Светлана Рацевич: Из дневника дамы среднего возраста
По Петербургу с Шерлоком Холмсом.
Холмс в Петербурге.
А разве Холмс бывал в Петербурге? – спросите вы.
Представьте себе, бывал! Ведь большая часть съемок любимого многими фильма о Шерлоке Холмсе, снятая на «Ленфильме» И. Масленниковым, происходила здесь, в Питере, тогда еще Ленинграде.
Кино-прогулка с «Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном»
Ленинград, Пушкинская ул., д. 9 Уже знакомый нам по «Охоте на тигра» Кавендиш-сквер, на этот раз утопающий в летней зелени. В кадре засветился номер дома «9». Увы, эти деревья не сохранились, поэтому и летом и осенью вид выглядит одинаково. В фильме точно воспроизведен быт и обстановка старой Англии второй половины XIX века. До сих пор в истории нашего кино фильм считается одним из самых добротных по части деталей интерьера, костюмов и архитектуры. Да-да, вся эта атмосфера доброй старой Англии с ее уютными особняками, лондонские улицы и вокзалы – почти все это снято в Петербурге!!Вот об этом и будет рассказ. Начнем с Каменного острова. Каменный остров, когда-то дачная местность, теперь находится почти в центре города, рядом с Петроградской стороной.Здесь расположены некоторые особняки, которые появляются в кадре и являются исторически известными дачами и усадьбами… Серия Сокровища АгрыДача ГаусвальдаДача Гаусвальда известна не только как одно из первых зданий петербургского модерна, но и по съемкам кинофильмов. Именно перед этой дверью «авантюристка», оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями. Эпизод «Скандал в Богемии», который режиссер мастерски вплел в детективную историю о сокровищах Агры, благодаря сюжету, в котором мы впервые видим влюбленного Холмса, запоминается отчетливо.Во многих фильмах-опереттах, выпущенных на «Ленфильме», можно узнать главный фасад дома по очень характерной круглой двери. Здесь снимались эпизоды мюзикла «Дон Сезар де Базан». Именно отсюда миссис Айзенштайн (Л. Максакова) провожала в тюрьму (как ей казалось) своего супруга Генриха (Ю. Соломин) в фильме «Летучая мышь».Ленинград, Каменный остров, угол 2-й Берёзовой аллеи, д. 32 и Большой аллеи, д. 14, «Дача Е.К. Гаусвальд» Это одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн было построено в 1898 году архитекторами В. Чагиным и В. Шене для жены булочного мастера Евгении Гаусвальд. В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы здесь был санаторий-профилакторий Ленинградского Металлического завода. После особняк опустел, находясь под охраной государства. В 1990-х годах дачу купила частная компания. В настоящее время ею владеет ООО «Импульс» (Олег Дерипаска), её охраняют, но здесь никто не живёт. Прямо за калиткой, перед самым крыльцом, где Холмс впервые увидел Ирэн Адлер, уже несколько лет стоит белый контейнер, в котором находится круглосуточная охрана, выставляющая с территории любопытных и журналистов. Дом Фолленвейдера Этот стильный особняк, (известен как Теремок), построенный архитектором Мельцером в 1904–1905 гг., неоднократно притягивал внимание кинематографистов. В «Приключениях принца Флоризеля» здесь находился Клуб Самоубийц, а в «Господине оформителе» – дом Грильо… В двух шагах отсюда находится дом Ирэн Адлер. Особняк виден в некоторых кадрах.В советское время здесь тоже был санаторий, а сейчас здесь Датское консульство. Дом Бартоломью Шолто «Пондишери-Лодж»Особняк М. Э. Клейнмихель( наб. Крестовки)Особняк возведён в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером. По фильму («Сокровища Агры») здесь жил Бартоломью Шолто, брат-близнец Тадеуша Шолто. Особняк, в котором снимался эпизод поиска сокровищ, имеет ярко выраженные готические формы… Интересный факт. Генерал-адъютант, граф П. А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году, получил право по именному указу Николая I изобразить на своем гербе объятый пламенем Зимний. Этот герб можно и сегодня увидеть над входом в дом. Хотя мы туда вряд ли попадем…Сейчас это особняк Управления делами Президента РФ, именуемый Домом приемов…Особняк находится на берегу речки Крестовки, разделяющей Каменный и Крестовский острова. Первоначально, с 1836 г., здесь была дача Женьеса (руководителя и актёра французской труппы Летнего театра, расположенного рядом), арх. А. Штакеншнейдер. Последующие владельцы дачи не раз перестраивали и достраивали её. Только в 1893 г. уже имеющуюся дачу и право аренды земельного участка сроком на 90 лет (т. е. до года съёмки Фильма) приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. В 1904 г. арх. К. Прейс перестроил дом, выделив парадный вход с обширным вестибюлем. Три года спустя часть участка взяла в аренду Л. Чинизелли, дочь владельца цирка, для которой Ф. фон Постельс в 1909 г. выстроил из дерева двухэтажный особняк в стиле модерн с высокой мансардой, увенчанной башенкой. Вход в него вёл через парадный вестибюль дачи Клейнмихель. Стилистическая разноголосица стоящих рядом домов Клейнмихель и Чинизелли стала причиной ещё одной перестройки дачи графини, на этот раз в неоготическом стиле. Работы проводились в 1911–1912 гг. по проекту К. Мейбома.Стоит сказать о гербе, который можно видеть над входом в дом. В возрасте 26 лет Мария Эдуардовна вышла замуж за полковника Преображенского полка Н.П. Клейнмихеля, который через пять лет скончался. Его отец — граф, генерал-адъютант П.А. Клейнмихель за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 г., получил по именному указу Николая I право изобразить на своём гербе объятый пламенем Зимний. С начала Первой мировой войны в особняке был госпиталь, который графиня сама организовала, и сама же его финансировала. В 1918 г., перед тем как навсегда покинуть Россию, графиня закрыла ставни, заперла все двери и вывесила над входом собственноручно написанное объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». Мистификация остроумной графини помогла ей упаковать ценные вещи и без лишних хлопот выехать из страны. В 1918 г. дача была национализирована и передана Объединённому клубу домов отдыха для рабочих на Каменном острове. В 1920 г. здесь побывал Ленин, и это спасло дачу от неминуемого разрушения, так как её включили в список памятных ленинских мест и поставили под охрану государства как памятник истории. Однако, произошло это лишь более полувека спустя, и к моменту съёмок Фильма памятник сильно обветшал. В 1986–1989 гг. на даче велись ремонтные работы, после которых особняк Клейнмихель стал зелёным, а дом Чинизелли был просто уничтожен. В 1990 г. здание передали Балтийскому речному пароходству для организации в нём базы отдыха. Дом чучельника ШерманаДача П. Гозе. (на Боковой аллее)Дом чучельника Шермана по фильму. Особняк-зверинец. Сюда Ватсон был прислан сыщиком, чтобы в запутанное дело о похитителях сокровищ – человека с одной ногой и маленького босого туземца – вмешался пес по кличке Тори. Дом Шермана снаружи мы видим очень недолго (хозяин грозится спустить на Ватсона гремучих змей), только фасад с готическими окнами и стрельчатым крыльцом. В кадре использован особняк торговца Петра Гозе. Сооруженная архитектором В. Шене в 1904-1905 годах деревянная усадьба примыкала к участку Гаусвальд. Одно из строений дачи обувного торговца Петра Гозе, арх. В. Шене (по другим сведениям – Н. Прянишников). Около 1904-1905 г. Примыкал к участку Гаусвальд (Ирэн Адлер)Дом находился в глубине двора, но был отлично виден с дороги.В мае 2008 года дом был снесён. В настоящее время он построен заново по тому же проекту, но с некоторыми изменениями: в середину дома вклинился ещё один этаж. Холмс и Ватсон бегут по следам Смолла Ленинград, Каменный остров, Большая аллея, д. 22 «к», особняк В.Н. Яковенко, он же «Профессорский дом» Здание построено в 1887 году, арх. В.И. Шауб и В.В. Шауб. Кто такой / такая / такое В.Н. Яковенко – установить не удалось.В начале ХХ века здание было передано Сельскохозяйственным курсам, в советское время – Морскому колледжу. Теперь особняк принадлежит Управлению делами Президента России, как и многое другое на Каменном острове.Кстати, в соседнем доме 22, на даче Ф.И. Доливо-Добровольского, в 1834–36 гг. жил со своей семьёй А.С. Пушкин. Здесь им было написано стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Ленинград, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея Этот уголок Каменного острова теперь не узнать. Здесь построен элитный жилой комплекс. Внешне здания напоминают старинные. В состав комплекса вошли два сохранившихся дома купца Елисеева, а также прорыт заново ранее закопанный канал. Шесть зданий построены с нуля. Дом Ирэн Адлер Ленинград, Каменный остров, угол 2-й Берёзовой аллеи, д. 32 и Большой аллеи, д. 14, «Дача Е.