Таинственные памятники Лондона (Эрос, Антерос)
Древность

Таинственные памятники Лондона (Эрос, Антерос)

Таинственные памятники Лондона (Эрос, Антерос). В Лондоне, на площади Пикадилли, одном из самых посещаемых туристических мест, возвышается памятник, который официально носит название «Ангел любви к ближнему», хотя на самом деле, по замыслу скульптора, он представляет собой Антероса – брата-близнеца древнегреческого бога Эроса.

Кстати, простые англичане памятник величали и величают преимущественно Эросом…

Таинственные памятники Лондона (Эрос, Антерос)

Впрочем, как ни странно, в этом нет грубой ошибки, ведь, как указывает И. Егорова в книге «Лики забытых богов», цитируя В. Рошера, разделение Эроса на двух божеств произошло некогда лишь внутри культа гимназионов. В частности, в гимназионе Элии стояли два алтаря — Эросу и Антеросу, а местную палестру украшал рельеф, изображавший спор между двумя богами из-за пальмовой ветви…

(Из книги https://mq2.ru/ И. Егоровой «Лики забытых богов: Эрос, Протогон, Фортуна, Тутела».)

Но вернёмся к британскому Антеросу и начнём, пожалуй, с предыстории. Когда в 1885 году в Лондоне скончался прославленный филантроп Энтони Эшли-Купер, 7-й граф Шафтсбери, было принято решение увековечить память о нём двумя монументами.

Первый из них следовало поставить в Вестминстерском аббатстве, а второй – на Кембридж-Серкус, в начале Шафтсбери-авеню, которая одновременно была названа в его честь.

За мемориал в центре города взялся сэр Альберт Гилберт. Комиссия предварительно заверила Гилберта, что ему для переплавки и повторного использования будет предоставлен оружейный металл.

Однако на практике скульптор нечего от правительства не получил, что привело к значительному удорожанию памятника и выплату самим Гилбертом недостающей суммы.

Лондон

Несмотря на все сложности, Гилберту удалось сотворить один из прекраснейших образцов «Новой скульптуры». Термин «Новая скульптура» был введён английским историком литературы и искусствоведом Эдмундом Госсе.

При этом речь шла о движении, зародившемся в британской скульптуре конца 19-го века и делавшем акцент на натуралистических, динамических позах, духовных сюжетах и «идеальных» персонажах поэзии и мифологии.

Для достижения полихромного эффекта персонажи обычно отливались из бронзы или изготавливались из смеси материалов, в том числе слоновой кости и драгоценных камней. Правда, в случае с Антеросом всё было иначе: он стал первой в мире алюминиевой статуей, установленной на бронзовой основе.

Памятник, официально открытый в 1893 году, впоследствии был назван самой известной скульптурой Лондона, а его графическое изображение сделалось символическим украшением газеты Evening Standard.

Однако тогда, в конце 19-го столетия, на закате викторианской эпохи, он вызвал много критики, причём как со стороны обывателей, так и прессы.

Средства массовой информации писали о том, что из-за неудачного дизайна фонтана проходящие мимо девушки-цветочницы вечно облиты водой и вообще рядом с фонтаном часто появляются хулиганы, а следовательно, его требуется круглогодично охранять…

Иллюстрацией подобного хулиганства послужил и тот факт, что для утоления жажды пешеходам было изначально предоставлено восемь висящих на цепях кружек, из которых уже через день после открытия памятника сохранилось только две…

Читая и слушая подобные отклики, Гилберт, разумеется, пребывал в подавленном настроении.

Недаром он с горечью говорил о болезненном опыте наблюдения за полным провалом своего намерения и замысла.

Итак, Таинственные памятники Лондона (Эрос, Антерос)… Всё же, вопреки столь неудачно сложившемся обстоятельствам возникновения, фонтан Гилберта по праву вошёл в коллекцию национального достояния  Англии.

Что же касается исполнения памятника, то безусловное уважение вызывает осведомлённость его автора в вопросах традиции религии и культуры Древнего мира.

Морские мотивы, вырезанные Гилбертом на фонтане, отражают причастность Антероса к водной стихии и великой божественной задаче его брата-близнеца Эроса (читай молитвенное воззвание к Эросу Орфея в переводе Скалигера).

Изящный стан Антероса частично окутывает развивающаяся на ветру перевязь – ключевой символ власти Эроса и его «родства» с остальными богами Олимпа.

Далее: Антерос летит, едва касаясь земли, а его голову венчают две пары крыльев (третья пара – за спиной), и в этом он уподобляется огненному шестикрылому серафиму… Словом, присутствуют все четыре стихии.

Если же вернуться к мифологии греков, то стоит вспомнить, что Антероса Афродита родила, чтобы он как бы уравновешивал поступки своего брата.

Поэтому, как пишет И. Егорова, он выступал то как союзник, то как противник Эроса. Порой он способствовал взаимному влечению, а порой трансформировал безответную любовь в ненависть или мстил за отвергнутую симпатию.

(Из книги https://mq2.ru/ И. Егоровой «Лики забытых богов: Эрос, Протогон, Фортуна, Тутела».)

Так или иначе, интенция памятника заключается в некоем призыве, настойчивом обращении к каждому человеку.

Его автор как будто задавал вопрос о характере отношения к происходящему и, увы, в итоге сперва получил неутешительный ответ.

Только со временем народное презрение, смех и нелюбовь превратились в симпатию, признание и даже восхищение. Вероятно, в подобной трансформации чувств и кроется великое призвание Антероса?

What's your reaction?

Excited
7
Happy
6
In Love
7
Not Sure
0
Silly
0

You may also like

Leave a reply