ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: ЧАСОСЛОВ БЫТИЯ. Глава 5-я. «Часослов природы. Май — художник.»

Если вы хотите начать рисовать или что-то делать творческое, то лучше в мае, потому что в это время природа тоже становится художником. И тогда у ней можно спросить:
«Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?»

И, если бы природа могла, она, наверное, также по-детски ответила бы:
«Не видишь разве ты?
Кругом одни цветы,
Капелью по макушке,
Из ручейков речушки,
Веснушки на щеках,
И солнышко в глазах…»

То есть природа в мае отдает солнцу право быть художником, и оно с радостью начинает пользоваться всеми своими яркими красками. А точнее, бросает искрометные лучи на все вокруг, и все вспыхивает в солнечном ореоле, как поляна одуванчиков. И каждая краска начинает светиться как солнышко. Желтый цвет мая – это самое бурное проявление жизненной силы, а еще — салатовый и зеленый. Не потому, что эти цвета самые яркие. Такая предельная насыщенность у этих цветов бывает только в мае.

Май. Насыщенность красок в природе

Детские поэты тонко чувствуют проявление творческого начала в природе. Например Эмма Светлая:
«Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор…»

Между маем и апрелем есть своя преемственность. В апреле было торжество талой воды, таинство талой воды, чудо талой воды, все наполнялось ею, тающие частицы талой воды чудодейственно превращались в энергию жизни. А в мае вся эта энергия таяния переходит в энергию роста. И если носителем энергии таяния была вода, то теперь носителями энергии роста становятся растения…Такая вот смена преобладающей формы жизни – от воды к растениям!

А что творится внутри растений? Процессы, как …в атомном реакторе! Впрочем, почему как?…Живая клетка и есть по сути атомный реактор, в котором изменения происходят на уровне атомов. Мы не знаем, как эти изменения действуют на пигменты. Но художники замечают, что в мае возникает как бы воспламенение красок…Они цветут, играют, пламенеют …Май выступает как художник-алхимик… Все краски под солнцем как бы начинают светиться. Самая настоящая флюоресценция…явление, когда некоторые вещества (особенно жидкости) при освещении начинают светиться.

Май.  Самосвечение

Это явление самосвечения было впервые исследовано известным английским астрономом и физиком Джоном Гершелем (1792-1871) в 1845 г. на растворе сернокислого хинина и названо им «эпиполической дисперсией» (поверхностным светорассеянием) по причине того, что свойством самосвечения обладала, как казалось Гершелю, лишь поверхность жидкости. На самом деле светилась сама жидкость. Но в мае под воздействием солнечных лучей начинают светиться не только жидкости, но и растения.

То есть, если апрель, можно сказать, еще не художник, а подмастерье, который совершает подготовительную работу (грунтует холст, трет и разводит краски), то май уже берется за кисть – выплескивает на палитру краски и раскрашивает ими мир…

Чувства всех живых существ на эти выплески реагируют своими выплесками, своими красками. Поэтому в мае у каждого живого создания, от растения до человека, самая яркая палитра чувств. В мае мы захлебываемся эмоциями. Все кругом любит и поет…Так что даже не поэты начинают говорить красиво. А поэты рождают удивительные образы, например: «Зеленый дым листвы». Как сказано! Или «Молоком облитые, стоят сады вишневые». Или: «Юный лес, в зеленый дым одетый»…

А какая палитра запахов…Все пахнет весной. Это запахи выплескивающейся энергии жизни, запахи молодости, силы, свободы, переполняющего все живое счастья бытия…

Пахнет весной

Кругом полно чудес. Чудо в садах…Как-то в Вологодской области в деревне один журналист спросил священника: «Батюшка, а бывают у вас здесь чудеса какие-нибудь?» Тот огляделся и говорит: «А вот посмотри на яблоню, еще недавно она была как скелет, а сейчас, как невеста, вся в цветах. Разве это не чудо?»