К. Гаусвальд» А вот и окно, крайнее справа, в которое Ватсон бросил дымовую шашку. Дерево под окнами снесли примерно в 2007 году. За спинами прохожих, наблюдающих за пожаром, находится уже знакомый нам дом Фолленвейдера – он расположен по другую сторону Большого канала, по диагонали. Кэб увозит переодетого Холмса в туман, вслед за экипажами адвоката и его невесты, по 2-й Берёзовой аллее – то есть не влево от фасада дома, как показывают, а в перпендикулярном направлении. Холмс получает конверт от Ирэн Ленинград, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея, д. 34 Это место находится неподалёку от дома Ирэн Адлер. Теперь здесь новое строение, сохранившее стиль бывшей на этом месте дачи С.Н. Виноградского (Шварца). В начале XXI века первоначальный облик дачи был воссоздан по чертежам и рисункам, выполненным в конце XIX века архитектором В.А. Шене. Причал на Темзе Ленинград, Нева, Большеохтинский мост(мост Петра Великого) Мост, отдалённо напоминающий лондонский Tower bridge, заложили летом 1909 года и открыли осенью 1911 г. Проект инженера Г. Кривошеина и архитектора В. Апышкова. До сих пор ходят слухи, что одна из заклёпок моста – золотая. Лестница, по которой спускались к воде наши герои, находится со стороны Смольного. Она за эти годы совершенно не изменилась, в отличие от набережной, которая теперь вся одета в гранит, а вдоль неё проходит оживлённое шоссе. Полицейский катер идёт к докам Пока вся компания дремлет в полицейском катере, Вестминстерский дворец показывают ещё раз, но уже не настоящий, а сделанный при помощи хитроумных комбинированных съёмок. Зимой вдруг оказалось, что лондонских киноплёнок не хватило, и нужен ещё один план, а где его взять?Рисунок в чистом виде всегда расшифровывается даже на телеэкране, поэтому пришлось искать какую-то натуру, чтобы вода под мостом бежала. Для начала был снят пейзаж с Сампсониевским мостом – он вполне подошёл по архитектуре, да и от Ленфильма недалеко. Если присмотреться, у набережной виден лёд, ну да что поделать, в кино так часто бывает. Затем был сделан рисунок Вестминстерского дворца. Потом на двояковыпуклой линзе два изображения совмещались при помощи двух проекторов, установленных по обе стороны линзы, а затем снимались в две экспозиции. Сначала реальный план, закрытый каше в том месте, где должен быть рисунок, а затем он закрывался, плёнка отматывалась назад, и снимался только рисунок с закрытой каше отснятой частью.Красной линией отмечена предполагаемая граница между натурой и рисунком. Можно заметить, что отражения в воде не соответствуют очертаниям Вестминстерского дворца – это отражения зданий на набережной Большой Невки. Лондон присутствует в кадре 67 секунд А ленинградские эпизоды на реке снимались в самых разных концах города – порой преследователей и преследуемых разделяют многие километры. Не все места найдены, но всё же кое-что рассказать можно. Ленинград, ул. Красного Текстильщика, д. 12, Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова Вперемешку с лондонскими видами нам показывают всё тот же Большеохтинский мост и его окрестности,наши герои несколько раз проплыли под мостом в противоположных направлениях.На заднем плане всё время маячит вот эта самая Синопская набережная с мрачноватыми промышленными зданиями, о которых стоит сказать особо. Это Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова, он ведёт свою историю от Невской бумагопрядильной фабрики, основанной в 1833 г. Л.И. Штиглицем и специализировавшейся на производстве пряжи, в т. ч. высших сортов. Разместившаяся по соседству в 1888 г. ниточная мануфактура в конце XIX века стала собственностью английского ниточного треста, уже занимавшего лидирующее положение на рынке Западной Европы, и вскоре стала главным производителем швейных ниток в России.В 1937 г. производства объединились, и сегодня это крупнейшее в России предприятие по производству швейных ниток и единственное по изготовлению ниток для вязанья и вышивки. Кроме того, оно выпускает пряжу для тканей и трикотажа. В производственный комплекс входят 14 зданий, являющихся памятниками промышленной архитектуры. Большое здание, обращённое к Неве, которое мы видим в кадре – это самая поздняя постройка комплекса, сооружённая в 1895 г. по проекту архитектора Л.Л. Петерсона. Интересно, что три кирпичные заводские трубы носят неофициальные названия «Вера», «Надежда» и «Любовь». Трубы были необходимы для котельных, но с 1950-х годов их использовать перестали, а в 1990-х признали аварийными. В конце 2008 г. «Веру» (в кадре она справа) разобрали. В сентябре 2009 г. снесли «Надежду» (посередине). В будущем планируется разобрать и «Любовь». При этом было обещано, что трубы воссоздадут заново как памятник промышленной архитектуры, но надежды на это всё меньше, и меньше.