История кораблей: древние символы парасемоны
Древность

История кораблей: древние символы (парасемоны (парасемы), тутела)

Парасемоны и Флаги. Флаг – это корабельное знамя, как правило, устанавливаемое на верхушке мачты или же на задней часть корабля. Флаги имели особые гербы и цвета, служащие для различия не только наций, но и благороднейших офицеров флотилий.

У греков подобные флаги назывались парасемонами, и они часто располагались в передней части корабля. В основном они размещались прямо под столосом – длинной дощечкой, укреплённой либо на мачте, либо в передней части корпуса судна.

Парасемоны (парасемы) часто высекались из дерева, но иногда и рисовались, а потому в латыни именовались пиктурами. На пиктурах могли быть изображены гора, цветок, дерево и т.д. Этим и отличался флаг от тутелы, или корабельного совегарда (от фр. «защита», «сохранение»), последние всегда представляли собой божество, под защиту и покровительство которого было отдано судно.

Пиктура считались священной и имела то преимущество, что люди, бежавшие к ней за спасением, считалась надёжно защищёнными от любых увечий. Рядом с пиктурой возносились молитвы, приносились жертвы и давались клятвы. Ибо это место было одновременно местом пребывания и божества, под покровительством которого находился корабль.

Например, у Лактанция и Сервия тутела выступала в значении парасемона. И, вероятно, в отдельных случаях на флагах можно было увидеть даже изображения самих божеств. Есть те, кто утверждает, что сама тутела располагалась в передней части корабля, однако большинство писателей помещают её всё же в заднюю.

Из «Немецкой энциклопедии, или Всеобщего действительного словаря всех искусств и наук» (стр. 177-178), издано обществом учёных во Франкфурте-на-Майне, 1785.) (перевод с немецкого И. Егоровой.)

История кораблей: древние символы (тутела)

Для справки:

Слово тутела, от которого произошло имя богини, имеет следующие значения:

  1. Заблаговременная подготовка, защита (народа, полей), забота о недееспособных, попечительство, опека, охрана;
  2. Кроме того, слово тутела означает имущество опекаемого лица, материальную поддержку или получение некого места в строительной сфере;
  3. Следующее значение тутелы – это защищающий персонаж (к примеру, нарисованный образ богини-защитницы, в том числе корабельной Минервы, можно было увидеть на корме корабля). Кстати, существовали и другие типы тутелы. Во-первых, садовая тутела – ею являлся забор! Однако, если говорить о божествах, то Приап именовался тутелой садовой, парковой, или виноградной. Ахилл выступал в качестве тутелы пеласгов, а собаки служили тутелой богини Дианы.
  4. Тутелой обозначалась также защита в высшем понимании этого слова, когда речь шла о божественной защите. Так, Ланувий (древняя центральная часть современного Лацио) был змеиной тутелой, ибо сей город охраняла священная змея.

Из «Латинско-немецкого и немецко-латинского настольного словаря» И. Шеллера 1817 г.

Между тутелой и флагом часто проводилось разграничение на основе того, что тутела всегда представляла собой образ божества, а флаг – произвольное живое существо или любую другую выдуманную картинку. Так, Овидий говорит о тутеле, изображённой в виде Минервы, и о флаге, демонстрирующем шлем.

Судно, на котором Европа тайно была вывезена из Финикии на Крит, украшал в качестве флага бык, при этом богом-покровителем судна был Юпитер.

Отсюда и родился миф о том, что Европу похитил Юпитер, принявший обличье быка. Кстати, возникновение многих ещё других мифов древности можно объяснить бытовавшим тогда вышеупомянутым обычаем устанавливать на кораблях парасемы и давать суднам соответствующие парасемам имена.

Как заметил в своей диссертации г-н Энcхеде (De tutelis et insignibus navium, Лейден, 1770), некоторые античные авторы тоже использовали этот мотив для создания мифов.

В теоретической части работы Энсхеде частично цитирует мнения о парасемоне других учёных, в частности Скалигера и Стэнли. Первый из них указывает, что парасемон находился в передней части судна, а тутела – в задней, а второй считает, что на корабле имелось всегда два парасема и две тутелы, так что каждый из них присутствовал в обоих концах судна.

Кроме того, Энсхеде высказывает свой взгляд, согласно которому, у греков вовсе не было тутелы, а был парасемон, который размещался в передней части судна и определял его имя. Корабельной командой он почитался как божество в том случае, если на нём было таковое изображено.

И дальше Энсхеде говорит, что на Александрийских кораблях было два парасема – один располагался на левой, а второй – на правой стороне передней части судна; и что у римлян была одна тутела – в задней части корабля – и один парасемон – в передней.

История кораблей: древние символы (парасемон)

Собственно, по парасему корабль обычно и получал своё название. У финикийцев же в передней части их галер были изображения патаических божеств (патаиков).

Древние люди имели обыкновение отдавать свои корабли под защиту божеств, либо когда они считали, что те особенно усердно заботятся об их безопасности и спасении (парасемоны), либо когда полагали, что те находятся с ними в родстве, либо же когда они просто выказывали конкретным божествам предпочтительную склонность.

Как докладывает Эпикур в «Ифигении», целая флотилия Тезея, состоявшая из 60 парусников, находилась «на попечении» Минервы. А защита флотилии Ахилла была доверена морским нимфам нереидам, поскольку со стороны матери Тетис, являвшейся одной из них, Тезей состоял с ними в родстве.

Но не только флотилии, также и отдельные корабли поручались определённым божествам. Владельцы кораблей обыкновенно выбирали либо тех божеств, которые считались богами-защитниками их родины и семьи, либо тех, под чьей защитой находились дела, которыми они занимались.

Так, торговцы отдавали себя и свои суда под покровительство Меркурия, солдаты – Марса, любовники – Венеры и Купидона. Поэтому Парис у Овидия говорит своей возлюбленной:

Ставим крепленья и мачты для паруса и украшаем
Изображеньем богов пестрых кривую корму.
Но на моем корабле с Купидоном мальчиком рядом
Та богиня стоит, что обещала мне брак.
(перевод Н. Вулих)

В передней части корабля, вокруг столоса, размещалась круглая доска, птихис* и иногда офтальмос**, называемый «глазом корабля» — поскольку он тоже устанавливался в носу.

Парасемоны и имя. Здесь было записано имя корабля, которое чаще всего давалось в соответствии с флагом. Это подтверждается в приведённом выше отрывке из Овидия, где поэт говорит, что корабль получил своё имя от изображённого на нём шлема.

* Птихис (птухис) — изгиб, скоба, дословно «складка», вероятно, полукруглая заградительная стенка. Вероятно, использовалась как защитная и охранительная установка. Об этом свидетельствует указание, приведённое в книге «Великая Моравия и великоморвская словесность» Р. Вечерка, Я. Стейскал, К. Максимович, П. Иванич, Д. Калхоуз. «Птихии (птихия, птихир, от греч. птохеон) – «место призрения нищих». Из формы род. п. мн. ч. единственное однозначно не реконструируется. За основу принята форма птихия. (прим. И.Е.)

** 1. Глаз корабля был знаком, оберегающим от врагов и вражьей силы; символ египетского происхождения.
2. В Древнем мире корабль считался живым существом, поэтому для ориентации и нахождения курса в море ему требовались «глаза». (Из О. Хёкман, Античное судоходство, стр. 57, Мюнхен, 1985.)
3. На монетах рядом с изображением корабля тоже стоял глаз.
4. И по сей день в странах Средиземноморья рыбацкие лодки часто украшают изображением глаза, чтобы тот оберегал рыбаков и само судно от «дурного глаза». (прим. И.Е.)

Парасемоны и корабли. Поэтому корабли назывались «Пегас», «Сцилла», «Бык», «Овен» … Поэты же, ведомые творческой фантазией, изображали их как настоящих зверей, которыми управляли люди, перемещаясь из одной страны в другую. Например, так это было в отношении «Пегаса» и «Овна» Фрикса.

К корабельным флагам древности относились также аплюстрии*** (греч. ἄφλαστον (афластон)). Они располагались в задней части корабля. Преимущественно были круглой формы или выглядели как крылья. Нередко на них размещался маленький круглый щит – аспедейон. Как правило, к аплюстриям прикреплялась вертикально стоящая жердь, к которой прикреплялись ленты всевозможных цветов и вымпелы. Отчасти они заменяли флаг, указывая на отличие конкретного корабля от других, а отчасти – помогали понять, с какой стороны дует ветер.

*** Изогнутый задний ют, имеющий всевозможные украшения, чаще всего ленты и флажки на шесте, стоящем на соединённых дощечках); у римлян — закруглённый конец носа и кормы корабля; это же понятие использовалось для обозначения зеркала корабля). (прим. И. Е.)

парасемоны

Из «Немецкой энциклопедии, или Всеобщего действительного словаря всех искусств и наук» (стр. 177-178), издано обществом учёных во Франкфурте-на-Майне, 1785. (перевод с немецкого И. Егоровой.)

История кораблей: картинки (парасемоны)

История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы

История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы История кораблей: древние символы

По мотивам книги Лики забытых богов: Эрос, Протогон, Фортуна, Тутела автор И. Егорова aka_silikus. ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕhttps://mq2.ru/

What's your reaction?

Excited
6
Happy
7
In Love
6
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply