Русская помощница американского художника
1932 год. Молодая и одинокая русская эмигрантка, уроженка Томска, Лидия Делекторская, на автобусной остановке в Ницце читает объявление, что некоему художнику по фамилии Матисс требуется ассистентка. Далёкая от живописи Лидия эту фамилию маститого к тому времени художника видит впервые. И вот она переступает порог его мастерской. Матиссу к тому времени исполняется 63 года, Лилии — 22.
Поработав несколько месяцев моделью для заказанного в Америке Матиссу грандиозного панно «Танец», Лидия покинула его мастерскую, но тут тяжело заболела жена художника Амели, и супруги вспомнили скромную, немногословную и исполнительную русскую девушку и пригласили её в качестве сиделки.
Амели не чувствовала опасности, потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки. Не нравились… До того, как в его жизни не появилась Лидия.
В какой-то момент Матиссу захотелось много и часто рисовать Лидию. Но дело было не только в этом. Оказалось, что скромная, трудолюбивая и преданная Лидия стала для Матисса всем: музой, служанкой, экономкой, утешительницей. Она стала для него просто абсолютно необходимой практически во всём. Увы, супруга этого стерпеть не могла. Амели Матисс уехала к дочери в Париж, Анри с Лидией остались вдвоём.
Насколько близки были Анри и Лидия, как мужчина и женщина? Никто и никогда об этом вслух не говорил. Да и не наше это дело. Важно то, что, благодаря Лидии, Матисс прожил долгую человеческую и творческую жизнь и был счастлив в свои последние годы. В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством.
Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом. На похороны её никто не позвал. Как сказал один из внуков художника: «Она была всего лишь наёмной работницей».
Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по «разумной», то есть по вполне рыночной цене, его рисунки.
К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей безбедную жизнь до конца дней.
Она не продала НИ ОДНОЙ вещи из этой коллекции. Она передала ВСЕ ДО ЕДИНОЙ принадлежащие ей картины Матисса в дар Эрмитажу и московскому музею имени Пушкина. В благодарность за это советское правительство отказало ей в предоставлении гражданства СССР, которое она просила. Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартирке, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью. Ещё она дружила с писателем Константином Паустовским и перевела все 11 томов его сочинений на французский язык.
В 1998 году в возрасте 87 лет Лидия Делекторская покончила с собой. Согласно её желанию, прах её покоится на обычном кладбище в Павловске.
Источник: https://www.facebook.com/groups/283098798562137/permalink/1241371049401569/