Верность – ключ к будущему
Когда родителей спрашивают, какими бы в будущем они хотели видеть своих детей, большинство отвечают одно и то же:«хорошими людьми». Когда мудреца спрашивают, каким бы в будущем он хотел видеть своего ученика, он, как правило, отвечает:«гражданином».Только если родители под понятием «хороший человек» понимают «добрый, сердечный, внимательный к другим людям», то мудрец под понятием «гражданин» имеет в виду то же самое, а еще такие социальные качества, как обязательность, чувство долга, патриотизм. Но какие качества надо воспитывать в ребенке, чтобы из него получился хороший человек и гражданин?
Одно из самых основных качеств – верность. У всех народов это качество, зародившись в глубокой древности, прошло через всю историю, сохраняя силу и жизнеспособность на протяжении тысячелетий. В Китае, например, категория «верность» (чжун) всегда была частью государственной идеологии.Среди главных качеств, которыми должен был обладать гражданин, верность занимала главенствующее положение. Именно это качество китайцы считали основным при осмыслении путей самореализации личности, а потом, позже, в учебе, на государственной должности, в семье.
Об этом говорится в до сих пор востребованном трактате «Книга о верности» («Чжун цзин»), который был написан еще 18 веков назад ученым и поэтом Ма Жуном (79 — 166) в период с 147 по 166 год, когда автор занимал должность наместника области Наньцзюнь (нынешняя провинция Хубэй).
«Верным,— читаем мы в этой книге,— называют того, кто сохраняет свое сердце цельным. Все, что составляет основу государства, разве не исходит от верности? С помощью верности можно привести в согласие правителей и подданных, умиротворить страну, растрогать духов Неба и Земли. А что же тогда говорить о людях?
Верность начинается с отдельных людей, проявляется в семье, находит наивысшее воплощение в государстве и везде соблюдается одинаково. Источник верности заключается в человеке, ее продолжение — в семье, завершение — в государстве. Когда человек целеустремлен, множество благ стекается к нему; когда семья сплочена, то родственники живут в согласии; когда государство едино, десятки тысяч людей пребывают в мире…»
В еще недавно существовавшем Советском Союзе верность тоже считалась одним из основных качеств порядочного человека и гражданина. Но сейчас у нас капитализм. А при нем верность ценится только на словах, а на деле не ценится вообще. Почему? Потому что суть капитализма – прибыль, а верность этому мешает. Любое дело в капитализме – это механизм извлечения прибыли. Чем быстрее оборот, тем больше прибыль. И верность в этом смысле – препятствие для прибыли, она мешает быстрее оборачиваться капиталу. Выгоднее для прибыли сменить жену, меняем. А верность этому препятствует. Выгоднее сменить дело, которым, может, занималось несколько поколений твоих предков, и ты это дело бросаешь (предаешь) и берешься за другое.
Предательство – естественный механизм капитализма. Как говорит один из героев рассказа американского писателя О`Генри «Боливар не вывезет двоих». «Кинуть» в капитализме – следующий шаг после смены дела, которым занимался, предательство партнеров, с которыми работал. Потому что при предательстве разрушаются границы, и предавать потом все легче и легче.
Почему говорят, что капитализм ломает все понятия, все убеждения? Потому что выгода оказывается сильнее. Тебе предлагают 300 процентов прибыли, только надо вложить. Ты говоришь: «У меня все в деле». А тебе: «У тебя же вон сотня лежит». Ты: «Это мне надо отдать». Тебе: «А ты не отдавай. Отдашь потом. А сейчас важнее прибыль!»
А о чем нам кричит со всех сторон реклама?
