Тайные общества

Масонство в портретах: Дезагюлье и франкмасоны (часть третья)

История масонства

Мы уже говорили ранее, что, будучи преподавателем университета, Дезагюлье снискал уважение и симпатию многих влиятельных лиц того времени. Однако особое внимание он обращал на себя как приверженец франкмасонства…

Начнём с того, что 24 июня 1717 года в лондонской таверне «Гусь и Жаркое» состоялось первое собрание масонского Ордена. На этом собрании присутствовали только четыре ложи, члены которых были выходцами из великосветских кругов и регулярно собирались в тавернах с такими благозвучными названиями, как, например, «Гусь и Жаркое» (церковный двор Собора Святого Павла), «Корона» (на Паркерс-Лейн), «Яблоко» (на Чарльз-стрит в районе Ковент-Гарден) и «Кубок и Лоза» (на Ченнел-Роу в Вестминстере).

Несмотря на то, что точная дата инициации Дезагюлье в масоны неизвестна, ясно одно: это должно было произойти до вышеупомянутого собрания (которое в анналах истории масонства обозначается также как «Первое собрание Великой Английской Ложи»).

Фактически к моменту собрания, то есть к 24 июня 1717 года, в Англии сформировалось несколько масонских лож. Капелланом одной из них – той, которая находилась в Эссексе, – в 1709 году стал доктор Джеймс Андерсон (1684-1739). Позднее, в 1721 году, он же сделался капелланом Ложи Святого Павла в Лондоне, где он и проводил службу для пресвитериан.

Свою кандидатуру на место Гранд-мастера Английской Ложи Дезагюлье представил в 1717 году, однако занял он это место несколько позже – 24 июня 1719 года. Первым Гранд-мастером был Энтони Сэйер (1717-1718), а вторым и четвёртым – Джордж Пэйн (1718-1719; 1720-1721), по распоряжению которого документы Ложи тщательно архивировались. Дезагюлье же стал третьим Великим Магистром и последним простолюдином, которому довелось носить столь высокий масонский чин.

(Члены Великой Английской Ложи)

Как известно из истории франкмасонства, пожар, вспыхнувший в 1722 году от рук некоторых членов Ложи, усомнившихся в том, что содержание важных архивных документов Ордена не станет достоянием посторонних лиц, уничтожил результаты кропотливого труда Джорджа Пэйна. Поэтому в 1723 году в качестве Заместителя Великого Магистра Дезагюлье принял решение строго охранять протоколы масонских совещаний и прочие секретные исторические материалы.

Здесь же надо сказать, что своей деятельностью Дезагюлье внёс огромный вклад в формирование спекулятивного духа Ордена и в создание масонского Братства как такового. Ведь именно при нём те из масонов, которые прежде пренебрегали своими обязанностями, возобновили работу в Ложе. Помимо этого, в масоны были приняты многие аристократы.

Масонство в портретах

(Здесь изображён официальный герб Великой Английской ложи).

После Джорджа Пэйна (1720-1721) должность Великого Магистра перешла к королевской семье и дворянам. Так, в 1721 году пятым Гранд-мастером Ложи стал герцог Джон Монтегю, а в 1722 году его сменил на посту герцог Филипп Уортон. Тем не менее, фактически Ложей управлял Заместитель Великого Магистра, и Дезагюлье трижды избирался на этот пост: в 1723 году герцогом Уортоном, затем в том же году графом де Далкейфом и в 1725 году лордом Пэйсли.

(портрет герцога Уортона)

В период с 1723 по 1745 год имя Жана Дезагюлье часто упоминается в протоколах совещаний Великой Английской Ложи. Согласно документам, Дезагюлье был членом следующих лож: «Гусь и Жаркое», «Старый рог», «Медведь и Борона», «Университетская Ложа», «Храм Соломона».

Прикладывая все силы к тому, чтобы в основе молодой организации действительно лежали идеи толерантности и Единого Братства, Дезагюлье создал масонскую кассу взаимопомощи и первый благотворительный фонд Великой Английской Ложи.

Кстати, понятие толерантности восходит к «Теолого-политическому трактату» Спинозы и подразумевает равенство индивидуумов, живущих в многоконфессиональном обществе. А по мнению Джона Локка, оно применимо также и к политической сфере. Ведь недаром в своих «Письмах о толерантности» и «Трактате о гражданском воспитании» Локк предлагает парламентскую демократию в качестве средства борьбы с абсолютной монархией. При этом он утверждает, что человек должен обладать личностными правами, чтобы на законных основаниях следовать своим индивидуальным интересам.

(портрет Спинозы)

(портрет Джона Локка)

Конституция франкмасонов

Начиная с 1721 года, по просьбе герцога Монтэгю, Дезагюлье вместе Джеймсом Андерсоном взялись за составление Конституции франкмасонов. (В этой Конституции упоминались лишь два градуса (чина) посвящения – градус Магистра был утверждён чуть позже, в 1725 году).

Заметим, что сам по себе термин «конституция» в масонских кругах был отнюдь не новым. К примеру, так лондонские оперативные масоны называли копию манускрипта «Старого Указания», или «Старых обязанностей», где описывалось всё, чем занимались масоны на протяжении столетий.

В своей Конституции Андерсон объединил «Старые обязанности» с «Готическими документами», представляющими собой свод материалов, заимствованных масонами из других традиций. По завершении работы Андерсон заявил, что сжёг часть «Готических документов». Разумеется, это вызвало недовольство со стороны старых (основных) Лож Лондона, Йорка и Вестминстера – их члены решили «отколоться» от Великой Английской Ложи, дабы продолжать следовать традициям античных каменщиков.

Итак, благодаря деятельности Андерсона в 1723 году появилась Конституция, повлекшая за собой раскол между спекулятивными и оперативными масонами. В том же году в масонских кругах под влиянием Дезагюлье Библия была признана «Книгой Священного Закона» и заменила «Старые обязанности», на которых прежде произносились клятвы.

Выдержка из протокола заседания Великой Английской Ложи, датированная 24 июня 1723 года.

Утверждение Конституции Андерсона. Оригинал хранится в лондонском архиве Великой Английской Ложи.

Конституция масонства

Первоначально Конституция Андерсона называлась «Конституцией Роберта» (по имени императора). Она была представлена в Ложу на рассмотрение 25 марта 1722 года, но опубликовалась лишь 17 января 1723 года. Её полное название звучало тогда следующим образом: «Старая Конституция, принадлежащая старому и почтенному Ордену вольных и принятых масонов». Теперь же она известна нам как «Английская Конституция» или как «Конституция Андерсона».

(отрывок из «Старых обязанностей»)

«… Итак, теперь вам надлежит следовать Религии, приводящей к согласию всех людей и в то же время позволяющей каждому из Братьев придерживаться собственных устремлений. От вас требуется лишь быть добродетельными и преданными и не поступаться честью и порядочностью. В остальном вы вольны различаться – именами, религиозной принадлежностью* и побуждениями. Ибо все эти различия объединены великим Заветом Ноя, которого вполне достаточно, чтобы поддерживать связь между членами Ложи.

Таким образом, в центре масонства стоит Объединение, то есть счастливое средство для установления верной дружбы между Братьями, находящими вдали друг от друга…» (перевод с немецкого языка Ирины Егоровой)

*Скорее всего, подразумевается изначальная принадлежность Братьев.

Автор статьи Ирина Егорова (aka SILIKUS)

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply