Юрий Иванов (историк медицины): ПАРАДОКСЫ ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНЫ. Глава 5
КЛЯТВА ГИППОКРАТА — очевидное и спорное…
Если кратко определять важнейшие тезисы из знаменитой клятвы Гиппократа, то в «сухом остатке», после вступления, — почтительного упоминания богов медицины, можно выделить шесть важнейших пунктов, мыслей:
1. Уважение к учителю, его детям…
2. Знаниями медицины делиться лишь с посвящёнными в медицину, связанным клятвою…
3. Не навредить!
4. В сложных случаях врач обращается к своим коллегам…
5.Запрет на «любовные дела» с пациентами, их домочадцами…
6. Сохранение врачебной тайны о ВСЁМ, увиденном, услышанном…
Конечно, при близком знакомстве с дословным переводом текста КЛЯТВЫ, можно найти лишние и спорные моменты, поэтому в последущие века в других странах, ориентируясь на Гиппократа, его идеи сокращали или интерпретировали, создавая свои варианты «клятв», «обещаний» и т.д. Сейчас многие историки считают, что первый текст КЛЯТВЫ был создан не самим Гиппократом Косским, а его наследниками и учениками, о чём косвенно говорит и начало текста, его первый тезис.
Особого интереса заслуживает, по сути, запрет на передачу медицинских знаний тем, кто с медициной не связан. Подобные запреты были и у врачей Д. Египта, и в Др. Индии, где одно из предписаний легендарного мудреца и врача МАНУ гласило:»Особенно важно — избегать с посторонними болтовни!».
Своеобразным комментарием к этому могут быть 4 строки великого поэта, драматурга, немецкого ботаника, геолога и анатома — Иоганна Гёте:
«Благодари, что хворь и знанье
Так мудро разделил Аллах.
Ведь если бы, как врач, своё недомоганье
Знал сам больной,- его б замучил страх!»
Эти строки Гёте включил в свой «Западно-восточный диван» после знакомства с трудами Авиценны [Ибн Сины]. Такие мысли, бесспорно, смутят многих, особенно с учётом современной моды на публичные лекции по темам медицины.
Есть в наследии Гиппократа и иные заповеди, важные и для людей 21 века. Например: «Врач не должен начинать с заботы о своём гонораре. Более того, иногда подобает лечить даром, считая благодарную память выше минутной славы… ибо, где любовь к людям, там и любовь к своему искусству»[«Наставления» 29, 121]. Тем, кто считает, что врачи и медсёстры слишком много внимания уделяют… своей внешности, можно напомнить и другое: «Врачу подобает держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо всё это обыкновенно приятно для больных». [«О враче», 29, 96.]
Основы своей этики для медиков Гиппократ черпал, обучаясь с 16 лет в Д. Египте, позже — в северной Индии, где в те, 440-е гг.до н.э. было сильно влияние знаменитого врача — Джавака [ученика легендарного Будды, основоположника и индийской фармакологии]. Знатоки культуры этой древней страны легко вспомнят истоки и таких тезисов Гиппократа: «Врач должен воспитывать в себе презрение к деньгам, совестливость, скромность… решительность, опрятность, изобилие мыслей, …отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО…[выделено мною,- Ю.И.]. Ведь врач-философ подобен богу» [«О благоприличном поведении». 29, 111].
Возможен вопрос — соответствовал ли сам Гиппократ провозглашаемым им принципам?
Персидский владыка Артаксеркс 1 [465-424 д.н.э.] за 4 года до смерти (болезни одолели), писал своему наместнику:»Царь царей великий Артаксеркс, Гистану, наместнику Геллеспонта, привет. Слава искусства Гиппократа, косского врача…, достигла до меня. Дай же ему золота, сколько он захочет, и остального в изобилии, в чём он нуждается, и пришли его к нам; будет он в равной чести с лучшими из персов…» .
Ответ Гиппократа был кратким:»…Пищей, одеждой, жилищем и всем необходимым для жизни имуществом мы пользуемся. Богатством же персов мне не приличествует наслаждаться, так же, как прекращать болезни варваров — врагов эллинов.» [Гиппократ. Избранные книги. М.1936г. с.17.]
Среди подсказок великих врачей античности можно найти и другие, более конкретные и необычные, но это тема уже другого разговора.
C.-Пб. Иванов. Ю.В.