Поэтому многим хочется назвать май волшебником, даже колдуном. И называют. Например, детский поэт Ярослава Перевозникова:
«Май колдует. Май играет
Тёплым солнечным лучом,
В одуванчик превращая
Или в зайчика ещё…»

Волшебство, колдовство…Вчера весна была невзрачной – кругом голые кустики-прутики, а утром вышел на крыльцо, а природа, как невеста, вся в цвету, в белой фате и белом платье. А девчонки…Вчера была рыжая и конопатая, тощая, как прутик, за яблоками бегала, а сегодня уже невеста, красавица, как распустившаяся почка или раскрывшийся цветок. И почка и цветок распускаются очень быстро (2-3 дня), и уже другие. И нет уже ни почки ни бутона. Люди, видимо, скопировали свадебный обряд у мая – фата, цветочки в волосах, улыбка…и крылышки как у ангела. Отсюда весенние свадьбы и молодожены, по-весеннему похожие…

Как в декабре были чудеса снега…таким же белоснежным может быть и май, только вместо снега – цветы… Это подметил еще Сергей Есенин:
«Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе…»

И об этих снежных майских цветах у самых разных людей рождаются слова, которые обычного человека превращают в поэта: «Свадебный наряд», «Соловьиный месяц май», «Май – это язык любви»…

Если в мае подарить любимой женщине магазинные тепличные цветы, какие бы красивые они ни были, она может не обрадоваться…Лучшее – враг хорошего. Лучшее в данном случае – сирень в парке, яблоня в цвету, живые цветы мая. Они невероятного цвета, они звенят и искрятся, а главное – от них исходит такая энергия жизни и любви, которой бывает только в мае.

Но такое удовольствие от майских красок связано не только с их красотой, свечением и энергией, но и с нашим восприятием, которое за зиму изголодалось по ярким цветам. Зимой мы голодаем глазами. Нам не хватает витаминов для глаз, начиная с ноября. В мае первая настоящая цветная вспышка, причем, не фрагментами, проблесками, как в марте, а длительно. Это как с голоданием. Если долго не ешь, а потом перед тобой ставят тарелку простого салата из овощей, то чувство голода усиливает аппетит, и он обостряет все чувства. Кажется, что салат божественен, форма и цвет, как и запахи, удивительны. Так и тут. Человек, особенно творческий, без некоторых цветов вообще не может, зрительно он голодает. Мозгу нужно цветовое питание, как желудку – пищевое.

Какая мысль может прийти в голову художнику в мае? Что захочет он нарисовать именно в этом месяце? Конечно, солнечный день, яркие краски мая, и, как ни странно,… зрителя, который ничего не делает, а только наблюдает.

Как у Федора Ивановича Тютчева:
«Весь день в бездействии глубоком
Весенний теплый воздух пить,
На небе чистом и высоком
Порою облака следить…»

Некоторые художники май изображают именно таким. Но не только таким.

Ю. Сергеев. Май – художник

«Я думал: как нарисовать май? – рассказывает художник Юрий Сергеев. – И вдруг поймал себя на желании лежать в таких первых травах, скажем в желтых майских одуванчиках, и…ничего не делать. Только наблюдать, наблюдать…как вот эта разомлевшая от солнышка собака. Говорят же: «Пришел май – под кустом рай». А в раю что делать? Наблюдать красоту и наслаждаться. Вся природа кругом работает, все гудит, трепещет, вибрирует от напряжения работы. И надо или влиться в этот общий сумасшедший фантастический процесс, включиться в такую же работу, или отойти в сторону и замереть, только наблюдая, вбирая в себя эту вакханалию жизни.

Иногда кажется, что все озабочены в мае навязчивой идеей — скорей бы все посадить, чтоб успокоиться и сидеть потом на лавочке и наблюдать. Только о последнем не говорят, говорят больше о дачной весенней страде…
«Ты, как, посадил уже огурцы? Я вчера пять грядок выкопал»
«А почему не растянул копание на неделю?»
«Да нет, что ты, надо быстрее»

Для чего? Чтобы побыстрее закончить и лечь, как эта собака среди одуванчиков. И бабка торопится, торопит внучку: «Давай быстрей, нам еще грядки на огороде копать!»
Так и должно быть, раз май – художник, значит нет большего удовольствия, чем лицезреть все, что он создает. То есть в мае быть зрителями – самое благодарное дело. И это не только отдых, но и работа. Потому что такое зритель? Это работа души.

Но художник на то и художник, что должен наблюдать, он прежде всего наблюдатель, зритель. Вначале он работает душой, собирая, как пчела, впечатления. И только потом приходит к нему (или не приходит) желание взяться за кисть.

К тому же в мае столько солнца и столько красок, что вначале это подавляет, а хочется только лежать и щуриться, вбирая в себя солнечное тепло, улавливая общее состояние природы, глазами как бы слыша весь цветовой хор. Такое желание охватывает всех, особенно это заметно на животных… собаках, кошках, которые могут под майским солнцем лежать часами. Человек в этом смысле (впитывание солнечной энергии и ее переработка) тоже животное, да, пожалуй, и растение. Ботаники изучают лист, как природную лабораторию, в которой происходят чудесные превращения солнечного света в разные вещества, одних процессов — в другие. А что происходит внутри нас, кто может сказать? Животные замирают. И мы тоже! И мы молчим, потому что невозможно одновременно ощущать невероятное и это анализировать…»

Если задуматься над словами художника, то становится чрезвычайно интересно. Красоты, видимо, и не должно быть слишком много, потому что тогда человек вообще перестанет работать и будет только наблюдать, наслаждаться красотой окружающего мира. Но, может быть, правы те философы, которые считают, что Бог создал человечество для оценки, чтобы было кому оценить все его деяния. Растения и животные ведь не оценивают, у них нет самосознания, они просто живут. Красота для них – не мысль, но просто гармония, которую можно ощущать и наслаждаться. И только человек анализирует, оценивает. Правда, не холодно и отстраненно, а чувственно, эмоционально. Чувства рождают мысли, а мысли подстегивают чувства.

Так, когда вокруг все работает (а в мае все очень интенсивно работает: идет процесс внутри растений, цветков, стволов деревьев, каждая клетка растения или животного – целая атомная станция, идет повсеместная и всеобщая переработка солнечной энергии, и все это фантанирует!), мы думаем, что «опьянели» от запаха сирени. На самом деле «пьянеешь» не только от запаха сирени, но и от колоссальной мощи тех процессов, которые вокруг нас невидимо происходят внутри нас и вокруг нас…

«Я рисовал с удовольствием. – рассказывает художник, — но мне хотелось полениться и передать эту свою лень, ощущение, что устал. А от чего? С одной стороны, это витаминный голод после зимы, так что хочется плюхнуться в эту траву и собрать всю энергию с этого луга. А с другой — это усталость от нахлынувшего обилия красок. Как в картинной галерее, где ты сразу видишь и Дюрера, и Босха, и Брейгеля, и Эль Греко, и Снайдерса, и Вермеера, и еще многих других…От такого обилия информации быстро устаешь, как и от мощной энергии, идущей от картин. Когда слишком много кислорода, вначале всегда спать хочется. Сидишь на диванчике и носом клюешь. Тебе говорят: «Чего такой квелый?» А ты отвечаешь: «Обалдел» …

Ведь что такое сильная картина? Это закрученная в спираль энергия, мысли, чувства художника, спрессованные в краски. Каждую картину начинаешь смотреть и как бы раскручивать, и сам потом не рад, столько на тебя вываливается энергии, водопад, вулкан…Сносит крышу.

