SVETA SHIKHMAN

Импрессионист Альфред Сислей и его картина навели на след похитителей детей

Эта история точно заслуживает, чтобы её рассказать. Альфред Сислей родился в Париже в 1839 году. Близкий друг Ренуара, Писаpро и Моне, он всё же сильно отличался от остальных импрессионистов. Очень спокойный, мягкий и скромный человек, он писал удивительные пейзажи. Каждая из его работ дышит умиротворением и покоем. Сдержанная палитра, простая композиция — Сислей никогда не гнался за внешними эффектами. Но над любым его пейзажем можно медитировать часами. В каждом — хотелось бы жить.

Париж слишком шумен для него, и в начале 1870х Сислей с семьёй переезжает в крохотный городок Лувесьен в 18 км от столицы. А в 1872 году в Париже начинается паника: в городе бесследно пропадают дети.

Поиски не дают никаких результатов: обнаружено только несколько фрагментов одежды. Газеты захлёбываются заметками о загадочном похитителе. Репортёры уверены, что дети жестоко убиты. Слухи и сплетни приносят леденящие кровь подробности — о расчленении, о каннибализме, о тёмных сатанинских ритуалах… Таинственного преступника газетчики называют не иначе, как Парижским Кошмаром или Мясником из Иль-де-Франса.

В парижской полиции спешно воссоздаётся знаменитая бригада Сюрте (созданная когда-то из бандитов беглым уголовником Эженом Видоком — самая профессиональная бригада французской уголовной полиции). Из отставки возвращён даже легендарный Винсент Жерар — тот самый инспектор, позже — комиссар, который ещё 30 лет назад послужил прототипом героя рассказа Эдгара По «Убийство на улице Морг»: рассказа, ставшего основоположником детективного жанра

Но дети как в воду канули. Всё это время Альфред Сислей умиротворённо пишет на пленэре свои волшебные, медитативные виды Лувесьена — в разные времена года, при разной погоде, с разных ракурсов. В том числе — и эту работу: «Садовая дорожка в Лувесьене» — потрясающий пейзаж ранней осени, где написанные быстрыми отрывистыми мазками листья, кажется, можно сорвать, растереть в руке и почувствовать сладковато-горький, нежный и тёрпкий запах первого увядания…

К безрезультатным поискам детей к тому моменту подключена и вся жандармерия региона Иль-де-Франс: Парижской области, если по-русски. Заканчивалась осень 1873 года, число пропавших уже достигло 18 человек (и это — только установленных!), в том числе загадочно исчез ребенок из Лувесьена, но до сих пор у полиции нет ни малейшей зацепки.

В День Всех Святых (1 ноября) даже у жандармов бывает выходной. Рядовой ажан из деревеньки Вуазен (пригорода Лувесьена, где живёт и Сислей) Мишель Ру наслаждается отдыхом. Наверно, он приглашён в гости к Сислеям. Факт в том, что Ру видит эту самую работу. Жандармы — небольшие знатоки живописи. Но что-то останавливает Мишеля в идиллической картине. 

Его тревожат стаффажи — маленькие фигурки людей, которые художники используют для оживления пейзажа. Всего-то несколько мазков краски. Женщина, уводящая за руку ребёнка. Ру не знает слова «стаффаж». Но он знает, что начальство уже продолбило всем жандармам дырку в голове с громким делом о похищении.

Судя по одежде, женщина — явная парижанка. Откуда она могла взяться в сонном и тихом Лувесьене, где все соседи знают друг друга? Мишель выясняет у Альфреда, что фигурки написаны на месте, с натуры.

Схвачены по живому десятком ударов кисти.

Жандармерия поднята по тревоге. Спустя несколько часов в городке опрошен каждый житель. Выясняется, что к одному из них приезжала племянница из Парижа. Он точно не помнит, когда (дело-то было больше месяца назад), но, может быть, как раз в день пропажи ребёнка. Остальное — дело техники. Через пару дней все дети найдены (к счастью, живыми и относительно здоровыми) и возвращены в семьи, а семье похитителей (укравших ребят, как выяснилось, ради организации бригады попрошаек) предстоит следствие, суд и каторга.

Одного из детей, оказавшегося сиротой, усыновит семья того самого легендарного комиссара Винсента Жерара, что тридцать лет назад вдохновил По (иначе старикан бы счёл, что его зря выдёргивали из отставки) — и спустя ещё тридцать лет эта бывшая жертва возглавит Парижский департамент полиции.

Парижский Кошмар кончился. Кончился благодаря тихому, мягкому, добрейшей души Альфреду Сислею, в жизни своей не обидевшему и мухи. Блестящему художнику. Моему самому любимому импрессионисту.

Современники не оценили его. Да и не заметили. В самом начале 1899 года никому не известный Альфред Сислей умер в полной нищете. Умер тяжело, мучительно, всего на несколько месяцев пережив свою жену.

Оставив после себя удивительные пейзажи, время на которых словно остановилось.

Всмотритесь в эту работу. И если сможете по плохой репродукции почувствовать таинство Сислея — погуглите дальше. Альфред Сислей того стоит… 

По материалам Интернета.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply