Лазарь Модель: Фантастика братьев Стругацких
Нет, это это не Фэнтези.
Если давать определение, то фэ́нтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Произведения жанра фэнтези основываются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных или переработанных авторами. Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец», Клайв Стейплз Льюис, автор «Хроник Нарнии», и Роберт Говард, автор цикла о Конане Варваре.
Произведения фэнтези в литературе нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д.
Фантастика Стругацких, как любая, впрочем, фантастика совсем другое. Нельзя сказать, что это чисто научное или полунаучное направление, хотя есть и такое. Фантастика Стругацких, если не давать ей общую характеристику, это, скажем: «Отель “У погибшего альпиниста”» — одно из самых ярких произведений раннего периода творчества братьев Стругацких, увлекательный научно-фантастический детектив, в котором немолодой усталый полицейский, расследующий загадочное преступление в занесенном снегом горном отеле, оказывается втянутым в сложную и таинственную историю с «чужими», высадившимися на Земле и творящими то ли добро, то ли зло…
А если вспомнить, что один из братьев Стругацких был переводчиком с японского языка, да еще в военное время, то можно уже самим пофантазировать, что «информацией» они могли располагать.
К рассказу о Стругацких мы позже вернемся, а пока, кто же мог предположить, что космонавт Иван Вагнер, находясь на борту МКС, заснял НЛО.