Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
«Бориску на царство», – кричали перед Смоленским собором Новодевичьего монастыря, где Борис Годунов в 1598 году начал своё царствование.
Смоленский собор – главный собор монастыря. Он, как и всё сооружение, стал строиться в 1524-1525 годах. По одним источникам строительством занимался Алевиз Новый, по другим – зодчий Нестор, погибший при строительстве.
Зодчий Василий Баженов писал об архитектуре монастыря: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но шестиярусная белая колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имеющего».
Судьба монастыря непосредственно связана с судьбой государства российского. Князь Василий III дал обет перед сражением с литовцами, что если сможет отвоевать у них Смоленск, то обязательно выделит деньги на постройку монастыря. Удача улыбнулась правителю, и он выполнил обещание, выделив 230 килограмм серебра на зодческие работы. Место было выбрано символичное – Девичье поле. Отсюда икона Божьей Матери Одгитрии Смоленкой отправилась назад в Смоленск из Москвы.
Наполеон при отступлении из Москвы решил спалить монастырь. Для этого французская армия вбросила множество свечей в разбросанную специально солому, куда вложили бочки с порохом. Монахини, вовремя заметив пожар, потушили огонь.
А французский император в это время ждал на Воробьевых горах, когда появится зарево. Положение спас житель Москвы, который, случайно узнав о планах французов, поджёг свой дом, обманув тем самым Наполеона.
Существует 3 версии происхождения названия монастыря.
По первой, во времена татаро-монгольского ига, отсюда забирали юных русских красавиц для Орды.
По второй, название пошло от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной.
Согласно третьей, святилище стало называться Новодевичьим в противовес более старому названию (раньше монастырь назывался Зачатьевским, иногда Стародевичьим).
За время своего существования монастырь обрёл наибольшую известность благодаря знаменитым узницам, заключенным в его стены.
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре находилась по указанию Петра I, куда он заключил свою сестру, которая владела престолом до совершеннолетия будущего царя, а затем (во время его совершеннолетия) пыталась сохранить власть с помощью восстания стрельцов, поддержавших царевну.
Подавив бунт, молодой правитель заключил сестру в стены монастыря, а восставшим стрельцам собственноручно отрубил головы. С тех пор есть поверье, что на пруду, где происходила казнь, постоянно собираются души убиенных, желая отыскать своих палачей.
Ещё по одной легенде, Софья, из-за своих страданий, обрела неимоверную силу, и дух её помогает в исполнении желаний.
Сама царевна при жизни, обладая отличным художественным вкусом и хорошо рисуя, во время заключения расписала много церковных книг.
Другие узницы Новодевичьего монастыря
Находились в монастыре и другие знатные узницы. Например, Иоанн Грозный оправлял сюда непослушных и неугодных ему родственниц. Наиболее известная из них, жена родного брата – Ульяна Палицкая.
Тут находились: царица Ирина Годунова – вдова Федора Иоанновича, царевна Татьяна – дочь императора Михаила Романова, сестры Петра I (Екатерина и Евдокия), его первая супруга – Евдокия Лопухина.
Государь Василий III тоже хотел заключить сюда нелюбимую жену Соломонию Сабурову, чтобы взять в жёны другую женщину.
Однако, Соломонии не суждено было оказаться в Новодевичьем монастыре. Она успела родить мальчика, поэтому попала в другой (Покровский) монастырь города Суздаля.
Сын Соломонии стал впоследствии известным атаманом Кудеяром. Никто не знал, что он является сводным братом царя Иоанна Васильевича Грозного.
Иногда узниц Новодевичьего монастыря насильно остригали в монахини.
Храм, названный в честь пречистой иконы Смоленской божьей матери, служил им усыпальницей, где в подклети хоронили знатных женщин.
С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В «смутное время», на рубеже 16-го и 17-го веков, он был сожжен паном Гоносевским, а восстановлен в период правления Михаила Федоровича Романова. При Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче святилище было местом царского богомолья.
Всемирная организация ЮНЕСКО ввела это место в перечень всемирного наследия.
В наши дни Новодевичий монастырь посещает много людей. Но, став памятником старины, он свято хранит свои тайны.