Май – та же самая выставка (только природы), где много всего, причем яркого, сильного. И это подавляет. Не случайно основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков устраивал выставки одной картины, например, «Иванов. Явление Христа народу». Или «Суриков. Утро стрелецкой казни». Вешал ее, главную картину, а рядом другие, менее значительные… А тут все майские впечатления сразу. И все сильные. Смятение чувств.

С другой стороны май-художник пробуждает в нас не только зрителя, но и художника. Поэтому в мае мы ощущаем в себе желание украшать и всё начинаем по-своему это делать. Май по-своему это делает, а человек хочет по-своему, у него свой взгляд… В мае каждый день появляются новые краски. Только что был розовый, и тут же начинает зеленеть …Бледно-зеленый, потом все вкуснее и вкуснее…И человек пытается внести свое – красный цветок добавляет в зеленый фон поляны. Выстраивает свой порядок – геометрический: ульи, расставленные в шахматном порядке, поляну по циркулю, в центре – цветок. Особенно женщины любят все обустраивать. А еще они любят все лучшее. И в этой своей любви, в этом своем стремлении не могут остановиться.

Женщина с мотыгой как бы говорит Богу: «У тебя хорошо, а я тебе поправлю…Ты рассыпал одуванчики, а мой красный цветок будет по центру…» В день Ирины-рассадницы (18 мая) она сажает этот диковинный цветок, чистит под ним, как под кустом смородины. А бабушка возле нее действует по-своему — руками, без косы «выкашивает» все подряд. Так что сзади нее остается скошенная трава, как после трактора. Насиделась за зимние месяцы… Женщина «поправляет» май художественно, интеллигентно, по правилам, а бабуля по-простому, по народному. Так что получается у ней зеленый круг, целая зеленая лужайка вокруг куста. Она здесь как циркулем прочерчивает свой круг жизни…

Петухи и куры тоже наводят свой художественный порядок – червячков выискивают, рисуют клювом на траве свои узоры… И то, что женщина облагораживает цветок, бабушка этот цветок по кругу очерчивает, куры ищут весенних червячков, петух топчет кур, а собака лежит и всё это наблюдает или охраняет всю эту красоту, это май…»

Слушая художника, можно подумать, что май двулик. С одной стороны, он призывает наслаждаться красотой и лениво наблюдать, накапливая впечатления, а с другой – вовлекает всех в ритм труда, так что женщины вовсю работают.

Но дело в том, что сам май – трудяга, трудится, не покладая рук… Завязывать в каждом цветке соцветия жизни – очень сложная работа. Кажется, как просто – соки пошли вверх, почка согрелась и распустилась…А попробуй, сотвори подобное! Из маленькой фасолинки — целая Вселенная… И, если присмотреться и прислушаться, то все работают: жужжат, щебечут, пищат, кричат, ползут, бегут, тянутся, шуршат, тащатся, летят …видимая и невидимая титаническая работа природы, этакая единая работающая машина…

Май заряжает энергией

Выделяющаяся при этом энергия творит чудеса. Крестьяне, например, майским дождем смачивали голову, чтобы волосы росли также быстро, как майская трава. На Светлую Русалию (25 мая) бегали девки по утренней росе («майская роса – коням пуще овса»), заряжаясь девичьей силой на весь год. А бабы развешивали на зеленых кустах, да на первой травке расстилали вытканные холсты, чтобы сила первой зелени в них перешла. Майские молоко, мед, пчелиная пыльца, березовый сок — самые витаминные, целебные, лечебные. Природа, конечно, отчасти и художник, но в первую очередь – трудяга, а в мае особенно. И те, кто в это время берутся за лопату, грабли или косу, через некоторое время чувствуют какой-то душевный подъем. Потому что попадают в рабочий ритм природы.

