Юрий Иванов (историк медицины): ПАРАДОКСЫ ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНЫ. Глава 7
Завершая наш краткий обзор отдельных интересных фактов и странностей из эпохи античной медицины, мы, конечно, рассматриваем не случаи конкретных болезней или рецептов [такую публичную откровенность запрещает и КЛЯТВА Гиппократа], а нравственные, психологические, исторические страницы той эпохи, когда люди жили, болели, лечились, умирали… От себя добавлю, что слухи о «золотом веке» человечества, когда жители той же Греции и её колоний в Средиземном море,- наслаждались благополучием, красотой природы, «сибаритствовали» вместе с живыми Афродитами, и т.д.,- явно преувеличены… Средний рост тех же «афродит» был около 158 см., а средний возраст людей той эпохи [даже на о-ве Сибарис, где блаженствовали!?], — не превышал 38 лет…
Вернёмся к мыслям знаменитого Гиппократа Косского: «Благодарная память для врача должна быть выше минутной славы». Веком ранее легендарный Эзоп утверждал: «Благодарность — признак благородства души». Ещё ранее, в 7 в.до н.э. поэт Феогнид пишет:»…Если уж подл человек, нет благодарности в нём.» Большинство же выздоровевших греков свою благодарность адресовали чаще не врачам, а словно по обязанности,- богам, неся в храмы [Асклепейоны] изображения своих исцелённых органов, выполненные в ценном материале [о такой обязательной форме признательности я упоминал в 1-й главе наших обзоров, а здесь см. иллюстрацию из др.греческой вазописи].
«Медицина поистине самое благородное из всех искусств»,- напоминал Гиппократ своим коллегам, адресуя это именно врачам, а не остальной публике, что симптоматично!..
У этого ЧЕЛОВЕКА были замечания, казалось бы и далёкие от науки исцелений, например:
«Пьянство — причина слабости и болезненности будущих детей». Или такое:
«Брак — это лихорадка наоборот: он начинается жаром и кончается холодом».
Под влиянием трудов и мыслей Гиппократа оказались и его знаменитые современники, и прославленные философы, поэты, учёные следующих веков… Тезисы о чувстве меры у Демокрита нашли такое отражение:
«Жить дурно, неразумно, невоздержанно — значит не плохо жить, а медленно умирать.»
«Счастье даёт роскошный стол, благоразумие же — достаточный».
Практикуя, исцеляя и наблюдая тысячи пациентов, Гиппократ даёт простой совет:
«Врач должен всегда ободрять больного.» Или предостерегает:»Отчаявшись, больной сам приближает себя к смерти».
Сократ так же чувствует эту тему: «Нельзя врачевать тело, не врачуя души». Великий учёный, врач и поэт Востока Ибн Сина [Авиценна], изучавший античные тексты (в арабских изложениях) в своей «Поэме о медицине» через 1,5 т.лет единодушен:
«Бинтуя другу тело иль чело,
Ты доброе освоишь ремесло.
Но врач, творец божественной науки,
Сперва излечит от душевной муки!»
[Перевод — Ю.И.]
На темы, казалось бы далёкие от медицины, в наследии даже комедиографа Аристофана [445-385 гг. д.н.э.] можно найти одну из подсказок Гиппократа, изложенную языком поэта:
«Не насладится муж, когда жене не любо наслажденье!»…
Впрочем, у знаменитого, серьезного Платона уже куда более прозаичный взгляд на темы медиков (и не только) того и нашего (!) времени:
«Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей». — Можно, конечно, спорить с этим, но — мы же рассматриваем здесь не очевидные истины, а парадоксы!
Другая мысль принадлежит Аристотелю, стороннику учения Гиппократа. Этот великий философ и биолог заметил:»Опьянение — добровольное сумасшествие». А в своём знаменитом трактате «О душе», обсуждая и осуждая человеческие страсти, Аристотель даёт и своеобразный рецепт: «Искусство является очищением страстей».
C.-Пб. Иванов. Ю.В.