Вера Мухина и её скульптуры
Вера Игнатьевна Мухина (1889 -1953) — единственная женщина — скульптор в истории русского монументального искусства, многоликому таланту которой подчинились практически все жанры пластического искусства .
Её творчеству присущи мощь и экспрессия в сочетании с точностью силуэтов и мягкостью линий, что обеспечивало особую динамику и статику её скульптурным композициям.
Родилась Вера Игнатьевна в Латвии в 1889 году в богатой купеческой семье.
Родственники будущего скульптора отличались большой любовью к искусству, меценатствовали и щедро поощряли молодые таланты.
Рано лишившись родителей, Вера осталась на попечении родственников. Закончив с отличием гимназию в Курске, девушка переезжает в Москву, где берет уроки живописи в студияхК. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова.
Но судьба посылает ей тяжёлый удар. Во время катания с горки она получает увечье лица, и в 1912 её отправляют в Париж, где после нескольких операций лицо Веры Игнатьевны изменяется до неузнаваемости. Оно становится волевым и грубоватым.
В те годы Мухина принимает твёрдое решение заняться искусством ваяния и начинает учиться в мастерской знаменитого скульптура Бурделя. В скором времени девушка становится лучшей среди его учеников.
Вернувшись в Россию в 1914 году, она ищет свой путь в искусстве.
Её талант формируется в сложные и противоречивые годы 20-го столетия. Гражданственность искусства, объединяющая истину и красоту, стала осознанной программой её творчества до конца жизни.
Между тем, Мухина всегда искала и находила разные средства самовыражения, постоянно находясь в поиске новых форм.
Создавая свою первую знаменитую скульптуру «Крестьянка» (1927), Вера Игнатьевна старается показать всю красоту и мощь женщины — труженицы.
«Моя «Баба» твёрдо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё! Я сделала её без натуры, из головы.» — рассказывала скульптор о своём творении.
В 1934 году эта скульптура экспонировалась на 19-й Международной выставке в Венеции, и её первый бронзовый отлив перешёл в собственность музея Ватикана в Риме.
Мухина продолжает много и напряжённо работать. Веру Игнатьевну привлекают разные художественные образы и разнообразные материалы, что делает её творчество многогранным и глубоким.
Среди её скульптур особое место занимает памятник П. И. Чайковскому, который был установлен во дворе Московской консерватории.
Великий композитор изображён Мухиной в момент творческого вдохновения.
Эта замечательная работа стала одной из самых популярных достопримечательностей столицы.
Но настоящим апогеем творчества Мухиной стала её работа по оформлению Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
24-х метровая скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» потрясла Европу и была признана шедевром искусства 20-го века.
По замыслу Мухиной, солнце должно было фронтально освещать монумент и создавать эффект сияния. Это делало обе фигуры, как бы летящими. Ощущение полёта усиливалось включённым в композицию длинным развевающимся шарфом.
Скульптура поражала зрителей своей необыкновенной экспрессией.
Этот грандиозный монумент восхищал не только своей художественной выразительностью , но и глубоким идейным замыслом, воспевающим динамизм великой индустриальной эпохи.
В 1939 году монумент разобрали и перевезли в Москву, установив его на территории ВДНХ. К сожалению, скульптурную композицию расположили спиной к солнцу на низком постаменте. При таком неудачном размещении ощущение полёта было утрачено.
В 2003-2009 годах скульптуру реставрировали и установили на сооружении — пьедестале. Теперь знаменитая статуя вновь радует зрителей своей мощью и высокими художественными достоинствами.
Вера Игнатьевна Мухина закончила свой земной путь в 1953 году в городе Москве. Она похоронена на Новодевичьем кладбище.
Вера Золотова.