«Купите новую машину, купите новую квартиру, заведите новую жену…Приходите к нам. Мы вас научим, как забыть старые связи. Самая большая ценность – это сама жизнь. А люди меняются. Сегодня у вас одна жена, завтра другая, послезавтра третья. Дом тоже… Чего вы привязались к старому дому? Ну, прокладывают дорогу, вас выселяют, так чего огорчаться? Дадут другой, лучше прежнего…Сколько вам дают в качестве компенсации, 300 тысяч? Да вы на эти деньги купите три дома. А вы переживаете…Предки здесь похоронены? Да это всего лишь камни и земля. …В конце концов, их можно перезахоронить. У вас на новом месте земли полно. Нужна именно та земля? Три машины этой самой земли перевезем… вместе с вашими предками в гробах и их камнями…Церковь привычная? Да на новом месте будет другая…Деньги есть, все решаемо…»
Народ поглощает эту рекламу, и не замечает, как меняются его мысли, как меняется общественное мнение, как формируется безобидная внешне, но страшная по сути философия капитализма. Не понравился муж, не понравилась жена, ну и что? Разошлись, выбрали других. Свои дети не рожаются, потому что, когда была возможность, хотели пожить для себя, а теперь поздно, ну и что? Ничего страшного. Деньги есть – нет проблем. Не рожаются свои, можно брать детей из детдома. Не понравилось – отдали, взяли другого. Капитализм убивает любовь. Ему любовь не выгодна. Ты любишь что-то, а тебе надо завтра все это бросить и бежать в другое место за прибылью…
Все просто и легко, встретиться с человеком, расстаться, завязать отношения, порвать отношения. Какой там долг, какие обязанности, какая верность…У Теодора Драйзера в «Американской трагедии» как раз показано, как развращающе капиталистический город действует на сознание, на нравы… Шаг за шагом все угрызения совести героя, убившего человека, становятся все приглушенней. Радужная перспектива и выгоды нового положения оправдывают все. Если б эта история произошла в деревне, где все друг друга знают, и ничего не скроешь…Все бы знали, что она с ним гуляла, она беременна, и надо жениться. А в городе делай что хочешь, никто с тебя не спросит…Не случайно Шукшин все фильмы свои ставил об этом…В том числе и свой первый фильм «Твой сын и брат»…Сам Шукшин родился и жил в алтайской деревне Сростки, а потом подался в город…Сам вроде бы стал носителем нового легкого отношения к жизни…Годами преодолевал в себе деревенскую основательность. И сам же всю жизнь чувствовал свою вину перед деревней, за то, что не сохранил ей верность, бросил ее, подался в город. И всю жизнь снимал фильмы о деревне…потому что чувствовал свою ущербность – мол, здоровый мужик, ему бы пахать и сеять, а он ерундой занимается…кино снимает…Ему остаться бы на своей земле, там, где его корни, а он уехал и приезжает к матери раз в сто лет…
Капитализм требует постоянного переключения. Бизнес – это переключения. Сейчас ты занимаешься одним, завтра – другим. Многие наши соотечественники уезжают в США, Германию или другую страну специалистами, а там со временем становится торговцами или менеджерами, кем угодно. Потому что выгодно заниматься тем, что выгодно…
К сожалению, верность становится помехой для жизни не только из-за капитализма. Еще и из-за уплотнения потока новой информации. Мы живем в XXI-м информационном веке, когда на нас лавиной постоянно накатывается новая информация. И верность в этом смысле начинает мешать, поскольку тормозит приход нового, заставляет нас сомневаться, анализировать, сравнивать, угрызаться муками совести.
Впрочем, не только верность мешает прибыли, ей мешают и все другие вечные духовные ценности: любовь, долг, уважение, дружба, любовь к Родине, патриотизм.Потому что духовная ценность это то, что вне прибыли. Например, любовь к матери, к детям. А если это мешает прибыли? Капитализм учит: прочь эти устаревшие чувства!
Между тем, как масса ценностей в мировой культуре держатся на верности, на том, что традиции передаются из поколения в поколения. Чтобы появился такой гений, как Бах, нужно было целое поколение его предков – музыкантов Бахов. Предки – это ценность. А верность – это дорога предков. Верность родовой линии. То, что не купишь за деньги.
На верности держится не только человеческое счастье, но и стойкость народа в трудные периоды истории. Скольким бойцам в годы второй мировой войны помогали стихи Константина Симонова «Жди меня»:
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
И пускай наводят грусть желтые дожди.
Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.
Тот, кто не дождался, пусть, скажет: «повезло».
Им, не ждавшим, не понять, что среди огня.
Ожиданием своим ты спасла меня».
