Леонид Чигрин: Загадка Нефертити (сетевой литературный и исторический журнал «Камертон»)
Людская память избирательна. Мы забываем события, некогда потрясшие мир, и помним имена людей, которые были важны лишь для своего времени. Кому неизвестна Нефертити, «главная супруга» Эхнатона, древнеегипетского фараона XVIII династии Нового царства? Её имя у всех на слуху, благодаря дошедшему до нашего времени скульптурному изображению, которое считается эталоном древнеегипетской красоты. Бюст широко известной царицы хранится в Берлинском национальном музее, и каждый из туристов, посещающих Германию, считает своим долгом посмотреть на него. Лебединая шея Нефертити, утончённые черты лица, вопрошающий взгляд, которым она встречает посетителей, завораживают и уже не изглаживаются из памяти.
И мало кто знает о необычной судьбе легендарной царицы, загадочной и трагической, достойной пера великого драматурга Шекспира. Какая трагедия могла бы быть создана им, если бы подробности жизни Нефертити стали достоянием его мастерства! Но, увы! Научные изыскания археологов, занимавшихся историей Древнего Египта, и годы жизни Шекспира не совпали одни с другими.
Но обратимся к древнеегипетским хроникам, рисункам на стенах храмов и небольшим скульптурным изображениям царицы Нефертити и её супруга фараона Эхнатона, которые скупо, но в достаточной мере, повествуют об интереснейшем периоде в жизни Древнего Египта.
Сам фараон, поначалу известный как Аменхотеп IV, и его супруга Нефертити правили 3400 лет назад. Время их нахождения у власти описано как «анарский период», оно ознаменовалось величайшей реформой. Фараон предпринял попытку сломить могущество фиванских жрецов и старой знати, при которых власть фараона была чисто номинальной. Аменхотеп IV не желал мириться со своим второстепенным положением, в Египте должен быть один правитель, и он положил конец поклонениям идолам, высившимся на крышах храмов. Фараон провозгласил новый государственный культ Бога Атона, Бога Солнца, а своей столицей сделал город Астатон, ныне Амерна. Себе фараон взял имя Эхнатон (угодный Богу). Под этим именем он и вошёл в историю Древнего Египта.
Бог Атон представлял собой солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими анхи – символы вечной жизни.
Введение нового божества было требованием времени. Поклонение идолам разделяло египтян на религиозные группы, препятствовало созданию единой нации. В стране сохранялось двоевластие, при которой фараон имел лишь представительское значение, жрецы и старая знать мало считались с ним. Фараон Эхнатон был умным и мыслящим правителем, хорошо улавливавшим запросы своего времени. Он поставил целью – превратить Египет в сильное государство. Только так можно было выстоять против нападения врагов, грабивших страну и угонявших жителей в рабство. Ассирийцы, хетты, ливийцы были главными врагами Египта.
Народ поддержал религиозную реформу фараона. Гнёт жрецов и поборы лежали непосильным бременем на плечах трудового народа. Поклонение новому Божеству Атону было удобнее. Лицезрение Солнца доступно всем, и оно не требовало щедрых жертвоприношений. Религия утратила таинственность, обряды стали проще. Но общеизвестно, что старое неохотно уступает место нововведениям. Жрецы и знать для вида стали исповедовать культ нового божества. На самом деле они затаились, выжидая своего часа.
Для проведения реформ Эхнатону нужен был единомышленник, властный и разделяющий его взгляды. Такой опорой явилась для него жена Нефертити, решительная и мало считающаяся с дворцовыми традициями. Жену фараона в Египте тоже относили к священным особам, но власти она не имела. Её жизнь проходила во дворце, и лишь изредка она появлялась перед подданными при проведении религиозных церемоний. Царственные супруги реформировали и властные структуры. Нефертити сопровождала фараона во время его поездок по стране, вникала во все стороны жизни Египта, нередко, во время отсутствия Эхнатона, решала запутанные вопросы и разбирала жалобы, с которыми к ней обращались крестьяне. Надо сказать, что решения царицы не всегда были в пользу знати, что только усиливало неприятие богачей справедливой властительницы.
Эхнатон и Нефертити поженились незадолго до восшествия на трон. Невесте было двенадцать лет, жених ненамного старше её. Нефертити, повзрослев, полностью поддержала религиозные преобразования, начатые супругом, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, как и Эхнатон. Некоторые исследователи даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховной жрицы Атона, и даже соправительницы Эхнатона.
Фараон всегда появлялся перед подданными в сопровождении супруги, что было неслыханным явлением для того времени. Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют совместные изображения супругов.
Полностью материал читать здесь.
Главный редактор сетевого литературного и исторического журнала «Камертон» писательница Светлана Замлелова.
Сайт писательницы Светланы Замлеловой: http://www.zamlelova.ru/