Малые народы России: Нанайцы
Нанайцы (нан. нани, хэдзэни; кит. трад. 赫哲族, пиньинь hèzhézú; устар. гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли[3][неавторитетный источник]. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды[4]. В Китае нанайцы известны как хэчжэ (кит. упр. 赫哲族, пиньинь Hèzhé zú).
Самоназвание «низовых» (живущих ниже Найхина по течению Амура) нанайцев — «нани» — является также самоназванием ульчей. А нанайцы, проживающие выше Найхина по течению Амура, часто называют себя по-нанайски «хэдзэ(ни)», что можно перевести как «живущие ниже по течению» (видимо, по отношению к нанайцам Китая и маньчжурам) и составляет некоторый парадокс, потому что для значительной части нанайцев это сейчас как раз «верховые» нанайцы.
В генофондах двух самых крупных кланов (родовых объединений) нанайцев — бельды и самар — преобладает специфичная для Приамурья Y-хромосомная гаплогруппа N3a6. Датировки кластеров сети Y-STR гаплотипов показывают, что клан самар (1400 ± 500 лет) может быть «старше» клана бельды (800 ± 500 лет). Y-хромосомный генофонд бельды на 98% состоит из трёх гаплогрупп: N3, C2 и О. Y-хромосомный генофонд бельды на 84% состоит из гаплогруппы N3a6, на гаплогруппы О1b, С2b1a и J2a1a приходятся остальные 16% генофонда.
Три четверти представителей нанайского рода Киле относятся к Y-хромосомной гаплогруппе С-М48, доля которой в основной популяции нанайцев в четыре раза ниже (в среднем 18%). Основная часть представителей рода Киле относится к субкладу С-Z40445 (67%), а единичные представители — к субкладам С-B470 и C-B80. Преобладающая у нанайцев Y-хромосомная гаплогруппа N3a6-B479 крайне редка у представителей рода Киле — 6%.
Гольды с верховьев Уссури, фото 1870-х гг.
Первая информация о расселении коренных народов бассейна Амура появилась в России в середине XVII века, во времена походов Хабарова и других землепроходцев. По мнению историка Б. П. Полевого, дючеры, жившие в низовьях Сунгари и по Амуру в районе устьев Сунгари и Уссури, были нанайцами.
Однако более общепринятым и по сей день остаётся высказывавшееся в XIX в. мнение, что дючеры были потомками или близкими родственниками чжурчжэней, а нанайцы вероятно были известны землепроходцам как «ачаны» и «натки», и распространились в районы, прежде заселённые землепашцами-дючерами, лишь после переселения дючеров китайскими властями в глубину Маньчжурии во второй половине 1650-х годов.
Роль собаки в духовной культуре
Проведённое исследование показывает огромную роль собаки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культуре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистических позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки (суки) расценивается как женский и обладает положительными и отрицательными свойствами. Нередко этот образ является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов, что показывает его архаичность.
В шаманстве наиболее значительным представляется сверхъестественный образ собаки помощника и покровителя шамана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая работа потерянной или украденной души человека.
Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла, показывает, что образ собаки имеет в своей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времён функции охранителя и защитника своего хозяина. Они отражались практически во всех проявлениях традиционной культуры: в ритуалах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах.
В целом, анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различных аспектах собаководства и, шире, культуры нанайцев, позволяет использовать её в качестве этноидентифицирующего маркера, проследить этническую гомогенность нанайского этноса.