Это все о верности. Как и знаменитые строчки песни «В землянке» Алексея Суркова: «Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой гармоника вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.» …
Верность – это вечные ценности. Как вера. Как вече. Как слово великий. Как имя Вера. Ве – один из трех богов в скандинавском эпосе, которые убивают великана Имира (хаос) и из его тела, предвечной субстанции, сотворяют мир.
Вечные ценности противоречат прибыли и выгоде, то есть сиюминутному.
Поэтому и говорят: «Настоящее – оно бескорыстно. Настоящее искусство начинается там, где нет выгоды». И действительно, когда ты что-то делаешь для, это уменьшает величие сделанного. Потому что маячащая на горизонте прибыль изначально как бы обрубает линию, по которой идет ток. Она убивает бесконечность. А верность продлевает.
Представьте, что вы художник и хотите нарисовать грустное милое женское лицо. Так оно у вас в сознании существует в вечности. Потому что вы его не опускаете никуда, ни в какие рамки, схемы и соображения. А, когда ты что-то делаешь за что-то, уже сама мысль – это канат к земле.
И в этом плане почему собаки верные, а люди – нет? У собаки нет соображения денег, она этого не понимает. Нет прерывания цепи. Поэтому у ней вечная привязанность.
Верность — это цельность и высота, несминаемая суетностью. Почему, например, у лебедей такая верность, что, если погибает кто-то из пары, то за ним и второй умирает. Потому что лебеди не суетливые, величавые птицы. У них чистая, возвышенная жизнь. Утки в отличие от лебедей многосуетливые и неразборчивые. Лишь бы набить живот и найти лучшее место для кормежки…Как формула капитализма. Лебеди же, наоборот, с достоинством несут в себе некий идеал изящества, благородства. Несут не рывками, не эпизодами, а постоянно. Неудивительно, что это постоянство переходит в верность.
Мы должны возродить слово «Верность», прояснить, показав важность этого явления, его духовную составляющую, ощущение ценности, то, что в глубине…
Если спросить человека, который всю жизнь работает на своей земле и никуда не уезжает, почему он не хочешь в город? Живет тут, понимаешь, в своем Закудыкино, не надоело? Что тут видишь, работая комбайнером, кроме трактора своего?
И услышишь в ответ:«А это моя земля. И я на ней работаю. Если я не буду ей заниматься. И никто не будет. Или кто-нибудь будет, да не так. Или позанимается и бросит. Я не хочу, чтобы мою землю предавали. Я ее люблю…»
Вот тебе и верность. Когда ты любишь, ты не хочешь предавать. То естьверность – это часть любви, следствие любви, сама любовь.Если ты кого-то или что-то любишь, то ты этому и верен.Верность – это свойство Бога, потому что его суть – порядок и все на своих местах. Дьявол же наоборот, все ставит с ног на голову. И потому его суть – хаос и неверность.
Почему религиозные браки долгие, зачастую на всю жизнь? Потому что в любой религии с детских лет воспитываются такие качества, как терпение, смирение, прощение, верность. …Только не самость, не эгоизм. А капитализм наоборот, стимулирует развитие самости…Урви момент, приди первым, насладись, а там хоть потоп…А почему в религии воспитываются духовные качества? Потому что религия – это мир вечных ценностей, начиная с Бога, самой высшей ценности, самой большой ценности, которую осознал и осмыслил человек.И религия это высшая духовность и наука о самом ценном.
Искусство, как и религия, проявляет то высшее, что есть в нас. Поэтому так много в искусстве религиозных сюжетов. Поэтому и верность – один из вечных сюжетов искусства. Как изобразить верность? На ум сразу приходит величественная сцена у знамени полка, клятва верности, вдохновенные лица бойцов…Таких картин много. Наверное, потому что в нашем сознании масса понятий имеют свои трафареты, типичные образы. Скажем, милосердие – сострадательные глаза медсестры в больнице, бедность – нищий на тротуаре с пустой шапкой вверх дном, подвиг – бросок грудью на амбразуру дзота или подхватывание падающего знамени, верность – любящие глаза матери или любимой, провожающие сына на войну..
