Мир зодчества: Церковь Покрова на Нерли
Многочисленные любители древнерусского зодчества ежегодно приезжают в Россию для ознакомления с величайшими памятниками архитектуры. Одной из жемчужин храмостроительного искусства второй половины 12 века является знаменитая церковь Покрова на Нерли.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы всегда являлся одним из самых любимых на Руси. Церковное предание повествует, что во времена осады Константинополя его жители всю ночь провели в храме, посвящённом Деве Марии, усердно моля её о покровительстве и заступничестве. Во время этой всеобщей молитвы блаженный Андрей, который был великим православным подвижником, увидел в храме Божью Матерь, простирающую над молящимися свой Покров — Мафорий. В ту же ночь осаждавшие бежали от стен города.
У жителей древней Руси сформировалось стойкое убеждение в том, что Богоматерь оказывает нашей отчизне своё святое покровительство.
Церковь Покрова на Нерли является первым храмом, посвящённым этому великому празднику. Созданный в 60-е годы 12 века по замыслу святого князя Андрея Боголюбского, храм был построен таким образом, чтобы Андрей мог любоваться его видом из окон своего дворца в местечке Боголюбово, расположенного невдалеке от города Владимира.
Церковь была воздвигнута в честь победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию. Успех этого похода в сознании народа прочно связывался с покровительством Божьей Матери.
Храм был сооружён в низине пойменного луга на специально насыпанном холме высотой 3 метра. Церковь расположена на берегу озера, живописно отражаясь в его водах. По мнению замечательного художника и искусствоведа Игоря Грабаря, «церковь Покрова на Нерли является не только самым совершенным храмом, но и одним из величайших памятников мирового искусства.»
Храм был построен в течение одного года из тесаного белого камня. Постройка относится к типу четырёхстолпного одноглавого придворно — княжеского храма.
Первоначально церковь была обнесена галереей, с которой осуществлялся вход на хоры. Луковичная глава была установлена в 18 веке, до этого времени она имела полусферическую форму. По изяществу и поэтичности архитектурных форм, по стройности пропорций и оригинальности скульптурных групп церковь Покрова на Нерли представляет собой несомненный шедевр мирового зодчества.
Лопатки с полуколоннами делят каждый фасад здания на три части и переходят в закомары. Архитектурный фриз разделяет постройку на два яруса. В фигурных консолях размещены многочисленные женские маски и фигуры на зооморфные мотивы. Композиционным и идейным центром храмового убранства является фигура царя Давида. Он изображён песнопевцем, восседающим на троне, у основания которого расположены львы, а по сторонам — птицы. На левом колене Давид держит Псалтирь, а правой рукой двуперстно благословляет верующих.
Иконографически образ Давида — музыканта соединён с образом Христа во славе. В боковых закомарах храма можно увидеть грифонов, держащих в своих когтях ланей. Эти образы символизируют Горний Мир, внимающий пению Давида. Над окнами храма проходит аркатурный пояс, включающий более 20 женских масок, которые символизируют посвящение церкви образу Девы Марии. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестово — купольную систему. Сами столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов, символизирующих силы зла, которым нет места на небесах. Внутреннее убранство храма полностью утрачено.
В 20 веке несколько десятилетий храм действовал в качестве музея. В настоящее время в церкви проходят богослужения. Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро — Суздальского музея — заповедника.
Вера Золотова.