Рубенс: история жизни («Роскошный пир для очей»)
Город Антверпен, обязанный славой своей Рубенсу и блистательной плеяде его последователей, в этот юбилейный год открывает выставки, воскрешающие век Рубенса, его историю, культуру, и. конечно, демонстрирует произведения самого художника Участники выставок—самые знаменитые музеи мира, в том числе Государственный Эрмитаж, хранящий значительное число картин Рубенса.
В Антверпене до сих пор сохранился дом Рубенса, построенный по проекту художника и под его наблюдением. Это маленький дворец, в котором мастерская с огромными окнами и комнаты, где художник держал свои коллекции картин, скульптур, медалей.
Хранят память о великом антверпенце и старый готический собор, церкви и музеи. И до сих пор в Синт Якобскерк (церковь Святого Иакова) над могилой художника висит картина, которую он в завещании сам предназначил для этой цели.
Отец Рубенса был юристом, советником антверпенского магистрата. Но после введения в 1567 году в страну испанских войск, когда начался жестокий террор, установленный герцогом Альбой, Ян Рубенс бежал в Кельн. Семья вернулась на родину уже после его смерти. В изгнании, в городе Зиген в 1577 году и родился будущий великий художник. В 1591 году он начал обучение в мастерских антверпенских живописцев,— Верхахта, А. ван Ноорта и О. ван Веена. В 1598 году Петер Пауль стал свободным художником. Через два года Рубенс отправился в Италию. Восемь лет, прожитые здесь, принесли молодому художнику известность. Он работал в Риме, Генуе и Мантуе, серьезно изучая творчество таких великих предшественников, как Леонардо. Микеланджело, Тициан. Из современных итальянских мастеров больше других его интересовал Караваджо.
Вернувшись в Антверпен осенью 1608 года. Рубенс увидел, по образному выражению одного из современников, «большой город—большую пустыню». В результате многолетней войны с Испанией и Голландией Антверпен разорен, обескровлен. Но весной 1609 года было объявлено перемирие, продлившееся 12 лет. И Фландрия наконец смогла вздохнуть свободно. Рубенс отразил в своем искусстве это счастье мирного бытия.
Гений Рубенса—гений универсальный блестящий живописец, человек к тому же литературно одаренный, он сочетал свои пристрастия с глубоким интересом к Философии, мифологии, истории. археологии, физике. Он владел несколькими языками и был человеком широкого политического кругозора… Современники отмечали глубину и живость его ума, необыкновенное обаяние личности. Не потому ли Рубенс стал одним из известных дипломатов своей эпохи?
Не случайно король Испании Испании Филипп IV сделал его дворянином и секретарём тайного совета, а Карл I Стюарт возвёл в звание рыцаря. Но дипломатическая карьер не смогла заслонить главной цели жизни художника. Даже в период наибольшего увлечения своей дипломатической деятельностью Рубенс создал несколько полотен, содержащих призыв к миру в Европе, и среди них такую известную картину, как «Последствия войны».
Будучи придворным живописцем правителей — наместников Испании, живших в Брюсселе, он предпочел обосноваться в Антверпене. Свободолюбивый и независимый художник пожелал жить вдали от венценосных владык. В одном из писем он признается: «…я задыхаюсь при… дворе…»
Не многим, даже великим художникам, свойственна такая широта и масштабность мировосприятия, которая была присуща Рубенсу. Он стремился воссоздать стихийную мощь, необузданную власть природы и вместе с тем был способен увлечься мягкой грацией юной матери, играющей со своим младенцем. Он любил труд, землю, народ Фландрии. О быстроте, с которой он создавал свои полотна, складывались легенды, недалекие, впрочем, от истины. Известно, например, что картина «Поклонение волхвов», хранящаяся в Антверпенском музее. была написана за одиннадцать дней.
Когда обилие заказов и нетерпение знатных заказчиков заставляли его особенно торопиться, он поручал исполнение отдельных Частей картины своим ученикам. Помогали г ему и известные молодые мастера—Иордане, Ван Дейк, Сайдерс. Этот достаточно распространенный метод работы он перенял у итальянских и антверпенских живописцев XVI века.