Но есть тихое и нетипичное прочтение образа, как, например, у фламандца Питера Брейгеля в картине «Падение Икара», когда главное событие почти не видно, так, только всплеск ноги от почти уже ушедшего в воду Икара. Так и здесь у художника Юрия Сергеева на картине «Верность». Главное не бросается в глаза, сразу не привлекает внимания, оно почти незаметно. Не верность Родине под фанфары с поцелуем знамени при большом стечении народа или клятва у тела погибшего в бою товарища, а одинокая старость в забытой Богом деревне. Понятие верности преподносится через саму обыденность, самую простую прозу жизни…И в этом есть свой смысл — через величие и пафос понятие воспринимается поверхностно, поскольку поднято над жизнью. А через самую прозу жизни – глубинно, истинно, поскольку погружено в нее, растворено в ней.
«Эта старушка, —говорит художник о своей картине— для меня символ верности. Прожила здесь всю жизнь и осталась верна деревне, не предала ее, как многие. Все из этой деревни уже уехали, дети, внуки. Звали и зовут ее в город. А она осталась и не хочет уезжать.
На первый взгляд кажется, что маленький человек со своей маленькой жизнью незначителен, даже ничтожен. Кажется, вроде и жизнь этой старушки прошла впустую, потому что некому ей передать свои знания, свой жизненный опыт, свою любовь. Но она упрямо сохраняет верность всему старому и привычному: этому вот сараю, этой лавочке-завалинке, этой сирени, этому полисаднику, этим вот собакам…И в этом она цельный человек, в этом ее стержень — верность до конца…»
Художник прав – цельность и верность понятия взаимосвязанные. Цельные люди, как правило, и хранят верность, потому что живут не плоско, только настоящим, но и объемно, то есть прошлым и будущим. Эта незаметная сельская бабушка, может быть, не подозревая это и не думая об этом, не сиюминутно живет, а в постоянном контакте с предками. И линия ее рода таким образом не прерывается. Ей, правда, некому пока эту свою верность, передать, разве что только двум этим собакам…Но, оставшись одна в заброшенной деревне, она дарит ни много ни мало как жизнь своей деревне…
Верность – это когда по тебе текут живые токи связи со всем твоим родом, с твоей землей, с целым миром…И ты черпаешь в этом силы, чтобы не прервать эту связь. То естьверность это и проточность…потому что через тебя текут все токи, ток рода, ток всех твоих предков…Не прерывая этот поток, ты не размыкаешь цепь, поддерживая тайную работу духовной машины жизни… Поэтому и говорят, что с родственниками надо общаться, иначе себя потеряешь. Того себя, который не только ты сам, но и весь твой род…
Кажется, что эту деревенскую бабушку все покинули, бросили. И она может, иногда, когда тяготит одиночество, сама себе говорит:«Моя жизнь кончена, я никому не нужна…»Но она – по сути единственное связующее звено с прошлым. Человек и сам уже об этом не думает, а сам собой является таким связующим звеном. Осколком прошлого.
Она сейчас держит весь свой род.Ее внуки, уехавшие в город, спохватятся, когда она умрет, приедут на ее похороны. И все начнется заново. Потому что они поймут, осознают. Они будут сидеть около ее дома, поднимать стопки на поминках и говорить, говорить…
«По сути-то она была носителем наших родовых ценностей, а мы этого не понимали…Она-то была у нас правильная, последовательная. Она не объясняла, а просто жила.»
« И все звала нас собраться, хотела нас видеть всех вместе…А мы все живем непонятно как. для чего…Мы думаем, размышляем, стремимся все успеть…И… не стремимся друг к другу….»
