Владимир Арнольд: Выдающийся советский и российский математик, о котором мало, кто знал
Как известно, математикам Нобелевскую премию не дают, но самым выдающимся из них раз в четыре года вручают Филдсовскую премию. Так, в 1974 году в канадском Ванкувере жюри этой престижной премии рассматривало и кандидатуру 37-летнего Владимира Арнольда. А получил он мировую известность, еще будучи третьекурсником, когда решил одну из неразгаданных кардинальных проблем математики, 13-ю проблему Гильберта. В 26 лет молодой ученый создал на мехмате МГУ собственную, знаменитую на весь мир школу.
Владимир Арнольд родился 12 июня 1937 года в Одессе. Его мать просто приехала погостить к родственникам. Однако, через несколько месяцев семья вернулась в Москву. Отец Игорь Арнольд был математиком, членом-корреспондентом Академии педагогических наук, происходил из харьковских дворян. Мать Нина Исакович работала искусствоведом.
В начальной школе, как вспоминал позже сам Владимир Арнольд, учительница уверяла его родителей, что этот тупица никогда не сможет освоить таблицу умножения. И его способности открылись, когда ему дали решить сложную задачу.
В 1963 году Арнольд стал доктором физико-математических наук (в этом же году был удостоен Ленинской премии), в 1965-м — профессором МГУ, в 1990-м — академиком АН СССР.
С 1995 по 1998 год был вице-президентом Международного математического союза, с 1998 по 2000 год — главой Московского математического общества.
Он автор уникальных работ в области топологии, теории дифференциальных уравнений, теории особенностей гладких отображений и теоретической механики.
За годы научной деятельности Владимир Арнольд внес огромный вклад во многие разделы математики. Был удостоен нескольких отечественных и зарубежных премий и наград, и членства во Французской академии наук, Лондонском Королевском обществе и Национальной академии США.
У Владимира Игоревича Арнольда было много учеников. Его любили студенты. А его самобытныевысказываниядавно стали настоящимиафоризмами …
[…
Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).
Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, неспособен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом может стать массовый гипноз и социальные потрясения. Лев Толстой писал, что сила правительства основана на невежестве народа, что правительство знает об этом и потому будет всегда бороться против просвещения народа.
Лиз — студентка, изучающая историю искусства в Гарварде. На уроке французского языка ее спросили, была ли она во Франции («Да»), в Париже («Да»), видела ли собор Парижской Богоматери («Да»), понравился ли он ей («Нет!!!»). «Почему?» — спросил преподаватель. «Он такой старый», — ответила Лиз.
Королева Франции с 1051 года, Анна Киевская (дочь Ярослава Мудрого) горько жаловалась в письмах отцу, что во дворце французского короля нет ни одной книги и никто не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. Она говорила на семи языках и подписала брачный контракт с королём Анри I на четырёх: греческом, латыни, русском и французском. Король же поставил четыре креста, а за обедом бросал куски мяса своим собакам — вот и вся культура. В этот момент православие и католицизм ещё не были разделены.
«No star wars — no mathematics», — говорят американцы. Тот прискорбный факт, что с прекращением военного противостояния математика, как и все фундаментальные науки, перестала финансироваться, является позором для современной цивилизации, признающей только «прикладные» науки, ведущей себя совершенно подобно свинье под дубом.
Самое главное, что ученик должен узнать от учителя, — это то, что некоторый вопрос ещё не решен.
Ньютон, Эйлер, Гаусс, Пуанкаре, Колмогоров — всего пять жизней отделяют нас от истоков нашей науки.
Американские коллеги объяснили мне, что «низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)».мировая политика. У нас то же самое-со следующего года школьное образование платное, сознательно плодят неучей.платное Оо??про это уже пару лет говорят, до сих пор оттягивали, но этот план у них давно, судя по тому, как они предложили распорядиться материнским капиталлом.Такое *стремление* проникает глубже. С нового учебного года с 4-х классов в учебную программу вводят такие предметы, как — основы светской этики , основы мировых религий .А где можно найти пруфлинк что это именно его цитата? Откуда она взята?
Недавно возник новый вид работорговли. Мои друзья — биологи, химики, физики — рассказывали мне, что американские и европейские университеты приглашают российских исследователей, платят им гроши (превосходящие, однако, российские профессорские зарплаты, которые в июле 1998 года были порядка сотни долларов в месяц). Эти русские рабы работают изо всех сил, но публикации подписывают не они, а сотрудники приглашающей лаборатории.
Сто лет назад математики могли ездить из одной страны в другую без виз и унижения в консульствах. Сейчас это доступно только родившимся в некоторых привилегированных странах. Русские, африканцы и азиаты, среди прочих, нежелательны. Евроамериканская идея прав человека — это идея прав евроамериканского человека.
Английское консульство в Париже недавно выдало мне свой список требований для получения визы на поездку в Кембридж и Оксфорд на несколько дней. Среди дюжин других документов они затребовали от меня копию британского паспорта приглашающего меня британского гражданина и сведения о религии священнослужителя, выдавшего мне свидетельство о браке.
Нынешняя позорная дискриминация российских (а равно индийских, китайских и т.д.) ученых западным научным сообществом наносит мировой науке очевидный ущерб. До падения коммунизма нас не пускали за границу коммунисты. Теперь дверь закрыта с другой стороны — системой бесполезных «виз», которых не требовалось в XIX веке и которых не требуют от американцев и от других «истинно белых». (В столетней давности энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона требование визы определяется как способ одной страны показать другой нежелательность всех ее граждан как таковых.)
Один французский издатель … представил мне свою молодую помощницу как окончившую Сорбонну по философии. Желая быть галантным, я тут же сказал, что, по моему опыту, философы — самые невежественные люди на свете. Я процитировал в доказательство фразу одного французского философа XIX века, которую я прочел в «Словаре глупости»: римская католическая церковь совершила ошибку, когда она сожгла Галилея. «Что же тут глупого, — обиделась помощница. — Я тоже считаю, что это была ошибка — сжечь его». Видя мою реакцию, она поправилась: «Конечно, я имела в виду Тихо Браге». Рассказывая эту историю в кембриджских колледжах, я обнаружил, что Джордано Бруно (памятник которому стоит в Риме на Кампо ди Фиоре) известен лишь русским.
До сих пор уничтожение культуры, науки и образования (в частности, математики и математического образования) в России идет медленнее, чем в более цивилизованных странах.
Похожая ситуация имела место в истории эллинистической культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания и архитектуры. «Американизация» общества, которую мы наблюдаем сейчас в большинстве стран, может привести к такому же уничтожению науки и культуры современного человечества.
Расцвет математики в заканчивающемся столетии сменяется теперь тенденцией к подавлению науки и научного образования общественностью и правительствами большинства стран мира.
Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными.
…]