Великие сумасшедшие
«Талант попадает в цель, в которую другие попасть не могут. Гений попадает в цель, которая другим не видна», — писал философ — мыслитель А. Шопенгауэр. И возникает невольно вопрос, почему то, что видно и ощутимо гению, не видно и не понятно простому смертному? Ответ может показаться одновременно простым и невозможно сложным.
Гений живёт в пространстве — времени, находящемся за гранью реального мироощущения. Его мир иной, нежели мир обычного человека. Он видит и слышит то, что не видит и не слышит простой смертный. В прямом смысле этого слова. Может быть, поэтому великие люди часто и страдают …. психическими заболеваниями?
В ортодоксальной медицине они называются «психиатрическими». Но есть и другое название. Людей, страдающих ими, называют … душевнобольными. Почему? Не потому ли, что человек, слышащий голоса и видящий видения … извне, воспроизводит всё это в своём мозгу, в то время, как его душа не справляется с такой нагрузкой?
Одно из самых распространённых заболеваний подобного рода — шизофрения. Вот как характеризует эту болезнь доцент кафедры психиатрии ИГМА Юрий Ковалёв в интервью Сергею Пономарёву:
«[…]
-Каковы же проявления болезни /речь идет о шизофрении — Л.М./?
— Человек начинает терять грань между миром внутренним и реальным. Он живет в двух разных мирах одновременно, в результате этого появляется своеобразная двойственность (это и есть то самое ‘расщепление’, лежащее в основе болезни, само название которой в переводе с греческого означает ‘расщепление души’). В таком состоянии для больного всё многозначно — он не может определенно сказать ни ‘да’, ни ‘нет’, так как и ‘плюс’, и ‘минус’ для него становятся единым целым. Отсюда и своеобразное мышление больных, насыщенное пустыми рассуждениями, соединением несоединимого, неологизмами, своеобразной, доступной только самим пациентам символикой. Это приводит к тому, что психическая деятельность людей, страдающих шизофренией, становится непонятной окружающим. В качестве примеров здесь можно привести творчество поэта Велимира Хлебникова, художников Босха и Дали. В картинах последних как раз и переплетаются сказочный внутренний (фантастический) и внешний (реальный) миры.
— Есть ли тип людей, которых ‘любит’ эта болезнь. В чём их особенность?
— Каждый человек предрасположен к какому-либо заболеванию. У всякого есть своя точка наименьшего сопротивления. Считается, что шизофренией заболевают люди, чья психика содержит в качестве основного (реже) или дополнительного (чаще) так называемый шизоидный радикал. Нужно сказать, что ‘чистые’ шизоиды заболевают не так часто. Они, как правило, хорошо компенсированы. Немецкие психиатры считают, что человек шизоидного склада (или, как теперь все чаще говорят, углубленно-замкнутого характера) создан природой, чтобы творить прогресс, переводить ‘спираль познания’ на другой, качественно иной виток. Многие шизоиды были гениями в науке, открывателями качественно новых направлений, стоит только вспомнить Ньютона, Эйнштейна, Гегеля, Фрейда, Юнга. Творчество одаренного шизоида всегда сверхоригинально, и если каким-то образом оно совпадает с реальностью, то это всегда прорыв в науке, в искусстве, в философии. Углубленно-замкнутые очень рано, чуть ли не от рождения, начинают чувствовать первичность внутреннего мира. С существованием внешнего мира они просто смиряются (ну есть он, и никуда от него не денешься). Иногда бывает так, что внутренний мир психически здорового шизоида сказочен и фантастичен. Но в отличие от больного шизофренией ни один шизоид не будет путать свои сокровенные переживания и реальность, никогда не будет считать, что это одно и то же. Так, известный Толкиен (шизоид) не путал свои волшебные сказочные миры и реальность. Таким образом, с оговорками, но можно все же считать, что шизофрения — это расплата за прогресс.
[…]»
Интересно, что даже психиатр, характеризуя болезнь, говорит о часто встречающейся гениальности людей, страдающих ею. Но способны ли мы в силу привычного традиционно материалистичного мышления понять с другой стороны всё это? И что за этим всё-таки больше стоит — болезнь или величие? А великих личностей, страдавших душевными заболеваниями, история знает немало.
Всеволод Михайлович Гаршин
Всеволода Михайловича Гаршина называли «современным Гамлетом». С принцем датским, по свидетельствам современников, его роднило болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческого мироустроения, что превращалось для него в постоянные почти физические муки совести и сострадания. На весь литературный путь Гаршину были отпущены судьбой короткие одиннадцать лет, за которые писатель навсегда вписал свое имя в русскую классическую литературу.
Он родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Его отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853-1856, мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.
В 1874 будущий писатель поступил в петербургский Горный институт. В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, вступил добровольцем в действующую армию. В бою при Аясларе был ранен, лечился в госпитале, затем отправлен домой. Получив годовой отпуск, Гаршин уехал в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. Через полгода он был произведен в офицеры, а по окончании войны уволен в запас (1878).
Его простые в фабульном и композиционном отношении рассказы поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина.
В начале 1870-х Гаршин заболел психическим расстройством. В 1880 после неудачной попытки вступиться за революционера Млодецкого и последовавшей казнью, которая потрясла писателя, его болезнь обострилась, и около двух лет он находился в психиатрической лечебнице. Только в мае 1882 он возвратился в Петербург, восстановив душевное равновесие.
В 1883 Гаршин женился на Н.Золотиловой, работавшей врачом. Этот период писатель считая самым счастливым в жизни. Тогда же им был написан лучший рассказ «Красный цветок». Но в 1887 наступила очередная тяжелая депрессия: он вынужден был оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью. Все это привело к трагическому исходу.
5 апреля 1888 г. Гаршин окончил жизнь самоубийством.
Фёдор Михайлович Достоевский
Великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН, родился в 1821 г. Он был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина.
Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве).
В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова».
23 апреля 1849 Достоевского арестовали по делу Петрашевского и заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После 8 месяцев, проведенных в крепости, он был признан виновным и приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после ужасных страшных минут ожидания смерти, 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу он отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников.
С января 1854 писатель служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 был произведен в унтер-офицеры, а в 1856 г. в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе.
Творчество писателя поражало глубиной проникновения в психологическую сущность человеческой натуры, выворачивало наизнанку глубинные, потаённые тайны души. В некоторых произведениях Достоевского звучали автобиографичные нотки. Азартная игра в рулетку в Баден-Бадене, дала материал для романа «Игрок».
Была ли столь же автобиографичной повесть писателя «Двойник», сказать трудно. Но в произведении дан психологический анализ расколотого сознания. Летом 1874, а затем в 1875, 1876 и 1879 годах Достоевский ездил лечиться в Эмс. Это не помешало ему уже в конце 1875 возобновить работу над «Дневником», имевшим огромный успех.
В январе 1881 г. писатель внезапно скончался. «Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он — гениальный диалектик, величайший русский метафизик», — писал о нём Николай Бердяев.
Ги Де Мопассан
Анри Рене Альбер Ги де Мопассан, великий французский писатель, который был признан лучшим французским автором маленьких рассказов, родился 5 августа 1850 г.
Ги де Мопассан был старшим из трех детей в семье Гюстава и Лауры де Мопассан. Как рассказывала его мать, Ги родился в замке де Миромени (Chateau de Miromesnil). Однако такое заявление является достаточно спорным. Родители Ги происходили из нормандских аристократических фамилий. Несмотря на наличие трех детей, их брак оказался неудачным — они развелись, когда Ги исполнилось 11 лет.
Семья де Мопассан была известна своими либеральными взглядами. Однако это не помешало отправить Ги в церковную школу, а в возрасте 13 лет — в семинарию в городе Ивто. Достаточно специфическая атмосфера, царившая в этом учебном заведении, пришлась не по душе свободолюбивому Ги, поэтому он намеренно инициировал свое отчисление из семинарии в 1868 году (формальным предлогом была школьная драка).