«Да, каждый живет своей жизнью…А друг другом и не интересуемся…»
«Но все-таки хорошо, что мы собрались. По сути она нас соединила. Если б она не умерла, мы бы все и не встретились и не вспоминали бы сейчас наш род, наших предков, и не начали думать, что что-то надо делать…»
«Да, братцы, если откровенно, то мы уже не только не стремимся друг к другу, но и если кто приедет, так испытываем раздражение: мол, здрасссьте, приехали. Занимайся им теперь…И так себя ведем, что гость потом скажет себе: «Больше сюда ни ногой…» А она, когда кто приезжал, всегда была рада…»
«Это верность роду. Неосознанное стремление продолжать связи, а не обрывать их…А городское чувство, воспитанное городом, это стремление к независимости… И получается, что когда к тебе кто-то приходит или приезжает и приносит что-нибудь, ты сразу думаешь: «Ну вот, и я теперь должен что-то подарить…»
«А она просто приносила, дарила. Не ожидая ничего взамен. И не боялась, что ей тоже надо будет что-то принести. Ну и что? И принесу…»
«Как возник замысел? –рассказывает художник. — Для меня эта тема очень важная и с точки зрения творчества, потому что без верности, мне кажется, не реализуешься, и как творческая личность. Верности к чему? Прежде всего, к месту, где ты родился, к твоей малой Родине, к твоим корням.Любая творческая жизнь должна быть построена на верности. Профессия художника, говорю я своим студентам, мстительная. Если ты ей изменяешь или допускаешь что-то корыстное, например, прельстишься большими деньгами или пожалеешь денег (на раму, на краски), она этого не прощает, сразу отомстит.
Вот эта бабушка, она гнет свое, сохраняет все свои привычки и привязанности. Несмотря ни на что. Она как бы говорит: «хоть затопите мою деревню, я все равно буду жить здесь и никуда не поеду!» Она хранит верность своему дому предков, своему очагу, своей малой родине. Я думал: как может пахнуть верность? Может быть, как сирень?
В этом доме умерло три поколения до нее. Смерть через всплеск эмоций закрепляет верность. Да и предки, похороненные здесь же, поддерживают нас, хотя мы этого не замечаем.
Можно было, конечно, нарисовать ряд привычных ценностей: речушку, церквушку, березку, маленький домик с палисадником, колодец…Но зачем придумывать, если есть реальность…Я взял реальную бабушку, которая жила в соседнем селе Пречистая гора. Это ее двор. Это она идет с ведрами. Всю жизнь работала в совхозе простым полеводом.
Когда я ее впервые увидел, меня поразило, что у нее на плече прямо-таки яма, четкий прямоугольник, как вырезанный пилой. Дельтовидная мышца за многие годы смялась, сплющилась так, что закостенела, стала костью. Это от коромысла. Потому что там колонок с водой нету. И ей приходится без конца ходить с коромыслом и ведрами к речке или к колодцу. Но она все равно вслед за детьми и односельчанами в город не поехала…
Что одна делает? хлопочет по хозяйству. У ней сад и огород, которые нужно все время поливать. А водопровода нет. У ней — птицы и животные, о которых надо заботиться. Она и заботится. Может, курам несет воду, может, собакам, может, поросенку. Может, моет полы и несет хозяйственную воду…»
На самом деле неважно, куда и кому несет она воду. Важно, что эта сельская бабушка привыкла носить эту воду так же, как, наверное, мифологический могучий титан Атлант – держать небо на своих плечах. Привыкла до того, что мышца на ее плече превратилась в кость. Разница в том, что Атлант уберет плечо, и небо упадет, мир рухнет. А бабушка уберет из-под коромысла плечо со страшной своей выгнутой мышцей-костью, и мир не рухнет. Он рухнет, если все такие вот сельские бабушки, одновременно уберут свои плечи и бросят коромысла с ведрами. Он рухнет, потому что рухнет порядок,упорядоченный ход вещей, порядок действий, повторяемых такими бабушками из поколения в поколение, на чем и держится мир.
Капитализм завихряет и ускоряет мир, заставляя его в погоне за прибылью крутиться все быстрее. И это сумасшедшее движение в никуда (прибыль сама по себе ничто, абсурд), все больше лишает все наши чувства естественности: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Мы уже хотим смотреть на мир через очки 3Д, хотим слушать его через наушники, вдыхать его через парфюм, пробовать его не в чистом виде, а через сочетания сталкиваемых вкусов (дыня с рыбой или мидии с ананасом), касаться его через вибратор.
Молодые и даже зрелые, закрученные капитализмом люди, ища какой-то свой путь, чтобы выделиться, делают себе разные татуировки (в том числе и безобразные и устрашающие), разрезают кожу и вставляют туда самые разные предметы: бритвы, шарики, спицы, кольца. Некоторые даже раздваивают язык, чтобы он стал похож на змеиный, набивают его булавками, как подушку. Последний крик такой моды – укол в глаз и вспрыскивание прямо в глазное яблоко черной краски, так что на зрачке возникает подобие татуировки. И все это для того, чтобы завтра ты пришел, и все сказали:«О, какой он новый и клевый!»
