, все может стать магией, то есть волшебством: звук, движение, цвет, свет, слово, дыхание, прикосновение, взгляд. Нужно только знать, Как произнести или пропеть, КАК посмотреть или вслушаться, КАК сделать шаг или жест. Тогда в нас просыпаются энергии, напоминающие о нашем божественном происхождении, и каждый на миг как бы сам становится Богом, то есть энергией. Стираются границы, ты — часть всего и можешь мгновенно все понять и почувствовать, потому что мир — это ты. Отсюда и название семинара «Трансзональная адаптация», то есть выходящая за пределы нашего «Я».
В памяти, видимо, дремлет информация о времени, когда мы были энергией (до рождения) и когда станем энергией (после смерти). Отсюда вечно преследующее нас желание вырваться за границы собственного тела (мысленный бунт — полет души). Как у поэта Арсения Тарковского:
«Летит сквозь роговицу,
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу,
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей…»
Когда на семинаре заимствованная из древних языческих культов магия движения, дыхания или звука пробуждает нашу энергетическую память (память о нас как об энергии), в душу прорывается ослепительный свет. Вот она — Магия радости!
Игры с интеллектом
Итак, условия, позволяющие почувствовать тайное и понять себя, вроде бы созданы. Технологии, помогающие создать эти условия, разработаны. Что, казалось бы, еще надо? Оказывается, есть препятствие, тормозящее, эмоции, блокирующее ощущения. Это, как ни странно, наш собственный интеллект или левое логическое полушарие, генератор мыслей. Вот он, злой гений, источник наших бед!
Скажем, человек говорит: «Заела обыденность жизни, надоело одно и то же». Но кто заставляет нас делать одно и то же? Интеллект.
Большинство из нас все делают по различным канонам, которые сформировались в течение жизни в силу разных причин. И в каноны эти, как в цепи, нас заковывает именно интеллект. Ценим, благодаря ему, то, что котируется, и неосознанно, не замечая, отвергаем то, что подходит единственно только нам и больше никому. В итоге всю жизнь занимаемся нелюбимой работой, живем в бешеном темпе, уплотняя его все новыми заботами: надо сделать это, купить то, потом… А потом человек оглядывается на прожитую жизнь и спрашивает: в детстве казалось — буду великим человеком, куда все делось? И зачем это кажется в детстве, если потом уходит?
Да потому и кажется, что это есть. Ребенок и есть уже великий человек, только непроявленный. Его ощущения пронизывают пространство и время. Вот почему, –играя, дети забывают о настоящем — они в том времени и том пространстве, которых требует игра. Интеллект работает, но он — не препятствие для объемного восприятия жизни, поскольку еще не усвоил каноны: это невозможно, так не бывает, сюда нельзя, такого не может быть, звук не бывает кислым, а цвет — соленым, шум — шершавым, а блеск — с запахом снега. Усваивая с возрастом все больше канонов, мы наполняем свой внутренний мир перегородками из слов и понятий. В итоге эмоциям, пронизывающим время и расстояние, все теснее в уменьшающихся клетках установок, душа все реже путешествует в другие измерения, и, наконец, каждая эмоция оказывается закована в клетки-слова, пленена, как волосы Гулливера, прихваченные маленькими гвоздиками, не дающими великану даже двинуться. Вот что мы делаем со своей душой.
А можно разбить эти клетки-слова, освободить великана? Иногда можно. Если обмануть интеллект, дав ему бессмысленную работу типа игры в бирюльки, толчения воды в ступе или переливания из пустого в порожнее. В мудрой книге Шри Рамана Махарши «Весть истины» дается такой совет: «Когда мысли будут мешать тебе почувствовать возвышенное, спроси себя: кто я?». Вы спрашиваете, как советует Махарши, и мысли исчезают. Этот вопрос и есть обман, на который поддается интеллект, игра, в которую он втягивается. Примерно такие же игры проводятся на семинаре. Все лекции, а точнее беседы, как будто преследуют одну и ту же цель — поставить ум в тупик, подорвать его самоуверенность, ослабить привычные логические связи.
