Мин сине бик яратам часть 4
Конечно, понимание вопроса национальности у социологов, историков, археологов, палеонтологов и других учёных – разное. Не будем перебирать все, а выделим следующие.
Народ (народность) – предполагает некий новый, образовавшийся в древности род. Это люди, объединенные в далёком прошлом общей территорией, языком, условиями жизни и ведением хозяйства. Естественно возникают какие-то общие обычаи, обряды, вероисповедание и т. д. Но всё это позднее, а поначалу просто биологическая близость людей племени.
Национальность правильнее определять как нацию. Где нация – уже народ (может внутри государства, а может, и нет), характеризующийся своей общей историей развития, этносом, культурой. Нация здесь – больше политико-социальное определение и может включать в себя несколько народностей.
И если в отношении многих народов, народностей, национальностей России, есть о чём поговорить, поспорить до хрипоты, до желания «разорвать» друг друга части или применить другие, исключительно физические, меры воздействия, то в отношении татар и татарского народа всё усугубляется татаро-монгольским игом, когда на обывательском уровне принято считать, что Русь была под татарами чуть ли не триста лет, а следовательно, в крови каждого русского (еврея, украинца, белоруса или кого-то ещё) теоретически может быть кровинка татарина, хотя об этом не принято говорить и даже вспоминать.
Однако, всё эти досужие разговоры, которые далеко не всегда имеют под собой почву, по крайней мере, реальную, насущную, историческую.
Начнём с того, что отождествлять татар с монголами, как это принято при разговоре о татаро-монгольском иге, совершенно неправильно.
«А все дело в том, – пишет доктор филологических наук А.Г. Каримуллин, – что история этнонима «татары» совсем иная, чем история народа». Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение «гора», а «ар» – «жителя».
Понятно, что в истории татарского народа и всей России наиболее интересным и значимым является длительный период татаро-монгольского ига. Об этом говорили на обывательском уровня люди в советские времена, говорят и сегодня. Об этом до сих пор спорят разные учёные, начиная с историков и кончая археологами.
Однако самое любопытное, что мнения тут далеко неоднозначны. Целый ряд серьёзных исследователей считают, например, что ига, как такового, в общепринятом понимании не было. Было другое: Русь того времени не имела своего войска, не могла себя по-настоящему защитить, и она «крышевалась» хорошо обученным, военизированным, развитым по тем временам народом, за что и платила «дань».
Спор о том времени невольно повлёк за собой другой спор – в отношении «знаковых» людей России: кем они были по происхождению, имели ли отношение к татарскому народу или нет?
Так, например, и ныне не смолкает дискуссия на тему, имела ли отношение к татарам известнейшая поэтесса Анна Ахматова.
Но вот, что пишет она сама:
«Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой, её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь стать русским поэтом, я сделала своим литературным именем».
А вот строчки её стихотворения:
Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
Впрочем, дальше не стоит вдаваться в исследовательскую дискуссию, тон которой, порой, к сожалению, становится несколько напряжённым.