Осенью 1609 года художник женился на Изабелле Брант. Автопортрет с молодой женой принадлежит к лучшим его созданиям. Молодые люди изображены в саду около куста жимолости. Их лица напоены счастьем, а движения полны естественной простоты. Но куда больше, чем ощущение счастья, в фигуре самого художника бросается в глаза гордое сознание свободы и уверенности, которые всегда были присущи Рубенсу. В этой работе художник великолепно передает нежную мягкость кожи, блеск глаз, фактуру ткани… И в то же время композиционное и цветовое решение полотна, как, впрочем, всегда у Рубенса зрелищно-декоративно. Портрет во многих деталях отвечает принципам парадности изображения, хотя автор и вводит в него настроение интимности и камерности.
Спустя 16 лет после женитьбы художник в одном из своих писем с болью напишет: «Я потерял превосходную подругу… Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду». За три года до этого события Рубенс пережил другую смерть — двенадцатилетней дочери Клары-Сарены.
Однако Рубенс был не только мужественным, но и жизнелюбивым человеком , и искусство его, несмотря на потрясения и болезни, всегда было проникнуто призывом к наслаждению земными благами.
Рубенсу было свойственно восхищение женщиной, то исполненной одухотворенной красоты и чарующей, пленительной нежности, то здоровой, чувственной силы. Жена, мать, возлюбленная то и дело возникают на его полотнах. Любил художник изображать и детей — они всюду в его произведениях — ласковые, смеющиеся крепыши.
Одна из лучших работ Рубенса называется «Гирлянда фруктов» — несколько ребятишек тащат на себе фрукты. Налитый соком виноград, вишни, персики соперничают со свежестью румяных лиц, яркостью их
сияющих глаз.
Тематика картин Рубенса чрезвычайно разнообразна. Он пишет исторические, религиозные, мифические композиции, работает в жанре портрета, пейзажа, бытовых сцен, своим смелым, жизнеутверждающим искусством бросая вызов распространенному тогда ханжеству и лицемерию.
Любит он и темы охоты. Ему не стоит ни малейшего труда изобразить человеческую фигуру или тело животного в самом сложном движении, ракурсе, полете, падении. В этом помогает ему блестящее знание анатомии, строения человеческого тела. Здесь С ним могут соперничать разве только Дюрер и Леонардо.
В картинах, посвященных военным действиям, он прежде всего спешит передать героический порыв, усилие, азарт, вдохновение охватывающее человека в пылу боя.
С удовольствием углубляется художник и в древнюю историю, вызывая из забвения образ Деция Муса, отдавшего жизнь ради победы своих соотечественников-римлян. Восхищение отчаянной смелостью сражающихся женщин он выразил в картине «Битва греков с амазонками».
Блистательный дар монументалиста Рубенс проявил, создав по заказу королевы Марии Медичи двадцать четыре огромных полотна, прославляющих вдовствующую правительницу Франции.
Этот цикл картин явил собой новый тип исторической живописи, где главное — не достоверное изображение событий, а высокий смысл совершившегося исторического факта. Расписывал он банкетный зал в Уайтхолле (Лондон), картоны ковров, предназначенных для французского королевского дворца, арки, которые сооружались к моменту торжественного въезда в Антверпен нового правителя кардинала-инфанта Фердинанда.К этому времени мастер был уже тяжко болен и потому не смог принять участия в торжествах, которые стали праздником и его искусства. Как известно, Фердинанд сам навестил художника в его доме. Это обстоятельство красноречивее слов говорит о том почете, которого добился Рубенс в сложном мире феодальных отношений, где личные заслуги ценились куда ниже преимуществ, дарованных знатностью и богатством.
Последнее десятилетие жизни художника было озарено новой любовью. Рубенс так объясняет причину своей второй женитьбы на девушке из бюргерского а не дворянского сословия: «Я взял дочь честынх горожан… хотя меня со всех сторон убеждали сделать выбор при дворе Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти…»
В конце жизни художник создаёт два своих едва ли не самых знаменитых полотна. На одном-полуобнаженная молодая женщина со спокойным, ясным взором, чистым и доверчивым. Это его вторая жена Елена Фоурмент. На другом— он сам, в плаще, полный чувства собственного достоинства. Таким Рубенс хотел остаться в памяти последующих поколений. Впрочем, он и впрямь был «королём живописцев», подарившим миру искусство, которое Делакруа назвал «роскошным пиром для очей».
Автор статьи: Татьяна Седова