Но не только из-за этого. В нас ключом начинает бить энергия весны. Ее же надо куда-то девать. И это удовольствие – ее куда-то приложить. Достаточно вспомнить, как мы все в мае собираемся на дачу – копать, сажать. Раньше на Руси человека, рожденного в день Козьмы-огородника (1 мая), все прочили в огородники. В мае все копают и что-то сажают. Сейчас, может, и нет, а раньше даже с демонстрации уходили, торопились на дачу, на огороды, чтоб скорее взяться за лопату. А потом на работе обсуждали: «Ты сегодня сколько гряд выкопал? Десять. А я четыре, а пятую только наполовину. Не рассчитал – спину прихватило». Столько дел, и все надо успеть. Как говорят: «Май – коню сена дай!» Или еще говорят: «Рад бы жениться, да май не велит.»

За обыденным – величественное. Обыденное – работа с мотыгой или серпом, а за этим величественный и дерзкий помысел – стремление дополнить Бога, вплести свой голос в общий хор, гимн жизни. С другой стороны за общим мельтешением – тайная невидимая грандиозная работа жизни…

А женщины со своей рассадой…весной они начинают на подоконниках рассаживать разную зелень, и, как подходит май, спешат с этой рассадой на дачу, чтобы скорее заняться землей, повтыкать все побыстрее в землю…Это женское. Ведь еще наши предки славяне отождествляли женщину с плодородной землей-матушкой, и многие наши древние обряды основаны на этом сравнении…

Человек вносит в природу что-то свое – оценку

Природа в мае трудится, творит, а человек, как высшая ее ступенька, как творец, он обязательно вносит что-то свое. Какие поправки человек вносит в майскую красоту? Рыхлит землю, грядки выравнивает, тропиночки протаптывает вдоль грядок, разбивает все на участки…В мае грядки уже за зиму потеряли форму. А покопаешь, и снова границы четкие. Это работа ландшафтного дизайнера, который просыпается в мае в каждом из нас. Вот чем надо заниматься в мае – украшать окружающий мир. Так раньше и было. А что у нас происходит сейчас?

Женщины, переселившись в города, стали наводить красоту не в окружающем мире, а на себе. И до того увлеклись, что уже изощряются: изменяют формы лица, наращивают или укорачивают грудь, даже меняют пол. Молодежь не отстает: вставляют в нос, в губы, в уши, например, скрепки, в пупок – брелки и цепочки, в язык – тоже всякое: шарики, даже лезвия,..Да и сам язык раздваивают как жало змеи….А здоровые зубы просверливают и вставляют фианиты.

Чуть в меньшей степени, но также изгаляются и мужчины. Украшали бы природу, себе не уделяли бы столько внимания. Нельзя человеку столько собой заниматься. А сейчас из-за вот этого смещения внимания на себя, уже и малолетки начинают краситься как мадам Помпадур в годы увядания…А кто будет отвечать за обряд, за традиции, за собирание всего лучшего, что подсказывает жизнь?

Женское эстетическое начало по украшению мира не может без реализации. Даже в тюрьме, в камере смертников женщины украшают свое последнее прибежище: тряпочки на стол, цветочек в стакан…А сейчас соревноваться с художником-природой разучились и разохотились. Надо возрождать это соревнование с детства, тогда планетная энергия женщин обратится на землю, и земля станет садом.

Общую трудовую и энергетическую картину мая дополняют пчелы. Поэтому художник расставил ульи здесь, как инструменты в оркестровой яме. В марте их не видно, в апреле они только начинают появляться, а в мае уже вовсю трудятся, участвуют в энергетическом процессе природы. В другие месяцы, до мая и после мая, они летают, на них никто не обращает внимания. Но в мае все их видят. Май без пчел не май. И не только зрительно. Они начинают возле своих ульев жужжать, и этот музыкальный шум, этот, по словам поэта Арсения Тарковского, «альтовый гомон пчел» как будто задает всем другим звукам мажорный деловой рабочий тон, нагружает весы природы новой ценной тяжестью:
«Сирени вы, сирени,
И как вам не тяжел
Застывший в трудном крене
Альтовый гомон пчел?»

