Личности

Ольга Иорданская: Кто первый открыл в Москве кабак. Музей медовуши в Коломне

В дореволюционной литературе было распространено мнение, что кабак как питейное заведение впервые появляется при Иване Грозном, на острове Балчуг. А до этого ханы татарские продажу и употребление крепких спиртных напитков запретили. В 1552 году впервые на Руси в Москве для опричников был построен кабак. Кабак находился между Москворецким и Чугунным мостами. Вино в кабаке не продавалось, опричники в нем пили бесплатно. А вот уже после опричнины вино стали продавать за деньги. Сейчас многие считают, что это не более чем легенда.

Так по воспоминаниям Генриха Штадена он обогатился в России как раз на продаже меда, вина, водки. Немец-опричник рассказывает и о других тайных кабаках (корчмах). Частная виноторговля правительством преследовалась.

Народу продажа крепких спиртных напитков не понравилась, во-первых опричники устраивали буйства в кабаке, а во-вторых народ привык пить квас и мед. Хлебное вино было новым и непонятным напитком.

Уже сын Ивана Грозного Федор Иоанович запрещает кабаки и приказывает их уничтожить. При Борисе Годунове продажу меда, вина, пива отдают на откуп частным лицам для пополнения казны. Хотя народ и роптал, но уже не так.

При царе Алексее Михайловиче уже в каждом городе было по кабаку, а в Москве три, но на самом деле больше. Видимо народ уже вошел во вкус, что нашему посольству в 1667 году было в диковинку, когда на улицах Мадрида они не увидели пьяных.

Петр I продажу водки возложил на Ратуши, и таким образом увеличил доход в казну. Водка раньше называлась вином и делали ее из пшеницы, ячменя и ржи. Делилась водка на три сорта: вино простое, иногда вино доброе, вино боярское и высший сорт вино двойное. Была водка и пряная и сладкая на патоке, на различных травах и ягодах. Пили за обедом. Особенно увеличилось пьянство при Петре I.

Обычно тост начинался за царя, потом за царицу, потом за патриарха, за каждую царскую фамилию, непобедимое оружие и затем каждого из присутствующих. При Петре первый тост пили о призвании милости Божьей, а второй за благоденствие флота. Причем не допить кубок считалось оскорблением. Можно сказать, что со времен Петра водка стала неизменным спутником пира, похорон, свадьбы, драки, мировой сделки и просто задушевной беседы.

В старину кабаки назывались кружалами, от слова кружка. Кабак это простонародное название. В 1626 году в Москве было только 25 кабаков, в 1775 -151, в 1866 -1248.

Одно время на кабаках были гербы, флаги, еще пока бесплатные игры, даже елки ставили, а затем оставили только названия. Вот названия старинных кабаков: «Варгуниха», «Истерия», «Хива» ( название от малороссийского хиба), «Наливки», «Ленивка», «Агашка», «Заверняйка», «Красилка», «Щипунец», «Татьянка», «Плющиха», «Неугасимый». Многие названия происходят от места расположения. «Неугасимый» находился за собором Василия Блаженного, под горой, в нем не было дневного света, только ночники, и там сбывали краденое, лица никогда не было видно.

Знать пила дома, например, сохранилось воспоминание о князе Ромодановском, всякий кто к нему приходил независимо от сословия, перед поклоном должны были осушить кубок вина, приправленного перцем. Вино на золотом блюде подносил медведь. Плохо было тому кто отказывался. Медведь вцеплялся в него пока тот не выпьет кубок до дна.

Известен был в свое время напиток «Ерофеич», кто его изобрел точно неизвестно, так как было два мужика Ерофеича, кто претендовал на изобретение. Фунт трав для «Ерофеича» стоил 10 рублей, но рецепт был утрачен.

А до водки на Руси пили мед. И об этом хорошо рассказывают в музее Коломны о сортах, видах меда и культуре пития.

Меда были вареные и ставленные. Названия тоже носили самые разнообразные: белый мед, простой мед, обарный, пресный, ягодный и тд. Обарный мед варили с водой и хмелем, затем остужали и бросали туда ржаной хлеб, патоку, дрожжи, давали скиснуть и разливали по бочкам. Боярский мед отличался тем, что туда добавляли в 6 раз больше меда чем воды и так же дрожжи. Ягодный мед варили ягоды с медом, пока ягоды не станут как пюре, затем эту смесь вливали в готовый сваренный мед. Ставленные меды делали по типу кваса но с хмелем. Мед ставленный был столь крепок, что сбивал с ног.

Все путешественники пробовавшие меда в далекой Московии признавали достоинство нашего меда и восхваляли его в своих странах.

Под прохладными сводами музея гостей встречает ключница. Она и рассказывает о истории пития и приготовлении меда и пчеловодства.

А наверху гостям показывают как готовят сбитень и гости сами в этом участвуют. А затем можно попробовать сбитень с коврижкой. Все виды медовухи, про которые рассказывают пробовать не дают:)

Мед как и вино был выдержанным и молодым. Мед запечатывали в бочки и смолили, мог он вызревать несколько лет. Медовуху тоже дают попробовать немного, но не все сорта. Если вы ценитель меда можно угадать, что это за мед. Несмотря на обилие сейчас медов, я всегда отдаю предпочтение гречишному. После дегустации и мастер класса можно и дома готовить сбитень, очень он полезный зимой.

Внутренняя обстановка кабака была очень аскетична, а внешне — это обычная городская усадьба. Кабак оживлялся скоморохами, медведями, пели непристойные песни. Пропивали даже свою исподнюю одежду. Иногда пили запрещенный табак. До Петра Первого табак не курили, а пили, доставляли его в Москву из Европы, Турции, Персии. Но употребление табака жестоко преследовалось, выдирали ноздри, били кнутом, резали носы и ссылали. Поэтому «курили» табак в тайных корчмах.

Зернь тоже была запрещена, но иногда ее отдавали на откуп. Под Троицким мостом археологи нашли сумку-калиту, украшенную аппликацией, внутри шестигранный кубик с точками и острый стальной стилет. Владелец сумки был типичным «вором», в спорах за игорным столом мог в дело пустить оружие. Место где проходила игра называлось майданом от арабского мейдан. Владелец игорных заведений назывался майданщиком. Впоследствии под майданщиками стали понимать тех кто содержал притоны и подпольно торговал водкой. И хотя зернь преследовалась по закону были целые зерновые избы. Среди откупщиков встречались служивые люди и даже воеводы, что уже было преступлением. Там где зернь, там и водка, там и «блудные жены».

Только в кабаке возможен был разговор о царской семье, у многих развязывались языки, выплескивалась стихия протеста через драку. Политика борьбы с пьянством тоже была. Вытрезвитель был тюрьмой за Варварскими воротами, называли ее «Бражник». Стоглавый собор в 1551 году не решился запретить употребление спиртного даже монахам. Иноки должны пить умеренно только по три чаши в день, фряских вин не пить. Епитимья за пьянство 5-7 суток поста.

В сочинениях иностранцев описание русского пьянства было повсеместным, эти описания можно было бы принять за злонамеренное стремление очернить Россию и русских, если бы не челобитные царю, многочисленные увещевания духовенства. Вопрос «Упился без памяти?» был стандартным.

Хотя все описанное выше, скорее касалось городов, деревня сохраняла патриархальный быт, где пьянство не поощрялось.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply