Любимый москвичами: Театру имени Вахтангова — 90
Театр имени Вахтангова отмечает 90-летие. И впервые юбилейный вечер пройдет без привычной «Принцессы Турандот». Вместо неё будут давать «Пристань»- спектакль посвящен истории театра и памяти всех тех, кто отдал ему всю свою творческую жизнь.
Можно повторить вслед Высоцкому: «Шагают актеры в ряд, дышат свободно. Каждый второй – лауреат или народный». Написано о вахтанговцах 40 лет назад. Как-будто сегодня. И четыре десятка лет спустя на сцене – народный артист Василий Лановой в образе Пушкина. За ним народный же Вячеслав Шалевич — Галилией. Народная Людмила Максакова. И еще один народный — Владимир Этуш.
«Есть печка, и она топится. И когда ты чувствуешь эту защиту – может быть, это странное сравнение – но вот я так ощущаю. У меня за спиной что-то мое. Вот это театр Вахтангова», — говорит народный артист СССР Владимир Этуш.
Римас Туминас говорит, что сознательно отказался рассказывать в юбилейной постановке об истории театра. Да и зачем, когда память о прошлом жива в каждом из актеров. «Сколько мы себя любим и уважаем, так мы любим прошлое. В нас самих, в них вся история, и пришлось только нам браться за новые работы», — говорит художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас.
Этот спектакль – бенефис корифеев-вахтанговцев. Смеясь над возрастом, на сцену, которую режиссер превратил в «Пристань», поднимается старейшая актриса труппы Галина Коновалова. Как сама говорит, роль выбрала к лицу – играет «бывшую артистку императорских театров» из рассказа Бунина.
Актриса, которая в 95 лет блистает в трех спектаклях, недавно шокировала коллег заявлением: «У меня есть любовник! Моложе на пять лет». Владимир Этуш ревниво крикнул: «Да как его зовут?!» «Театр Вахтангова», — был ответ. Галина Львовна отметила все юбилеи театра за последние 70 лет.
«Вот пришел Римас. И вдруг придумал такую вещь. Про которую все говорят: что, какая «Пристань»? Я ее все время называла «Палубой». Я даже забыла слово. А в результате задумка интересная. То ли это прощание со старым театром, то ли это наоборот что-то», — делится Заслуженная артистка России Галина Коновалова
Спектакль по мотивам классических пьес — «Пристань», в которую Туминас превратил подмостки, — метафора театра, как безмолвная хроника событий девяти десятилетий, место, куда прибывают люди и откуда уходят — двумя путями.
Есть еще и третий путь – стать главным режиссером. Как Рубен Симонов, его сын Евгений Симонов, как Михаил Ульянов. За 90 лет театр сменил всего пять художественных руководителей. Их портреты будто говорят – пост пожизненный. Возможно, именно это и создавало неповторимую, домашнюю атмосферу вахтанговского театра.
«Тут на Арбате жил тогда в Афанасьевском переулке не кто-нибудь, а Булгаков, тогда страшно поруганный, у которого отовсюду сняли спектакли, во МХАТе там. И вот наши уже давно умершие руководители, портреты которых вы видите – Симонов – к нему поехали, наши у него пьесу какую-то недоделанную, этого самого «Дон Кихота», взяли», — рассказывает Галина Коновалова.
Кадры спектакля Рубена Симонова 1963 года – реконструкция легендарной «Принцессы Турандот» Евгения Вахтангова, которая не была записана на пленку. Вахтангов шел к этой постановке с 1913 года, когда группа молодых актеров с ним во главе организовала собственную драматическую студию под крылом МХАТа.
В 1921-м вахтанговская труппа обосновалась по адресу: Арбат, 26. В голодном 1922-м смертельно больной режиссер поставил легкий, праздничный спектакль, который утверждал жизнь, добро и любовь. Сейчас рядом с фонтаном большая афиша – «юбилейный сезон». Первый «пришлый» худрук Римас Туминас собирается отметить 90-летие с размахом. Кстати, за прошлый сезон театр имени Вахтангова стал самым посещаемым в Москве.
Дарья Ганиева