Ольга Иорданская: Кто первый открыл в Москве кабак. Музей медовуши в Коломне
В дореволюционной литературе было распространено мнение, что кабак как питейное заведение впервые появляется при Иване Грозном, на острове Балчуг. А до этого ханы татарские продажу и употребление крепких спиртных напитков запретили. В 1552 году впервые на Руси в Москве для опричников был построен кабак. Кабак находился между Москворецким и Чугунным мостами. Вино в кабаке не продавалось, опричники в нем пили бесплатно. А вот уже после опричнины вино стали продавать за деньги. Сейчас многие считают, что это не более чем легенда.
Так по воспоминаниям Генриха Штадена он обогатился в России как раз на продаже меда, вина, водки. Немец-опричник рассказывает и о других тайных кабаках (корчмах). Частная виноторговля правительством преследовалась.
Народу продажа крепких спиртных напитков не понравилась, во-первых опричники устраивали буйства в кабаке, а во-вторых народ привык пить квас и мед. Хлебное вино было новым и непонятным напитком.
Уже сын Ивана Грозного Федор Иоанович запрещает кабаки и приказывает их уничтожить. При Борисе Годунове продажу меда, вина, пива отдают на откуп частным лицам для пополнения казны. Хотя народ и роптал, но уже не так.
При царе Алексее Михайловиче уже в каждом городе было по кабаку, а в Москве три, но на самом деле больше. Видимо народ уже вошел во вкус, что нашему посольству в 1667 году было в диковинку, когда на улицах Мадрида они не увидели пьяных.
Петр I продажу водки возложил на Ратуши, и таким образом увеличил доход в казну. Водка раньше называлась вином и делали ее из пшеницы, ячменя и ржи. Делилась водка на три сорта: вино простое, иногда вино доброе, вино боярское и высший сорт вино двойное. Была водка и пряная и сладкая на патоке, на различных травах и ягодах. Пили за обедом. Особенно увеличилось пьянство при Петре I.
Обычно тост начинался за царя, потом за царицу, потом за патриарха, за каждую царскую фамилию, непобедимое оружие и затем каждого из присутствующих. При Петре первый тост пили о призвании милости Божьей, а второй за благоденствие флота. Причем не допить кубок считалось оскорблением. Можно сказать, что со времен Петра водка стала неизменным спутником пира, похорон, свадьбы, драки, мировой сделки и просто задушевной беседы.
В старину кабаки назывались кружалами, от слова кружка. Кабак это простонародное название. В 1626 году в Москве было только 25 кабаков, в 1775 -151, в 1866 -1248.
Одно время на кабаках были гербы, флаги, еще пока бесплатные игры, даже елки ставили, а затем оставили только названия. Вот названия старинных кабаков: «Варгуниха», «Истерия», «Хива» ( название от малороссийского хиба), «Наливки», «Ленивка», «Агашка», «Заверняйка», «Красилка», «Щипунец», «Татьянка», «Плющиха», «Неугасимый». Многие названия происходят от места расположения. «Неугасимый» находился за собором Василия Блаженного, под горой, в нем не было дневного света, только ночники, и там сбывали краденое, лица никогда не было видно.
Знать пила дома, например, сохранилось воспоминание о князе Ромодановском, всякий кто к нему приходил независимо от сословия, перед поклоном должны были осушить кубок вина, приправленного перцем. Вино на золотом блюде подносил медведь. Плохо было тому кто отказывался. Медведь вцеплялся в него пока тот не выпьет кубок до дна.
Известен был в свое время напиток «Ерофеич», кто его изобрел точно неизвестно, так как было два мужика Ерофеича, кто претендовал на изобретение. Фунт трав для «Ерофеича» стоил 10 рублей, но рецепт был утрачен.
А до водки на Руси пили мед. И об этом хорошо рассказывают в музее Коломны о сортах, видах меда и культуре пития.
Меда были вареные и ставленные. Названия тоже носили самые разнообразные: белый мед, простой мед, обарный, пресный, ягодный и тд. Обарный мед варили с водой и хмелем, затем остужали и бросали туда ржаной хлеб, патоку, дрожжи, давали скиснуть и разливали по бочкам. Боярский мед отличался тем, что туда добавляли в 6 раз больше меда чем воды и так же дрожжи. Ягодный мед варили ягоды с медом, пока ягоды не станут как пюре, затем эту смесь вливали в готовый сваренный мед. Ставленные меды делали по типу кваса но с хмелем. Мед ставленный был столь крепок, что сбивал с ног.
Все путешественники пробовавшие меда в далекой Московии признавали достоинство нашего меда и восхваляли его в своих странах.
Под прохладными сводами музея гостей встречает ключница. Она и рассказывает о истории пития и приготовлении меда и пчеловодства.
А наверху гостям показывают как готовят сбитень и гости сами в этом участвуют. А затем можно попробовать сбитень с коврижкой. Все виды медовухи, про которые рассказывают пробовать не дают:)
Мед как и вино был выдержанным и молодым. Мед запечатывали в бочки и смолили, мог он вызревать несколько лет. Медовуху тоже дают попробовать немного, но не все сорта. Если вы ценитель меда можно угадать, что это за мед. Несмотря на обилие сейчас медов, я всегда отдаю предпочтение гречишному. После дегустации и мастер класса можно и дома готовить сбитень, очень он полезный зимой.
Внутренняя обстановка кабака была очень аскетична, а внешне — это обычная городская усадьба. Кабак оживлялся скоморохами, медведями, пели непристойные песни. Пропивали даже свою исподнюю одежду. Иногда пили запрещенный табак. До Петра Первого табак не курили, а пили, доставляли его в Москву из Европы, Турции, Персии. Но употребление табака жестоко преследовалось, выдирали ноздри, били кнутом, резали носы и ссылали. Поэтому «курили» табак в тайных корчмах.
Зернь тоже была запрещена, но иногда ее отдавали на откуп. Под Троицким мостом археологи нашли сумку-калиту, украшенную аппликацией, внутри шестигранный кубик с точками и острый стальной стилет. Владелец сумки был типичным «вором», в спорах за игорным столом мог в дело пустить оружие. Место где проходила игра называлось майданом от арабского мейдан. Владелец игорных заведений назывался майданщиком. Впоследствии под майданщиками стали понимать тех кто содержал притоны и подпольно торговал водкой. И хотя зернь преследовалась по закону были целые зерновые избы. Среди откупщиков встречались служивые люди и даже воеводы, что уже было преступлением. Там где зернь, там и водка, там и «блудные жены».
Только в кабаке возможен был разговор о царской семье, у многих развязывались языки, выплескивалась стихия протеста через драку. Политика борьбы с пьянством тоже была. Вытрезвитель был тюрьмой за Варварскими воротами, называли ее «Бражник». Стоглавый собор в 1551 году не решился запретить употребление спиртного даже монахам. Иноки должны пить умеренно только по три чаши в день, фряских вин не пить. Епитимья за пьянство 5-7 суток поста.
В сочинениях иностранцев описание русского пьянства было повсеместным, эти описания можно было бы принять за злонамеренное стремление очернить Россию и русских, если бы не челобитные царю, многочисленные увещевания духовенства. Вопрос «Упился без памяти?» был стандартным.
Хотя все описанное выше, скорее касалось городов, деревня сохраняла патриархальный быт, где пьянство не поощрялось.