Они это делают от нечего делать, от того, что именно они свободны и вправе, как сами считают, распоряжаться собой и своим временем, как им захочется. В то время как деревня воспитывала коллективное мышление, преданность, верность месту, где родился, люди думали не только о себе, но и об общем благе. И потому всегда были заняты. В данном случаеверность наполняет жизнь человека чувством рода, преемственности всех дел своих предков, заботой о своих потомках. Даже просто верно ждать – это тоже непрерывное занятие, занятость, которая на духовном плане нарабатывает роду прочность, надежность, преемственность.
Мы не думаем о том, что развитие, прогресс при всех своих плюсах и перспективах, а также скорость современной жизни отклоняет человека от естественной оси (труд на земле, семья, дети, общественная жизнь), склоняет нас к извращениям, а простота и естественность кажутся уже примитивными. Мы не замечаем, как и наши тонкие духовные чувства (юмора, справедливости, печали) от скорости жизни теряют естественность, искажаясь до безобразия. Погоня за прибылью, которой одержим мир, все предметы и явления заставляет терять образ, отчего потом все возникающие образы и правила, расплываются и растекаются до бесформенности, до безобразия..
Техногенный капиталистический город отчуждает человека от живой природы и труда в ней, и делает труд механическим и бессердечным. Потому что в деревне все делаешь сам, и все что-то делают, а слово «надо» включает сердце. Ты это видишь в голодном взгляде собаки, в мычании коровы, в писке цыплят. Над твоей духовной палитрой работает природа: бередят чувства туман, ветер, жара, облака, дождь. Побуждение к труду связывается с движением сердца. А цифры в компьютере в офисе…они ничего не включают кроме мозгов.
И эта деревенская бабушка с ее упрямой верностью прежней жизни оказывается едва ли не единственным островком сопротивления скорости, от которой мы сходим с ума…
Разумного человека может удивлять, что до сих пор не нашлось пока государства (за редким исключением), где правители, сами будучи из деревни, поставили бы просто перед собою цель – поддержать деревню с ее здоровой, правильной и природной жизнью,привлечь внимание к деревне, как идеальной. форме жизни на планете, где дети бы росли в живой природе. О чем это говорит? О том, что люди в массе своей пока еще этого не понимают. По крайней мере, на уровне государств и правительств. Понимает только небольшая часть. Например, писатели-деревенщики, такие как Платонов, Шукшин, Астафьев, Белов, Распутин. Если даже найдется президент какого-нибудь государства, который на сессии ООН встанет и скажет о деревне, которая повсеместно вымирает, о традициях, которые безвозвратно уходят, ему возразят: мол, это процесс необратимый, ничего тут не поделаешь…Давайте, мол, еще по пещерам будем скорбеть…
Будут создаваться условия, так чтобы в деревню захотелось возвращаться, и люди начнут возвращаться. Не в ту деревню, куда через горожан, прессу, радио и телевидение уже проникают городской цинизм, городская идеология, где все уже почти городские. Траву уже не скосят, площадку всем миром уже не сделают. А, когда к соседям обращаешься за помощью, говорят:«Таджиков найми, пусть они тебе сделают!»Нам нужно восстанавливать прежнюю деревню, где ритм жизни, неторопливый и размеренный, не нарушает все циклы нашей жизни, не искажает наше ощущение времени и тем самым позволяет растить детей в окружении живой природы здоровыми и адекватными людьми.
Дети в окружении живой природы – эта идея должна овладевать обществом в целом, всем населением Земли. Тогда будут включаться и духовные центры. И верность будет.Верность, она оттуда же, из нашей связи с природой, которая приучает все делать в срок и одно за другим.Верность человечества временам года сформировала нашу психику, и, благодаря этому, мы свою жизнь подчиняем определенному порядку, откуда и понятие «порядочный человек». Не будь этого, мир превратился в хаос, а люди – в хищников, рыщущих в поисках наживы…
Герман Арутюнов.
Сайт Германа Арутюнова: http://герман-арутюнов.рф