Есть дуэты в природе, в первую очередь пчела и цветок. Пчела без цветка не может, а цветок без пчелы. И вообще с появлением цветов в природе, наверное, одновременно появились и пчелы. По мифам бабочка и пчела – это ожившие порхающие цветки. И появляются почти одновременно. В конце апреля пчеловоды из подвалов и теплых сараев вытаскивают ульи с пчелами на Свет Божий. Так что в мае они вовсю летают, жужжат (слуховое полотно) и мельтешат (зрительное), а к тому еще и работают, трудятся. Говорят же: «пахать как пчелка»…

Май без пчел не май

Сам май как будто подсказывает нам, что делать в этой жизни. Хаос в голове, много всяких дел, не знаешь, за что хвататься? Поезжай в деревню, оглядись вокруг. Деревья, кусты, ветви, цветы, яркие майские краски…все это расположено не случайно и хаотично, а в невидимой разумной гармонии. Разуйся и походи утром босиком по росистой траве, особенно на Росенник (19 мая). Покопай немножко, не торопясь. В свое удовольствие. И все в голове уляжется, приведется в порядок. Станет ясно, что в жизни главное, а что второстепенное. Не так трудно жить в единстве с природой и делать то, что природа подсказывает, а не сходить с ума от нечего делать. В мае природа напоминает человеку, что он – художник, что не так это трудно почувствовать себя художником.

И надо что-то делать на земле. Ехать в деревню, на дачу – сажать цветы, всякую зелень. Вот общая идея. То есть человек в мае выходит на природу и видит уже готовую картину, а Бог ему как бы говорит: «А теперь ты добавляй!»

Но есть граница между Богом и человеком, между божественным и человеческим. Человек в определенный момент осмелел и начал добавлять, «поправлять» божественное. И…обнаглел. Многие годы мы так и считали, что природа несовершенна, ее надо поправлять, дополнять, все преобразовывать: прореживать леса, осушать болота, изменять русла рек, чтобы орошать пустыни…Сейчас, когда наука накапливает данные, которых раньше не было, мы начинаем понимать, что поворачивать реки нельзя, потому что в одном месте мы обогащаем водой пустыню, а в другом — воды начинает не хватать. Болота осушаешь, начинается цепочка пожаров по всем лесам…Меняется флора и фауна…Болото осушать нельзя, потому что оно поит водой целый лес и питает комаров, которыми кормится масса разных птиц, лягушек и прочей живности. Птицы без комаров исчезают, плодятся всякие паразиты и вредители…Перегной от болота нужен для следующих поколений…Это уже связь с будущим. Мы в свое время напоправлялись. А начинается поправление природы с такого маленького: чуть тут подправим, тут подрежем, подкосим…А после уже пустыня…Будет кого-то раздражать эта желтая масса одуванчиков и скосят всю поляну…И пчелам не с чего будет собирать нектар…

Земля, дачи, сады, огороды…это все актуально. Попробуй, в мае скажи дачнику: «Не копай, не сажай рассаду…» Бесполезно. Его влечет неведомая сила. Она же управляет и пчелами, гоня их из ульев к цветам. Она же заставляет распускаться почки и цветы, а потом эти самые цветы превращает в бабочек. В мае надо быть художником, это очевидно. Пришел месяц творчества. Для всех творческих людей это знак – бросать все текущие дела и заняться чем-то заветным. Для нетворческих – прислушаться к себе. В мае все бывает, может быть, впервые вы ощутите в себе творца. А прозеваете, отмахнувшись делами от весенних призывов творить, значит не реализовались, потому что июнь, июль, август это уже лето, страда для сельчан, целый фронт повседневных забот: сенокос, коров на луга, пахота, сев, прополка…Свои проблемы и у горожан. А главное – летние месяцы это уже не май-художник, они будут диктовать нам совсем другие задачи…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий