Мифы Древнего Египта и Древней Греции
Беседа журналиста Лазаря Моделя с писательницей Ириной Егоровой.
Л.М.– Ирина, вы – автор нескольких книг и целого ряда статей по научно- популярной проблематике. Но сегодня мне хотелось бы поговорить с вами как рядовому читателю о двух ваших произведениях – романе «Тайный архив Исаака Ньютона», написанного в жанре исторической (где-то даже научной) прозы, и Вашем переводе книги Михаэля Майера «Тайное Тайных».
И.Е. – С удовольствием побеседую.
Л.М. – Мы с вами не раз говорили о сюжете романа «Тайного архива», но в статье о тайном архиве и в романе он несколько разнится. Чем это объяснить?
И.Е.– Тут нет никакого противоречия. Это просто две немного отличающиеся друг от друга версии одной истории. В обоих случаях информацию я получала от компетентных лиц, имеющих непосредственный доступ к документальным свидетельствам, в которых зафиксированы многие из описанных мною фактов.
Л. М. – Сейчас появилась информация, что архив Ньютона найден. Тогда вы оказались правы, что он был спрятан…
И. Е. – Честно говоря, я не уверена, что обнаруженные в недавнем прошлом
бумаги действительно те самые записи Ньютона. Однако я убеждена, что какое-то отношение они и в самом деле к «тайному архиву» имеют.
Л. М. – В своей книге «Тайный архив Исаака Ньютона» вы пишите о том, что Ньютон обладал знаниями не только земной, но и космической физики. Мне, как эзотерику, это показалось особенно интересным.
И. Е. – Да, это правда так. В ходе долгой и кропотливой работы я нашла малоизвестные источники, относящиеся к прошлым векам, откуда вытекает, что Ньютон занимался не только классической физикой. Как и многие алхимики Средневековья, Ньютону было не чужда идея о Первичной Материи и о Субъекте (веществе), который, в зависимости от обстоятельств, может менять форму, цвет и свойства. Неудивительно, что в библиотеке Ньютона была и книга Майера, увлекавшегося проблемами Духовной Физики и Химии. И, кстати, вот как о том самом Субъекте (веществе) пишет Майер: «Один и тот же Субъект может быть наделён многочисленными и разнообразными силами и свойствами, поэтому он может служить разным целям, по-разному действовать и проявлять себя, и поэтому его характеристики управляются разными интенциями».
Л. М. – Складывается впечатление, что речь идёт о «живой» материи. И если таким неожиданным образом отнести Ньютона к своего рода алхимикам, то понятно, почему вы занялись переводом книги Майера, который уж точно был «алхимиком», хотя от этого и открещивался.
И. Е. – Нет, я занялась Майером не только из-за этого. Собственно, мой взгляд почему-то приковало само название книги – «Тайное Тайных» (Arcana Arcanissima), упомянутое в знаменитом труде В. Карцева о жизни Ньютона. Тогда я ещё понятия не имела, кто является автором Arcana Arcanissima и о чём этот трактат.
Л. М. – Однако я полагаю, что большинство россиян о Михаэле Майере ничего не знают…
И. Е. – На самом деле, это была интереснейшая личность. Майер родился в середине 16-го века в Германии и, судя по имени – Михаэль Майер Гольштинский, – являлся младшим сыном герцога. (Об этом также упоминается в некоторых англоязычных источниках). Повзрослев, он учился в Италии и Швейцарии, чтобы потом защитить звание доктора философии и практиковать медицину при дворе Рудольфа Второго.
Вообще Майер считал себя в первую очередь врачом, что он неоднократно подчёркивает в «Тайном Тайных». И кажется, что именно врачебная наука подтолкнула его к изучению тонких материй и метафизических процессов, лежащих в основе мироустройства…
Л. М. – Если быть откровенным, когда я читал Майера, во мне словно наблюдалось раздвоение двух начал. Книга очень интересная, нравилась, но читать её было непросто, ведь мы со школьной скамьи привыкли совершенно к другой интерпретации многих исторических фактов.
И. Е. – Бесспорно, читать «Тайное Тайных» сложно, поскольку в данном случае чтение предполагает напряжённый умственный труд. Плюс к тому в школе мы получали совсем иное представление о греках и египтянах. Собственно, нам почти ничего не рассказывали о становлении и развитии их культуры, а также о культурном взаимопроникновении древних народов, тогда как у Майера всё рассматривается через призму преемственности.
Л. М. – Произведение Майера не просто интересно, оно очень добротно написано и содержит море разной информации, взятой практически из первоисточников, что особенно ценно. Тем не менее в рассуждениях самого Майера зачастую прослеживаются противоречия. С одной стороны, он подробно описывает язычество, мифы древнего Египта, расшифровывает тайны арканов, останавливается на мистериях. С другой стороны, он периодически выступает в роли праведного христианина, говоря, что египтяне ничего не знали об истинном едином боге.
И. Е. – А как могло быть иначе? Майер ведь жил в эпоху активно действующей Инквизиции. Впрочем, не думаю, что он кривил душой, называя себя христианином. Просто он вообще не считал языческих божеств божествами, а полагал, что они являются сложными символами, служившими жрецам и древним философам для аллегорического изображения некоторых процессов. Что же касается того, что он противопоставляет Истинную Химию Алхимии, то здесь он действительно пишет в угоду тогдашних представителей церкви. В нашем же современном понимании он имеет в виду именно высшую ипостась Алхимии.
Л. М. – Лично я, как эзотерик, не согласен с выводами самого Майера относительно мифов. Я уверен, что многие упомянутые в мифах факты не вымысел и не отголоски мистерий, а реальные события, произошедшие в далёком прошлом. Другое дело, что до наших дней дошло слишком мало сведений о том времени, следовательно, мы по-прежнему мало знаем о древних цивилизациях.
И. Е. – Конечно, здесь каждый волен решать, соглашаться ему с автором книги или нет. Но на мой взгляд, высказанное им по поводу мифов по меньшей мере заслуживает внимательного рассмотрения.
Л. М. – В книге Майера мне особенно запомнилось место, где он, рассказывая о пирамидах, говорит, что если бы их египтяне строили известным способом, то должны были бы сохраниться следы насыпей, а насыпей-то и нет, что является непонятной загадкой.
И. Е.– Да, отсутствие насыпей – одна из тайн Древнего Египта, и об этом сейчас иногда говорят по телевидению. Однако у Майера рассказывается ещё очень много чего любопытного относительно быта и парадоксов Древнего мира.
Л. М. – Моё внимание привлекло также место, где Майер повествует о золоте как о некоем живительном металле, испускающим «особую» энергию…
И. Е. – Говоря точнее, весь трактат Майера связан с чудодейственными силами золота, а точнее, Золотого Лекарства для Души и Тела. В самом деле, Майер постоянно возвращается к понятию золота, но это понятие он рассматривает совершенно в непривычном для нас ракурсе.
Л. М. – Насколько я знаю, есть ещё несколько непереведенных частей книги Майера?
И. Е. – Да, я перевала пока только треть.
Л. М. – И, наверное, читатели захотят узнать, будет ли продолжение?
И. Е. – Пока затрудняюсь сказать, ведь проделанная работа заняла у меня 6 лет. К сожалению, я могу заниматься любимым дело лишь по ночам и в часы досуга.
Л. М. – Что же, удачи Вам!
И. Е. – Спасибо!
По вопросам приобретения книги обращаться по адресу: almodel@yandex.ru