Сразу после этого он поступил в лицей в Ле Авре, где через год получил степень бакалавра. Осенью 1869 году юный Мопассан преступил к изучению юриспруденции в Париже, но начавшаяся франко-германская война прервала учебу. Будущий писатель ушёл на войну добровольцем. Сначала служил рядовым на фронте, позже, благодаря стараниям отца, его перевели в состав интендантской службы. Непосредственное участие в военных действиях позже стало ценным материалом для литературных произведений
В июле 1871 года Ги демобилизовали, и он возобновил учебу, во время которой работал в Министерстве Морского Флота. Мопассан не был в восторге от бумажной работы в министерстве, ему не нравилась царившая там бюрократия, однако он, тем не менее, несколько раз получал благодарности, поощрения и повышения по служебной лестнице. В 1879 году Мопассан, с помощью отца, перешел в Министерство Образования.
Лаура де Мопассан была близкой знакомой великого Флобера. В 1867 году она познакомила сына с этим прославленным литератором, который принял участие в становлении молодого писателя, роста его профессионального мастерства.
Вскоре Мопассана стали приглашать в различные журналы, на него появился спрос. Он ушел из министерства, и два года писал для журналов Le Gaulois and the Gil Blas. За период 1880-1890 годов писатель напечатал в этих изданиях более 300 рассказов, 6 романов, 3 книги о путешествиях (своего рода путеводители) и единственный сборник стихов.
В 1881 году вышел отдельный авторский сборник Мопассана «La Maison Tellier», в который вошли наиболее типичные работы писателя, отражающие его основную стилистику, выбор тем и упорное стремление отразить окружающую жизнь наиболее реально.
Огромный читательский успех позволил Мопассану жить «на широкую ногу»: в Париже он приобрел шикарную квартиру для свиданий, в Этретэ у него был дом, еще пара «домиков» на Ривьере и несколько яхт.
В 1881 году Ги де Мопассан начал активно путешествовать. Он побывал в Африке, в Италии, а в 1889 году единственный раз посетил Великобританию. Там, во время обеда с Генри Джеймсом, шокировал английского классика своей просьбой — «достать» даму, сидящую за соседним столиком, для него, Мопассана.
В 1889 году скончался брат писателя. Эта смерть обострила болезнь. 2 января 1892 года он, сидя в комнате с матерью, попытался совершить суицид. Его госпитализировали, а через два дня перевели в больницу Бланше, где содержали в смирительной рубашке.
6 июля 1893 года, за месяц до 43 дня рождения, Мопассан умер.
Ван Гог
Винсент Виллем ван Гог, великий голландский художник, родился в 1853 г. в семье бедного пастора, имевшего приход в деревне Гроот-Зюндерт. В девять лет он уже начал рисовать, однако истинное художественное дарование проявилось у него в возрасте 27 лет.
Жизнь его складывалась непросто. Следуя семейной традиции, в 16 лет Винсент поступает младшим продавцом в фирму «Гупиль» в Гааге, занимающуюся торговлей произведениями искусства. В 1873 г. его переводят в лондонский филиал фирмы, а в 1875 г. — в парижский. В Париже Винсент сильно увлекается религией, в силу чего на службе возникают проблемы. Дело кончается тем, что в 1876г. его увольняют.
Он пытается самостоятельно устроить свою судьбу, пробуя себя на разных поприщах: работает учителем, помощником проповедника, продавцом книжного магазина. Затем записывается на специальный курс миссионеров в университете Амстердама. Однако в 1878 г., не дослушав курс, уезжает проповедником в Боринаж, один из беднейших районов Бельгии. В Боринаже Винсент вновь берется за карандаш. Странствуя по шахтерским поселкам, он живописует жизнь низших слоев общества. Именно здесь Ван Гог решает, что его призвание — искусство.
Он не ошибся, став представителем постимпрессионизма. В 1-й половине 80-х гг. им создаются прекрасные произведения, выдержанные в сумрачной гамме и проникнутые сочувствием к людям труда. С 1888 в его творчестве начинают преобладать трагические образы, выдержанные в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка. Именно так выполнены картины «Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890.
Напряженная работа в последние годы жизни сопровождалась у Ван Гога приступами душевной болезни, приведшей его в больницу для душевнобольных, а затем к самоубийству.
Лазарь Модель