Программа SETI@home: «МЫ ИЩЕМ НЕ ТЕХ ИНОПЛАНЕТЯН?»
ОТДЕЛИМ «ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА» ОТ ЗВЕЗДНЫХ ПЛЕВЕЛ
Если кто не в курсе — поиск внеземных цивилизаций не прекращается ни на минуту. Происходит эта фантастическая работа в рамках программы SETI@home (Search for Extraterrestrial Intelligence@home), заявленной самой первой в мире организацией по поиску братьев по разуму SETI, образованной еще в 1959 году. Суть программы состоит в том, что с помощью старейшего в мире радиотелескопа Arecibo, расположенного в Карибском море на острове Пуэрто-Рико, исследователи ищут узкополосные радиосигналы из космоса. По убеждению специалистов, внеземная цивилизация — если она цивилизация! — должна использовать радиосвязь. Ведь, например, земные радиостанции можно поймать в ближайших звездных системах на хороший приемник.
Далее полученные радиотелескопом Arecibo данные распространяются по всему миру — и миллионы компьютеров добровольцев (любой желающий может стать участником проекта) выполняют отдельные вычислительные операции, то есть занимаются «процеживанием», фильтрацией отдельных фрагментов шума, полученного Arecibo, и поиском в нем «золотых зерен». После чего результаты «сливаются» обратно и подвергаются дальнейшему анализу. Этой трудоемкой работой сегодня заняты более четырех миллионов пользователей компьютеров во всем мире.
«Золотыми зернами» ученые называют сигналы, имеющие искусственное происхождение. Их-то и ищут. Источники радиоволн, которые интересуют ученых, должны соответствовать одному принципу: четкость и повторяемость сигнала, исходящего из одной и той же точки. Обычно такие сигналы, в связи с перемещением антенн телескопа, длятся 12 секунд и отображаются на дисплее в форме колокола. Подобные сигналы могут исходить от спутников и межпланетной пыли, однако они обычно не повторяются. А ученых интересуют в первую очередь повторяющиеся сигналы. Правда, с 1995 года, когда SETI@home была запущена (а вообще сигналы в космос человечество отправляет уже 50 лет), ведущие специалисты программы несколько потеряли боевой настрой. Ведь уже было «прослушано» 93% небосвода, но инопланетяне так и не подали голос.
— Шансы — 1 к 10 000, что какой-то из этих сигналов действительно окажется приветом от чужих цивилизаций, — признался как-то в интервью Дэн Вертимер, один из руководителей SETI@home.
КОГДА ЗАГОВОРЯТ ЖИВОТВОРЯЩИЕ «ЖЕЛЕЗЯКИ»
А может, мы не тех инопланетян ищем? Этим вопросом задался главный астроном проекта SETI Сет Шостак.
— До сих пор мы рассчитывали получить сигнал от биологических существ с планеты, похожей на Землю, — объяснил свои сомнения ученый. — Ведь SETI до сих пор работает, исходя из допущения, что инопланетяне — живые организмы в понятном людям смысле. Таким образом, идет поиск живых форм, которые бы подчинялись, по крайней мере, некоторым правилам биохимии, жили в течение ограниченного времени, производили потомство и, что самое главное, эволюционировали. Но, по-видимому, нам стоит всерьез рассмотреть возможность контакта с инопланетной цивилизацией «разумных машин»?
По словам Шостака, вероятность обнаружить инопланетный искусственный разум выше, чем шанс встретить биологическую форму жизни. Ученые, вовлеченные в SETI, уже давно размышляют о том, что проблема возникновения жизни могла решаться разными способами и с использованием разных химических и биологических веществ. В связи с этим инопланетяне могут не только выглядеть иначе, но и на биологическом уровне функционировать совершенно иным образом, нежели люди.
— Эволюция живых организмов движется вперед гораздо более медленными темпами, нежели технологический прогресс, — уверяет Шостак. — Иными словами, чтобы биологические организмы смогли выйти за пределы собственной планеты, им требуется очень много времени. В то же время технологии развиваются достаточно быстро, чтобы перегнать своих создателей. Таким образом, «разумные машины» могут первыми оказаться в космосе и вообще пережить собственных изобретателей. Посмотрим на шкалу времени развития технологий. В какой-то момент вы изобрели радио, затем вышли в эфир, и уже затем у вас появился шанс найти братьев по разуму. Но в течение полутора столетий от изобретения радио — способ беспроволочной связи был открыт в 1866 году — вы изобретаете думающие машины. Возможно, мы сделаем своих искусственных двойников, роботов, клонов, в этом, ХХI веке. Следовательно, вы создаете своих преемников, и лишь в течение пары столетий собственно представляете «биологический разум».
Шостак предлагает искать внеземную искусственную жизнь в местах, особенно богатых энергетическими ресурсами, поскольку только они могут интересовать роботов-инопланетян. А такими районами поиска могут стать горячие, молодые звезды и центральные области галактик.
Тем не менее поиски сигналов от биологических существ с других планет ученые будут продолжать. Все-таки трудно отказаться от мечты поговорить с живыми существами, а не с роботами с планеты Железяка. Существует еще одна программа института SETI под названием Phoenix, которая будет намного более адресно отслеживать предполагаемые источники сигналов внеземного разума. Для нее выбрано несколько звездных систем, в которых, по мнению астрономов, наиболее вероятно наличие жизни, и именно эти системы будут «прослушиваться». Кроме того, ученые из Гарвард-Смитсоновского Астрофизического центра приступили к реализации программы MEarth по систематическому поиску Суперземель (планет с массой от одной до десяти земных), пригодных для обитания. Планеты планируется искать вокруг так называемых красных карликов — маленьких и относительно холодных звезд. Их жизненный цикл в сотни раз длиннее, чем у таких звезд, как Солнце. Если на какой-нибудь планете возле красного карлика возникла простейшая жизнь, то вероятность, что она разовьется во что-нибудь интересное — несравненно выше, чем у таких недолговечных звезд, как Солнце. Это связано с тем, что для развития высокоорганизованной жизни требуются миллиарды лет эволюции.
В ПОИСКАХ ЗЕМЕЛЬ ОБЕТОВАННЫХ— В те времена, когда была основана организация SETI, мы знали о существовании равно девяти планет, все как одна — в пределах нашей Солнечной системы, — рассказывал на одной из своих лекций Дэйв Голдберг, профессор астрофизики Технологического института Дрексела (США, Филадельфия). — Поскольку Плутон впоследствии был понижен в звании до «карликовой планеты», а на всех остальных или жарко, или холодно, или они сделаны из газа, возникало искушение сказать, что перспективы найти другую цивилизацию или планету-колонию весьма туманны. Не то чтобы мы были уверены, будто у других звезд планет нет. Просто мы их к тому времени еще не обнаружили.Все изменилось в конце 1980-1990-х годов, когда планеты начали открывать направо и налево. Обычно планеты мы открываем, поглядев на звезду. Планеты вертятся вокруг своего солнца, а солнце, строго говоря, тоже вертится вокруг планет, хотя и очень слабо. Если планета достаточно массивна и достаточно близка к своей звезде, то звезда чуть-чуть колеблется при каждом проходе планеты по орбите — и это можно измерить, чтобы определить массу планет. Светлана Кузина.Источник: «Российский космос»Материал в Интернете