Например, на вопрос тех, кто попадает на семинар впервые, «что будет?» никто не дает ответа. Мол, вы и здесь хотите опереться на ум как на «костыль, протянутый в будущее?». Не получится. Что будет, то и будет, сами увидите. Привыкайте, потому что ожидаемое не даст вам то, за чем вы сюда приехали. Будет неожиданное, как в игре с повязкой на глазах, когда включается внутреннее зрение. Вы привыкли к реальности с границами — привыкайте к реальности без границ.
Некоторые от такого подхода вначале долго не могут прийти в себя и как бы в шоке. Редко, но бывают и стрессы — типичное горе от ума. Интеллект не хочет мириться с тем, что жизнь идет не по плану. Разрушение привычных стереотипов ощущается почти как несчастье. И все же спасает догадка, что все Происходящее — игра, тренировка, тренинг. К тому же не одному тебе многое непонятно, почти всем. Это тоже утешает.
Вот игра в рыбаков и рыб. Вначале все по логике: рыбаки сетями ловят рыб, а те ищут способы увернуться от сетей. И уже идет смещение ролей. Чтобы рыбаки не выходили в море, создается силами рыб шторм. Рыбаки, увлекаясь, сами начинают подыгрывать, перевоплощаясь в волны, ветер, молнии. Потом наступает штиль. И здесь о ролях все забывают, поскольку очень приятно ощущать себя ласковой рябью на воде, тихим ветерком, шуршащими камешками, солнечными зайчиками. Все эти роли подсказывает ведущий, и каждая его выдумка с энтузиазмом подхватывается. А затем начинается полная абракадабра. У рыб появляется «мех», «пушистые хвосты», и это уже морские зайцы, правда, пока еще с плавниками. Или это «заячьи рыбы с пушистыми хвостами».
Бедный интеллект, вначале попробовав зацепиться за что-то логическое, быстро изнемогает и пускает все на самотек. И, оказалось, что очень приятно жить в таком неожиданном мире. Ну как же, ведь этот мир уже создаем мы сами, сиюминутно, наглядно, зримо и на грани фола. Душа хулиганит и страшно благодарна нам за то, что мы ей это позволили. Зато ощущение жизни максимальное. Абсурдные фразы заставляют не только смотреть на себя, но и слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус и еще – ощущать какими-то чувствами, за пределами пяти основных: чувством юмора, меры, контраста. Видимо, так и воспринимает ребенок — не умом, а всем своим существом. Вот почему скороговорка Даниила Хармса про Ивана Топорышкина для нас, взрослых, абсурд, а для ребенка — праздник. Помните?
«Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор…»
Что дают игры с интеллектом? Они, как образно выразился один из участников семинара, 28-летний программист Виктор, «распаривают душу, делают ей массаж». Если вдуматься, он прав. Из-за чего мы часто испытываем дискомфорт? Из-за того, что жизненная ситуация не вписывается в ту схему, которую мы в уме заранее для нее приготовили. Мы бьемся об этот миг жизни твердыми углами закостеневшей души и только морщимся от ударов. В итоге мы не только в постоянном конфликте с жизнью, но и все время работаем на прошлое, то есть, воспринимаем ее, примеряя под схему, сложившуюся в нашем сознании 2, 5, 10 лет назад. Видимо, поэтому, когда великого китайского философа Лао-Цзы спросили: как жить? — он ответил просто и на первый взгляд странно: «Здесь и сейчас!»
На эту тему я услышал на семинаре любопытное высказывание.
«Понимаешь, старик,—сказал мне 35-летний физик Дима,— вся наша жизнь — это постепенное окостенение, физическое, а в большей степени духовное. Посмотри, ребенок все готов принять, если только еще не испорчен установками. Разве может быть консерватизм в детстве? Абсурд! А что с нами происходит потом? Убеждения затвердевают в привычки, и к старости мы в этих привычках, как корабль в ракушках. Стоп, машина! Плавание окончено. И мотор еще ничего, и обшивка, плыть бы да плыть. А надоело. Не жизнь, а сплошное преодоление Собственных внутренних барьеров, не реальных, а тех, что в голове. Все уже не так, все не то, потому что делать, как привык, сам вижу — глупо, а делать не глупо идет вразрез с привычками. И это противоречие с возрастом все острее, сам себе противен. И думаешь: разве могла природа так спроектировать? Ей-Богу, вернулся бы в детство, чтоб начать все сначала. А как?»
Он это сказал и замолчал, задумался. Пронзительно получилось. Его волнение передалось и мне. И вдруг подумалось: а разве не то же самое затвердевание происходило у нас в государственном масштабе начиная с 1917 года? Все по плану, по схеме, а человек — кирпич в здании светлого будущего. И каждый из нас несет в себе эту кирпичность, передававшуюся из поколения в поколение и, может быть, ставшую уже генной. Но жизнь состоит не только из слова «надо», ведь и почувствовать хочется, что живешь. И человек, осознавший, что он не кирпич, уже не может с этим примириться. Он начинает искать и… находит такой вот семинар…
Здесь и сейчас
Конечно, Лао-Цзы был не первым, кто на вопрос «как жить?» ответил этой фразой: «Здесь и сейчас!». Великие истины всегда рождаются параллельно. Тем более, что эту не надо искать. Она всегда рядом — в восприятии ребенка. Остается только наблюдать и пытаться повторить. Это и лежит в основе многих упражнений, используемых на семинаре. Например, в знаменитом «паровозике».
Представьте себе огромную гусеницу, в которую выстроились человек двадцать или тридцать, стоя вплотную друг за другом, так что руками каждый обнимает не впереди стоящего, а через одного. И эта «гусеница» начинает движение. Вот где собственная жесткость и заданность не просто создают проблемы, но превращают жизнь в пытку. Натыкаешься на переднего, натыкаются на тебя, ты наступаешь на пятки и тебе наступают. Единственный выход — расслабиться, прижаться поплотнее к соседу впереди и дать волю ногам идти в общем ритме. И тут случается чудо. Начинаешь ощущать себя частью живого существа, которое дарит тебе эмоции взамен мыслей, и это оказывается как раз тем, в чем испытывает потребность современный человек.
Трудно с чем-то сравнить «волны», которые пробегают по телу «гусеницы», когда она взбирается на холм или спускается в овраг. Каждая волна отзывается в тебе, и ты чувствуешь уже ее начало, хотя импульс еще только начинает движение с головы. Интуиция, которую можно как бы потрогать! Подобные ощущения прививают вкус к другому мышлению — эмоционально-интуитивному, которому еще предстоит учиться и учиться и которое как раз и дарит праздник жизни, удовлетворение от нее.
Когда спуск длинный и вся «гусеница» движется вниз, кажется, она плывет и ты плывешь в невесомости. Непередаваемое ощущение, рождающееся только в таком вот коллективном «паровозике». Возникает какая-то теплая волна, может быть нежность или благодарность ко всем, кто рядом. Потом остановка, и воцаряется тишина. Тихо-тихо. Лес. Падает легкий снежок. Небо над головой и общее сердце в груди. Видимо, для ощущения, что мы живем, нам мало настоящего, того, что связано с каким-то конкретным практическим делом, может из-за его сиюминутности. А душе нужно вечное, выходящее за границы нашего «Я», как временные, так и пространственные. «Здесь и сейчас» — это и есть размывание границ…
Вот чистая доска, вверху которой психолог Слава Широков выводит первую фразу: «Что нужно для медитации?». Все ждут, что сейчас будет выписан целый набор практических советов и условий. Но, оказывается, это вопрос всем, и каждый ответ записывается здесь, на доске. Ответы сыпятся как горох: «стул», «учитель», «комната», «тишина», «темнота», «пустота». Постепенно, непонятно как, но ответы размываются, логика вытесняется абсурдом: «напряжение», «расслабление», «все мы», «никто», «всё», «ничего». Выкрики, шум, обстановка веселого творчества. Наконец доска заполняется целиком. Каких только слов здесь нет, в том числе и тех, которые к медитации, казалось бы, не имеют никакого отношения. Но не с потолка же они свалились! Вдруг кто-то говорит: «А ведь это и есть жизнь…» И возникает странное ощущение. Как будто открылся тайный механизм жизни, откинулась крышка часов бытия и стало видно, как движутся стрелки, колесики, пружинки. То, что мы сейчас спонтанно сотворили с понятием «медитация», постоянно делают дети, когда произносят разные слова, без всякого, казалось бы, смысла, без всякой связи, хотя за всем этим стоит ощущение. Громоздя слова, дети хохочут, нисколько не переживая, что это несвязно, потому что — не помним, как — знают, что связь эта есть. И она действительно есть, в глубине, через цепь промежуточных ассоциаций, которые нам, взрослым, обязательно надо видеть, так уж мы себя приучили. Надо переучиваться. Тогда размытое не повергнет в стресс, а вызовет улыбку.
Зона
У каждого в детстве было ощущение чуда. Как будто на ожидание его в детстве нас запрограммировала сама природа. Для чего? А для преображения мира вокруг, для ощущения его волшебства, для такого же эмоционального настроя, который дают методики «здесь и сейчас». Для того чтобы каждый почувствовал, что .дает такой настрой, видимо, и придумана ЗОНА.
Что это такое, не совсем понятно. Когда вас поведут туда, вы тоже не знаете. Это может случиться в любой момент. Известно только, что это будет ночью. Понятно почему: все чудеса случаются после полуночи. Правда, опасаться, что проспишь, не приходится— все привыкли спать по 3—4 часа в сутки, не испытывая потом желания – доспать. Где это? Где-то в лесу. Что там будет? Неизвестно. Каким бы взрослым и серьезным ни был человек, он вряд ли сможет стреножить свое воображение, предельно обостряющее восприятие. Тем более, что душа после нескольких дней семинара стала мягче, подвижней, а интеллект — менее агрессивным и непримиримым. Почему не разрешить себе поверить в чудо? Хотя бы в шутку. А может, и всерьез.
О том, были ли чудеса в Зоне и как они выглядели, рассказывать не стану. Это — маленькая тайна каждого из нас и в то же время экзамен на духовность. Тот, кто захочет попасть на семинар, пусть вспомнит фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Там есть фраза о Зоне, о том, что «она все время меняется, она живая, она, как человек». Это предупреждение, это совет, как жить, это напоминание о том, какими мы должны быть по отношению к окружающему нас миру. И тогда он примет нас, пропустит в себя, подарит себя… Об этом же говорится и в стихах отца Андрея — поэта Арсения Тарковского:
«Мы отражаем всё и вся,
И понимаем с полуслова,
Но только не один другого,
Жизнь, как стекло, в руках неся.
Пока мы тратим время, споря
На двух враждебных языках,
По стенам катятся впотьмах
Колеса радуг в коридоре…»
Кажется, увидеть радужное чудо так просто. Оно рядом — в коридоре. Но подсказать, как это сделать, дать пусть самый мудрый и проникновенный совет… на уровне слов это бесполезно. Сколько написано прекрасных книг, сколько сделано великолепных фильмов, какая красота создана художниками всех времен и народов. А не переводятся угрюмые и скучные люди, садисты и прохиндеи, вандалы и бюрократы… Не потому ли, что самая прекрасная фантазия и самое высокое искусство — это все-таки чужая реальность? А наша — это только то, что мы сами почувствовали, пережили. Не прочли, узнали или познакомились, а пережили. И пока кто-то хоть раз не ощутил радугу в себе, он не увидит ее и в коридоре.
Семинар дарит такую радугу…